1 урок – урок изучения нового материала.
ТЕМА: “Москва-столица Москвы”.
2 урок - обзорная экскурсия по городу Москве (посещение Кремля, Соборной площади, Красной площади)
ТЕМА: “Исторические достопримечательности Москвы вчера и сегодня”.
3 урок – закрепление пройденного материала.
ТЕМА: “Я люблю тебя город Москва”.
Авторские комментарии:
Целью данных уроков является знакомство учащихся со столицей нашей Родины - Москвой, с историей её возникновения. Урок направлен на формирование образа Московского Кремля и Красной площади как уникального комплекса архитектурных и исторических памятников. Урок снабжён презентацией и видеоклипом (Приложение 1). Использование презентации не ограничивается рамками одного урока. Презентацию можно показывать на внеклассных мероприятиях, на классных часах проводимых по данной теме. Презентация: вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы при создании презентаций.
Цель уроков:
создать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств, нравственной культуры при ознакомлении с достопримечательностями Москвы и изучении событий прошлого и настоящего, связанных с историей города.
Задачи уроков:
Образовательные задачи:
- познакомить с символикой Москвы (гербом, флагом, гимном);
- развивать кругозор учащихся, обогащать их словарный запас;
- познакомить учащихся с достопримечательностями Москвы;
- изучение событий прошлого и настоящего, связанных с историей города;
- расширить представление учащихся о городе Москве;
- учить детей работать индивидуально и в группе;
- формировать у учащихся образ Московского Кремля и Красной площади как уникального комплекса архитектурных и исторических памятников времен Московского государства.
Воспитательные задачи:
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности;
- воспитывать эстетическое отношение к достопримечательностям Москвы, воспитывать чуткость, тактичность учащихся друг к другу, чувство коллективизма.
Развивающие задачи:
- создать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств;
- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать, объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- способствовать развитию речи учащихся, учить обосновывать свои ответы, развивать пространственные представления учащихся.
В результате изучения темы: Москва – столица России ученик должен:
знать/понимать:
- название родной страны и ее столицы; родного города Зеленограда - района Москвы;
- государственную символику Москвы-столицы России (гимн, герб, флаг);
- достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Соборная площадь, Большой театр и др.;
- характеристику отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Расположение на карте.
уметь:
- определять признаки различных архитектурных строений г. Москвы;
- работать с планом своего города, с целью получения краеведческой информации и отработки элементарных приемов чтения плана и карты;
- определять последовательности исторических событий, соотносить года с веком.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ознакомления с городом в ходе проведения экскурсий к местам исторических событий, памятникам истории и культуры с целью ознакомления с достопримечательностями родного города, прошлым и настоящим родного города;
- обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае и городе;
- охраны памятников истории и культуры.
Оборудование уроков: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация,, изображения герба Москвы, флага Москвы, текст гимна Москвы, аудиозапись гимна Москвы, рисунки детей, видеоклип “Я люблю тебя город Москва”, аудиозаписи мелодичной музыки и песен о Москве.
Необходимое ПО: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, система Microsoft Windows, проигрыватель Windows Media, звуковые колонки.
1 урок. Урок изучения нового материала
(Слайды №1-30)
Новая информация представлена в виде последовательного ряда слайдов презентации.
Предложено к просмотру: Презентация
Ход урока
I. Организационный момент. (Слайд № 1)
Проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы урока.
Проверка домашнего задания.
II. Основной этап урока. Работа по новой теме.
1) Вступительная беседа учителя
Трудно представить, что когда-то Москва была маленьким посёлком. На крутом холме между реками Москвой и Неглинной срубили люди топорами маленький городок среди могучего бора. Место было водное, лесное, рыбное, охотничье. У холма пересекались водные и конные дороги. Получился город крепкий, и стали его называть по имени реки, у которой он стоял - “город Москвы”. Учёные до сих пор спорят по поводу происхождения названия “Москва”. Единого мнения на этот счёт нет. Одной из версий является та, что слово “Москва” означает “влажное место”. Впервые Москва упомянута в летописи в 1147 году. Этот год и считается годом основания Москвы.
2) Символика города. Подготовленный рассказ ученика. (Слайд №2-3)
Назовите основные символы государства. Дети называют. (Слайд №2)
Давайте послушаем рассказы ребят о символах нашей страны.
Герб — это эмблема города, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах. Герб украшен щитом с иконным изображением Георгия Победоносца — защитника Отечества, борющегося со змием. В этом гербе отразилась постоянная борьба добра и зла.
