Интегрирующая дидактическая цель:
- Помочь учащимся получить знания о восточных славянах в древности, возникновении древнерусского государства, крещении Руси. Показать историческую закономерность процесса образования славянских государств.
- Дать информацию о первых русских князьях, о первом письменном законе Руси «Русская Правда».
- Продолжить формирование умений усваивать информацию по текстам учебных пособий, дополнительной литературе, сопоставлять факты, делать выводы, на практике применять полученные знания, оценивать свою работу и работу группы в целом, работать с картой.
Учебный элемент | Название учебного элемента | Время (мин.) |
У.Э. 0. | Мотивирующая беседа | 5 |
У.Э. 1. | Входной контроль | 10 |
У.Э. 2. | Восточные славяне в древности | 15 |
У.Э. 3. | Возникновение древнерусского государства. Крещение Руси. | 15 |
У.Э. 4. | Государство и общество | 15 |
У.Э. 5. | Завершающий контроль | 15 |
У.Э. 6. | Рефлексия | 5 |
Ход урока
У.Э. 0. Мотивационная беседа.
Частная дидактическая цель: Мотивировать учащегося на изучение данной темы, показать ее значимость для каждого человека.
О важности изучения истории говорили люди разных времен.
Оратор Древнего Рима Цицерон считал, что история – это учительница жизни. Потому что не знать того, что было до твоего рождения, означает навсегда остаться ребенком». Известный русский историк В.О. Ключевский образно выразился , что «История – это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого». Каждый образованный человек должен знать историю своей страны, своего народа. А.С. Пушкин говорил: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, а не уважать оной есть постыдное малодушие».
У.Э. 1. Входной контроль.
Частная дидактическая цель: Проверить насколько учащиеся подготовлены к восприятию нового материала.
Оценить свою работу по следующим критериям:
А) выполнены все задания – «5»;
Б) выполнено 7 заданий – «4»;
В) выполнено 4 задания – «3».
№ | Вопрос | Ответ |
1 | Перун – это бог … | |
2 | Согласно «Повести временных лет» перечислите восточнославянские племена | |
3 | Объясните понятие «уроки» | |
4 | Назовите Кодекс законов в Киеве, составленный братьями Ярославовичами | |
5 | Свяжите имена Владимир, Ольга, Игорь, Ярослав Мудрый | |
6 | Перечислите князей династии Рюриковичей | |
7 | Значимым событием 882 года является | |
8 | Какое событие соответствует дате 988 год | |
9 | Назовите систему земледелия восточных славян |
Задание учителя:
Обозначить тему сегодняшнего урока.
Мультимедиа (2 минуты текст, звук, видео.)
С древнейших времен до Киевской Руси.
У.Э. 2. Восточные славяне в древности.
Частная дидактическая цель: Рассмотреть на карте территорию расселения славян и дать краткую характеристику быта, занятий. Описать облик наших предков-славян.
Все вопросы и задания учителя обсуждаются в группах по 4-5 человек, на который разделен класс.
1 группа. Рассмотреть на карте территорию расселения славян и дать краткую характеристику быта, занятий.
Рисунок 1
2 группа. Используя таблицу «Основные славянские божества», ответьте на вопрос: Что было свойственно язычеству восточных славян ?
«Основные славянские божества»
Название | Значение | Древнегреческий аналог | Древнеримский аналог |
Сварог | Бог Неба | Уран. Гера | Юнона |
Дажбог | Бог Солнца | Гелиос | Соль |
Стрибог | Бог Ветра | Борей, Нот, Евр, Зефир | |
Перун | Бог грома и молнии, покровитель дружины | Зевс, Арес | Юпитер, Марс |
Велес | Бог скота и покровитель пастухов | Артемида, Гермес, Пан | Диана, Меркурий, Фавн |
Ярило | Бог весны (или солнца) | ||
Купала | Бог лета | ||
Мокошь | Богиня женского рукоделия | Гестия | Веста |
3 группа. Опишите, как вы представляете облик наших предков-славян. Используя прилагательные из текста. Какими чертами характера они обладали? Какие из них вам нравятся? Почему?
«Они (славяне) сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никаким образом нельзя склонить к рабству или подчинению. <...>
...Они очень высокого роста и огромной силы, ...это неплохие и совсем не злобные люди. Они гостеприимны, радушны...
...Они выносливы, мужественно переносят жару, холод, дождь, голод. Мужественно выдерживают пребывание в воде..., будучи застигнуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту большие выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне, дышат с помощью их; и это могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их присутствии...
...В бой идут с двумя небольшими копьями, а некоторые имеют прочные тяжелые щиты. Вооружение их составляют луки и стрелы. В сражении славяне избегают открытых местностей, встречая врага в лесах или у обрывов; при этом они широко пользуются искусством засады». (Антонова В.Ф. книга для чтения по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII/ -М., 1988.- С.3-6.)»
Учащиеся высказывают свое мнение, возможно дискуссии.
У.Э. 3. Возникновение Древнерусского государства. Крещение Руси.
Частная дидактическая цель:
- Осветить тенденции и динамику развития древнерусского государства. Остановится на особенностях правления княгини Ольги («уроки», «погосты»), князя Владимира (принятие христианства).
- Показать причины и факторы возникновения русской государственности научиться различать язычество и христианство.
- Понимать исторические закономерности процесса образования славянских государств.
- Самим использовать в повседневной жизни древнейшие языческие представления (масленица, новый год,). Православные праздники святых и те обычаи (Иванов день, Спас-Медовый, Купальский день).
