С древнейших времен до Киевской Руси. 10–11-е классы

Разделы: История и обществознание


Интегрирующая дидактическая цель:

  1. Помочь учащимся получить знания о восточных славянах в древности, возникновении древнерусского государства, крещении Руси. Показать историческую закономерность процесса образования славянских государств.
  2. Дать информацию о первых русских князьях, о первом письменном законе Руси «Русская Правда».
  3. Продолжить формирование умений усваивать информацию по текстам учебных пособий, дополнительной литературе, сопоставлять факты, делать выводы, на практике применять полученные знания, оценивать свою работу и работу группы в целом, работать с картой.
Учебный элемент Название учебного элемента Время (мин.)
У.Э. 0. Мотивирующая беседа 5
У.Э. 1. Входной контроль 10
У.Э. 2. Восточные славяне в древности 15
У.Э. 3. Возникновение древнерусского государства. Крещение Руси. 15
У.Э. 4. Государство и общество 15
У.Э. 5. Завершающий контроль 15
У.Э. 6. Рефлексия 5

Ход урока

У.Э. 0. Мотивационная беседа.

Частная дидактическая цель: Мотивировать учащегося на изучение данной темы, показать ее значимость для каждого человека.

О важности изучения истории говорили люди разных времен.

Оратор Древнего Рима Цицерон считал, что история – это учительница жизни. Потому что не знать того, что было до твоего рождения, означает навсегда остаться ребенком». Известный русский историк В.О. Ключевский образно выразился , что «История – это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого». Каждый образованный человек должен знать историю своей страны, своего народа. А.С. Пушкин говорил: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, а не уважать оной есть постыдное малодушие».

У.Э. 1. Входной контроль.

Частная дидактическая цель: Проверить насколько учащиеся подготовлены к восприятию нового материала.

Оценить свою работу по следующим критериям:

А) выполнены все задания – «5»;
Б) выполнено 7 заданий – «4»;
В) выполнено 4 задания – «3».

Вопрос Ответ
1 Перун – это бог …  
2 Согласно «Повести временных лет» перечислите восточнославянские племена  
3 Объясните понятие «уроки»  
4 Назовите Кодекс законов в Киеве, составленный братьями Ярославовичами  
5 Свяжите имена Владимир, Ольга, Игорь, Ярослав Мудрый  
6 Перечислите князей династии Рюриковичей  
7 Значимым событием 882 года является  
8 Какое событие соответствует дате 988 год  
9 Назовите систему земледелия восточных славян  

Задание учителя:

Обозначить тему сегодняшнего урока.

Мультимедиа (2 минуты текст, звук, видео.)

С древнейших времен до Киевской Руси.

У.Э. 2. Восточные славяне в древности.

Частная дидактическая цель: Рассмотреть на карте территорию расселения славян и дать краткую характеристику быта, занятий. Описать облик наших предков-славян.

Все вопросы и задания учителя обсуждаются в группах по 4-5 человек, на который разделен класс.

1 группа. Рассмотреть на карте территорию расселения славян и дать краткую характеристику быта, занятий.

 
Рисунок 1
 

2 группа. Используя таблицу «Основные славянские божества», ответьте на вопрос: Что было свойственно язычеству восточных славян ?

«Основные славянские божества»

Название Значение Древнегреческий аналог Древнеримский аналог
Сварог Бог Неба Уран. Гера Юнона
Дажбог Бог Солнца Гелиос Соль
Стрибог Бог Ветра Борей, Нот, Евр, Зефир  
Перун Бог грома и молнии, покровитель дружины Зевс, Арес Юпитер, Марс
Велес Бог скота и покровитель пастухов Артемида, Гермес, Пан Диана, Меркурий, Фавн
Ярило Бог весны (или солнца)    
Купала Бог лета    
Мокошь Богиня женского рукоделия Гестия Веста

3 группа. Опишите, как вы представляете облик наших предков-славян. Используя прилагательные из текста. Какими чертами ха­рактера они обладали? Какие из них вам нравятся? Почему? 

«Они (славяне) сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никаким образом нельзя склонить к рабству или подчинению. <...>
...Они очень высокого роста и огромной силы, ...это неплохие и совсем не злобные люди. Они гостеприимны, радушны...
...Они выносливы, мужественно переносят жару, холод, дождь, голод. Му­жественно выдерживают пребывание в воде..., будучи застигнуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту боль­шие выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне, дышат с помощью их; и это могут проделывать в те­чение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их присутствии...
...В бой идут с двумя небольшими копьями, а некоторые имеют прочные тяжелые щиты. Вооружение их составляют луки и стрелы. В сражении сла­вяне избегают открытых местностей, встречая врага в лесах или у обрывов; при этом они широко пользуются искусством засады». (Антонова В.Ф. книга для чтения по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII/ -М., 1988.- С.3-6.)»

Учащиеся высказывают свое мнение, возможно дискуссии.

У.Э. 3. Возникновение Древнерусского государства. Крещение Руси.

Частная дидактическая цель: 

  • Осветить тенденции и динамику развития древнерусского государства. Остановится на особенностях правления княгини Ольги («уроки», «погосты»), князя Владимира (принятие христианства).
  • Показать причины и факторы возникновения русской государственности научиться различать язычество и христианство.
  • Понимать исторические закономерности процесса образования славянских государств.
  • Самим использовать в повседневной жизни древнейшие языческие представления (масленица, новый год,). Православные праздники святых и те обычаи (Иванов день, Спас-Медовый, Купальский день).