Флаг-изображение Георгия Победоносца в центре прямоугольного полотнища тёмно-красного цвета.
Гимн — главная государственная песня, в которой отражены народная любовь и патриотизм. Гимн исполняют и слушают стоя. Обычно музыка гимна — торжественная, эмоционально приподнятая, а слова — величавые. Итак, гимн — это торжественная песня, прославляющая нашу Москву. Давайте послушаем отрывок из нашего гимна Москвы. (Слайд №3)
3) Достопримечательности Москвы. (Слайды № 4-6)
Беседа с детьми с опорой на уже имеющийся опыт. Дети рассказывают, где они уже были в Москве, что видели.
4) Знакомство с Кремлём. Доклады подготовленных учеников. (Слайды №7-10)
Современный Кремль центр Москвы. (Слайд №7)
Любовь к Москве не мыслима без познания и понимания прошлого
Московский Кремль — древнейшая часть Москвы, главный общественно-политический, духовно-религиозный и историко-художественный комплекс столицы, официальная резиденция Президента Российской Федерации. Расположен на высоком, левом берегу Москвы-реки — Боровицком холме, при впадении в неё р. Неглинной. В плане Кремль — неправильный треугольник площадью 27,5 га. Стены Кремля очень прочные. На самом деле это две кирпичные стены, пространство между которыми заполнено булыжникам.
Историческое прошлое Кремля. (Слайд №8)
Первое поселение на месте кремля возникло примерно 4000 лет назад. Это установили археологи. Здесь были найдены осколки глиняных горшков, каменные топоры и кремневые наконечники стрел. Этими вещами когда-то пользовались древние поселенцы.
Место строительства кремля было выбрано не случайно. Кремль построен на высоком холме, с двух сторон окружённом реками: Москвой-рекой и Неглинной. Высокое расположение кремля позволяло заметить врагов с большего расстояния, а реки служили естественной преградой на их пути.
Согласно преданию, в то время неподалеку от Москвы находилась усадьба суздальского князя Юрия Долгорукого. Эти места настолько пришлись ему по душе, что он велел своему сыну Андрею (впоследствии известному, как князь Андрей Боголюбский) в устье реки Неглинной возвести взамен прежней, уже порядком ветхой крепости – новую, гораздо больших размеров. Это и был самый первый московский Кремль, тогда еще, разумеется, не каменный. (Слайд №9)
Первоначально Кремль служил укреплением посёлка кривичей, возникшего на Боровицком холме, мысе при впадении р. Неглинной в Москву-реку. Первое летописное упоминание о Москве относится к 1147 году. В 1156 году на территории современного Кремля были построены первые укрепления общей протяжённостью около 850 метров и площадью около 3 га. Укрепление было окружено рвом шириной 16-18 м и глубиной не менее 5 м. Земляной вал по ширине был около 14,5 м и 7 м по высоте. Для тех времён это была типичная средняя русская крепость. Вал был укреплён дубовыми брусьями, скреплявшимися на польский манер. В 1238 году во время монголо-татарского нашествия Кремль был разрушен. С 1264 года являлся резиденцией князей Москвы. В 1339 году построены стены и башни из дуба.
В 1367 году, при Великом князе Дмитрии Донском, деревянные стены Кремля заменяются стенами и башнями из белого камня. С этого периода в летописях часто встречается название — “Москва белокаменная”.
В 1485—95 годах, при Иване III, фортификационные сооружения Кремля перестраиваются: новые стены и башни выше и толще прежних, облицовываются красным кирпичом. В 1508—1516 годах на месте современной Красной площади был вырыт ров, вода в который поступала из реки Неглинной. Кремль становится неприступной крепостью, окружённой водой со всех сторон.
Башни Кремля. (Слайды №11-15)
В Кремле 20 башен. Все башни Кремля называются по-разному, чтобы их можно было отличать одну от другой. Самая древняя башня-Тайницкая (1485 г.). Самая молодая башня-Царская (1680 г.). Самая мощная башня - угловая Арсенальная. Самая низкая башня - Кутафья.
Тайницкая башня Кремля. (Слайд №12)
Тайницкая башня названа так, потому что под ней были вырыты тайный колодец и ход к Москве-реке. Это самая первая башня, которую построили при постройке Кремля в 1485 году. С неё началось строительство всех кирпичных кремлёвских укреплений.