Задания учителя: Обсудите в группах следующие вопросы:
1 группа.
Какие древнейшие языческие представления вошли в нашу повседневную жизнь и что символизируют образы и обряды древнейших славянских праздников (масленица, новый год, святочный цикл, и т.п.).
Охарактеризуйте народные приметы (о погоде) и загадки и т.п. Можно воспользоваться материалом, в частности, текста Словаря Живого Великорусского языка В.И. Даля. Существует и его электронная версия в Интернет?
2 группа.
Перечислите известные православные праздники святых и те обычаи, которые связаны с языческим происхождением (день Ильи- пророка, Спас - Медовый, Яблочный, Ореховый) и т.д.
3 группа.
Озаглавьте текст.
Христианство усердно боролось с остатками языческого мировоззрения, прочно державшегося в русском обществе в течение многих веков. Таким образом, создался тот своеобразный синкретизм, двоеверие, которым пользовались и церковные власти, боровшиеся против язычества. Перун стал представляться в образе пророка Ильи, громыхающего своей огненной колесницей на небе в разгар летних гроз. Скотий бог Велес превратился во Власия, покровителя домашнего скота, и новгородская икона наивно изображает Власия среди разноцветных коров и овец. Проводы зимы и старинная языческая масленица и в последующие времена остались такими же пьяными и буйными, какими они были у восточных славян. Со следами языческой философии мы встретимся и в различного Рода сочинениях не только древней, но и средневековой Руси, а "равноапостолного Владимира несут на погребение по старому языческому обычаю в санях. Все это только говорит о том, что язычество восточных славян вовсе не так быстро уступило дорогу торжественному христианству и долго еще сохраняло свое значение преследуемого, но любимого народными кругами мировоззрения.
Тихомиров М. Русская культура Х-ХIII вв. М, 1968. С. 95
У.Э. 4. Государство и общество
Частная дидактическая цель: охарактеризовать уровень развития Киевской Руси и систему управления.
1 группа. Установите соответствие между именами князей крупнейшими, событиями, связанными с их деятельностью
ПЕРВЫЕ РЮРИКОВИЧИ: ГОДЫ И ДЕЛА
Даты | Кто правил | Основные дела |
862-912 г. | Основание первого славянского государства со столицей в Новгороде | |
879-912 г. | Поход на Киев, взятие Смоленска, Любича. Киева. Перенос столицы в Киев. Поход на Константинополь. Византия уплатила дань Руси. | |
912-945 г. | Походы на Каспийское побережье; заключение мира с печенегами; неудачный поход на Константинополь (941г); договор с Византией о мире, союзе и торговле; гибель Игоря от рук древлян | |
945-964 г. | Покорение древлян; установление «уроков» (дани) и «погостов» (мест сбора дани); тайное крещение Ольги в Константинополе | |
964-972 г. | Походы на вятичей, на хазар, завоевание Таманского полуострова и основание Тмутараканского княжества; присоединение вятичей; походы в Придунайскую Болгарию; гибель Святослава в бою с печенегами на озере Хортица | |
972-980 г. | Присоединение древлянских земель к Киеву: победа над печенегами; заключение мира с Византией | |
980-1015г. | Попытка реформирования язычества; крещение Руси | |
1015-1019г. | Междоусобная борьба, убийство братьев Бориса, Глеба, Святослава Святополком Окаянным; поражение и бегство Святополка в Польшу | |
1019-1054 г. | Основание Ярославля, Юрьева; неудачный поход Владимира Ярославича на Византию; создание «Русской Правды»; Строительство собора св. Софии в Киеве |
2 группа. Определите систему управления, сложившуюся в Киевской Руси.
Рисунок 2
3 группа. Прочитайте документ и определите событие.
В лето 1097. Пришли Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и Василъко Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег и собрались в Любече для устроения мира. И обращались к себе, говоря: "Зачем губим Русскую землю, сами на себя вражду воздвигая, а половцы землю нашу терзают на части и радуются, что между нами войны и доныне. С этого времени соединимся в одно сердце и будем охранять Русские земли. Пусть каждый держит отчину свою <..>" и на этом целовали крест: "если кто пойдет на кого, то на того будем все <...>' и принеся клятву, разошлись восвояси.
Полное собрание русских летописей. Т. L. Стб. 256-257.
Задание для всех групп: Составьте рассказ, используя опорные словосочетания:
- Разделение славян
- Призвание дружины Рюрика на Русь
- Образование государства Киевская Русь
- Объединение Киева и Новгорода
- Восстание древлян
- Упорядоченность сбора дани
- Крещение киевлян Владимиром
- Окончательный разрыв церквей в христианском мире
- Распад Киевской Руси.
У.Э. 5. Завершающий контроль
Частная дидактическая цель: Проверить насколько хорошо был усвоен изученный материал.
История России. Зачет 1 (компьютерное тестирование)
Оценки:
«2» – от 26 % до 50%
«3» – от 51%до 75%
«4» – от 76 % до 90 %
«5» – от 90 %-100%
У.Э. 6. Рефлексия
Частная дидактическая цель: Проанализировать насколько хорошо был усвоен изучаемый материал? Что нуждается в доработке?
Ответить на следующие вопросы:
- Было ли комфортно на уроке? С удовольствием ли вы работали?
- Как вы оцениваете работу группы?
- Какой вклад в работу в группы внесли вы?
- Хорошо ли Вы усвоили изучаемый материал?
- Какие вопросы нуждаются в доработке?