Задания учителя: Обсудите в группах следующие вопросы: 

1 группа.

Какие древнейшие языческие представления вошли в нашу повседневную жизнь и что символизируют образы и обряды древнейших славянских праздников (масленица, новый год, святочный цикл, и т.п.).

Охарактеризуйте народные приметы (о погоде) и загадки и т.п. Можно воспользоваться материалом, в частности, текста Словаря Живого Великорусского языка В.И. Даля. Существует и его электронная версия в Интернет?

2 группа.

Перечислите известные православные праздники святых и те обычаи, которые связаны с языческим происхождением (день Ильи- пророка, Спас - Медовый, Яблочный, Ореховый) и т.д.

3 группа.

Озаглавьте текст.

Христианство усердно боролось с остатками языче­ского мировоззрения, прочно державшегося в русском обществе в течение многих веков. Таким образом, создался тот своеобразный синкретизм, двоеверие, которым пользовались и церковные власти, боровшиеся против язычества. Перун стал представляться в образе пророка Ильи, громыхающего своей огненной колесницей на небе в разгар летних гроз. Скотий бог Велес превратился во Власия, покровителя домашнего скота, и новгородская икона наивно изображает Власия среди разноцветных коров и овец. Проводы зимы и старинная языческая масленица и в последующие времена остались такими же пьяными и буйными, какими они были у восточных славян. Со следами языческой философии мы встретимся и в различного Рода сочинениях не только древней, но и средневековой Руси, а "равноапостолного Владимира несут на погребение по старому языческому обычаю в санях. Все это только говорит о том, что язычество восточных славян вовсе не так быстро уступило дорогу торжественному христианству и долго еще сохраняло свое значение преследуемого, но любимого народными кругами мировоззрения.

Тихомиров М. Русская культура Х-ХIII вв. М, 1968. С. 95

У.Э. 4. Государство и общество 

Частная дидактическая цель: охарактеризовать уровень развития Киевской Руси и систему управления.

1 группа. Установите соответствие между именами князей крупнейшими, событиями, связанными с их деятельностью 

ПЕРВЫЕ РЮРИКОВИЧИ: ГОДЫ И ДЕЛА

Даты Кто правил Основные дела
862-912 г.   Основание первого славянского государства со столицей в Новгороде
879-912 г.   Поход на Киев, взятие Смоленска, Любича. Киева. Перенос столицы в Киев. Поход на Константинополь. Византия уплатила дань Руси.
912-945 г.   Походы на Каспийское побережье; заключение мира с печенегами; неудачный поход на Константинополь (941г); договор с Византией о мире, союзе и торговле; гибель Игоря от рук древлян
945-964 г.   Покорение древлян; установление «уроков» (дани) и «погостов» (мест сбора дани); тайное крещение Ольги в Константинополе
964-972 г.   Походы на вятичей, на хазар, завоевание Таманского полуострова и основание Тмутараканского княжества; присоединение вятичей; походы в Придунайскую Болгарию; гибель Святослава в бою с печенегами на озере Хортица
972-980 г.   Присоединение древлянских земель к Киеву: победа над печенегами; заключение мира с Византией
980-1015г.   Попытка реформирования язычества; крещение Руси
1015-1019г.   Междоусобная борьба, убийство братьев Бориса, Глеба, Святослава Святополком Окаянным; поражение и бегство Святополка в Польшу
1019-1054 г.   Основание Ярославля, Юрьева; неудачный поход Владимира Ярославича на Византию; создание «Русской Правды»; Строительство собора св. Софии в Киеве

2 группа. Определите систему управления, сложившуюся в Киевской Руси.


Рисунок 2

3 группа. Прочитайте документ и определите событие. 

В лето 1097. Пришли Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и Василъко Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег и собрались в Любече для устроения мира. И обращались к себе, говоря: "Зачем губим Русскую землю, сами на себя вражду воздвигая, а половцы землю нашу терзают на части и радуются, что между нами войны и доныне. С этого времени соединимся в одно сердце и будем охранять Русские земли. Пусть каждый держит отчину свою <..>" и на этом целовали крест: "если кто пойдет на кого, то на того будем все <...>' и принеся клятву, разошлись восвояси.

Полное собрание русских летописей. Т. L. Стб. 256-257.

Задание для всех групп: Составьте рассказ, используя опорные словосочетания:

  • Разделение славян
  • Призвание дружины Рюрика на Русь
  • Образование государства Киевская Русь
  • Объединение Киева и Новгорода
  • Восстание древлян
  • Упорядоченность сбора дани
  • Крещение киевлян Владимиром
  • Окончательный разрыв церквей в христианском мире
  • Распад Киевской Руси.

У.Э. 5. Завершающий контроль

Частная дидактическая цель: Проверить насколько хорошо был усвоен изученный материал.

История России. Зачет 1 (компьютерное тестирование)

Оценки:

«2» – от 26 % до 50%
«3» – от 51%до 75%
«4» – от 76 % до 90 %
«5» – от 90 %-100%

У.Э. 6. Рефлексия

Частная дидактическая цель: Проанализировать насколько хорошо был усвоен изучаемый материал? Что нуждается в доработке?

Ответить на следующие вопросы:

  1. Было ли комфортно на уроке? С удовольствием ли вы работали?
  2. Как вы оцениваете работу группы?
  3. Какой вклад в работу в группы внесли вы?
  4. Хорошо ли Вы усвоили изучаемый материал?
  5. Какие вопросы нуждаются в доработке?