Кутафья башня. (Слайд №13)
Кутафья башня - самая низкая башня Кремля. Это единственная башня, расположенная за пределами стен Кремля. Это башня-стрельница нужна для удобного обстрела нападающих. Соединяется башня проездным мостом с Троицкой башней Кремля.
Троицкая башня. (Слайд №14)
Проездная башня Кремля соединена Троицким мостом с Кутафьей башней. Это был первый мост через реку Неглинную. Построен в 1499 г. Первоначально мост был деревянным. Проезд в ворота башни защищали опускающиеся металлические решётки и стальные ворота. На ночь их запирали, а утром городские ворота открывали.
Спасская башня. (Слайд №15)
Высота Спасской башни -71 м. У Спасской башни было 10 этажей (ярусов). На Спасской башне находятся главные часы России - Куранты. Диаметр часов на башне - 6,12 м. Длина минутной стрелки часов - 3,28 м. Высота цифр на часах - 72 см. На Спасской башне 10 колоколов. Вес часов - 25 т. У часов 3 гири весом от 160 до 224 кг каждая. Маятник курантов весит 32 кг. У Спасских ворот Кремля в старину шла бойкая книжная торговля (здесь были торговые лавки, где торговали сначала рукописными, а потом печатными книгами.)
Соборная площадь. Соборы Кремля. Доклады учеников. (Слайды №16-20)
Успенский собор. (Слайд №17)
Успенский собор стоит на месте построенного ещё Иваном Калитой в 1326 году первого каменного храма. Построил собор итальянский архитектор Аристотель Фиорованти. Собор возведён по образцу Успенского собора XII века в городе Владимире. Собор служил усыпальницей московских патриархов и митрополитов. Вход в здание как бы охраняют архангел Михаил и ангел-хранитель; выше арки собора вписаны фигуры святых. Над ними - изображение богоматери с младенцем.
Благовещенский собор. (Слайд№18)
Это изящный собор девятиглавый с золотыми куполами. Строился псковскими мастерами как домовая крепость великого московского князя в 1484 году. С царским дворцом собор соединялся специальным переходом. Самой большой ценностью собора является иконостас.
Архангельский собор. (Слайд №19)
Собор был построен в 1505-1509 годах итальянцем Алевизом Новым на месте древнего Архангельского собора, построенном ещё при Иване Калите в 1333 году. Центральный купол позолочен, боковые покрашены серебряной краской. Архангельский собор является усыпальницей московских великих князей и царей. В соборе всего 54 захоронения или 46 гробниц.
Колокольня Ивана Великого. (Слайд №20)
Самое заметное строение в Кремле, его высота - 81 метр. В 1329 году на месте существующей колокольни была небольшая церковь в честь Иоанна Лествиничника. В 1505 году церковь разобрали и на месте старой заложили новую. Строителями были Бон Фрязин и Петрок Малый. К церкви пристроили звонницу. Всего на звоннице 21 колокол. Колокольня была главной дозорной башней Кремля, с её высоты обозревалась Москва и окрестности в радиусе до 30 километров.
Царь-колокол. (Слайд №21)
Царём на Руси называют все, что является выдающимся, главенствующим над другими. Царь-колокол считается самым большим колоколом в мире. Его вес -12500 пудов, что составляет 200 тонн. Его высота - 6 м 14 см, а диаметр - 6 м 60 см. Свою родословную он ведёт от Большого Успенского колокола.
Царь-пушка. (Слайд №22)
Царь-пушка отлита Андреем Чоховым. Она была создана в 1586 году в Москве, на Пушечном дворе во времена правления сына Ивана Грозного - Фёдора Ивановича. Это был результат развития литейного дела на Руси X века. Длина орудия - 5 метров 34 сантиметра. Калибр пушки-890 миллиметра.
Александровский сад. (Слайд № 23)
“Вечный огонь”. Могила Неизвестного солдата. (Слайд №24)
Во время Великой Отечественной войны в декабре 1941 года произошла битва под Москвой. Тяжёлые бои шли у деревни Крюково (сейчас город Зеленоград). Весной 1963 года на территории школы № 842 была обнаружена братская могила защитников Москвы. Останки солдат захоронили на 40 км Ленинградского шоссе, и был сооружён курган “Штыки”. Через некоторое время была обнаружена ещё одна братская могила. И именно оттуда был взят прах Неизвестного солдата. 8 Мая 1967 года в канун Дня Победы состоялось открытие памятника “Могила Неизвестного солдата” и был зажжён вечный огонь.
Грот “Руины”. (Слайд №25)
Грот “Руины” в Александровском саду это памятник-напоминание о войне 1812 года. Он был сооружён в честь победы в войне над Наполеоном.
Красная площадь. (Слайд №26-30)
Исторический музей. (Слайд №27)
В 1872 году в Кремле, Александровском саду открылась Политехническая выставка. На ней в павильонах была представлена вся Россия, её достижения в разных отраслях. В Москве не было общеисторического музея. И видные учёные, историки решили организовать Исторический музей России.
Памятник Минину и Пожарскому. (Слайд №28)
Первый скульптурный памятник в Москве. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский возглавили народное ополчение в борьбе против польского войска в 1612 году. Нападение было отражено. В 1815 году было предложено установить этот памятник.
Лобное место. (Слайд №29)
Говорят, что его назвали так, потому что оно находится на “ взлобье” - крутом обрыве. Впервые о нём упоминается в 1547 году. На лобном месте глашатаи зачитывали указы царей. Проводились народные молебны.
Собор Василия Блаженного. (Слайд №30)
Часто этот храм называют Собор Василия Блаженного “каменный цветок”. Правильное его название - Покрова на Рву. В 1552 русское войско одержало ряд побед во время Казанского похода. Казань была присоединена к Московскому государству, исчезла угроза с востока. Царь Иван IV велел поставить восемь “заветных престолов (церквей)”, посвятив каждый из них святому, в день памяти которого была одержана победа.
III. Итог урока.
Вот и закончилось наше путешествие. Расскажите, что больше всего запомнилось на уроке? - Кому-нибудь захотелось побывать в Москве? (Да!)
Мы с вами продолжим знакомство с Москвой на экскурсии по Москве.
2 урок. Обзорная экскурсия по городу Москве
(посещение Кремля, Соборной площади, Красной площади)
(Слайды №31-33)
Перед началом экскурсии мы вспомнили, что уже изучали на предыдущем уроке.
Вспомнили о правилах поведения на улице, правила дорожного движения, правилах поведения в общественном транспорте и в общественных местах.
На экскурсии мы побывали у стен Кремля, прошли на Соборную площадь, посмотрели достопримечательности Кремля, далее мы прошли в Александровский сад. Потом мы возложили цветы к могиле Неизвестного солдата, а потом прошли на Красную площадь. Ребята смогли на экскурсии поближе посмотреть культурные и исторические памятники города Москвы, вспомнить все, о чём мы говорили на уроке. В ходе экскурсии дети отвечали на вопросы экскурсовода. Возвращаясь домой, мы смогли полюбоваться красотой ночной Москвы.
3 урок. Закрепление пройденного материала
(Слайды №34-40)
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Основной этап урока.
1) Вспомнили, о чём говорили на предыдущих уроках, что узнали.
2) Вспомнили и прочитали пословицы и поговорки о Москве. (Слайд №34)
Москва-матушка.
Москва - всем городам мать.
Москва не город, а целый мир.
Кто в Москве не бывал, красоты не видал.
В Москве калачи, что огонь, горячи.
Наш городок - Москвы уголок.
В Москве каждый день праздник.
Москва - большая деревня.
Москва не сразу строилась.
3) Обсудили, что запомнилось учащимся после экскурсии, что понравилось, куда хотели бы ещё поехать на экскурсию.
4) Беседа о родном городе Зеленограде- районе Москвы. (Слайды №35-38)
Зеленоград - моя малая Родина.
5) Беседа об историческом прошлом Зеленограда. (Слайд №36)
Во время Великой Отечественной войны в декабре 1941 года произошла битва под Москвой. Тяжёлые бои шли у деревни Крюково (сейчас город Зеленоград).
6) Вспомнили символику родного города, послушали гимн города. (Слайд №37)
7) Зеленоград - молодой современный город электронной промышленности. (Слайд №38)
8) Конкурс рисунков о Москве.
Ребятам было предложено нарисовать город Москву или район Москвы - Зеленоград.
III. Итог урока.
Ребята мы говорили о городе, в котором мы живем. Вы заглянули в странички истории Москвы.
Итак, вы узнали о том, что город Москва был построен много лет назад.
Так какой же наш город: старый или молодой? Почему?
По возрасту наш город можно назвать старым, хотя в РОССИИ есть много городов старше Москвы. А по внешнему облику Москва неповторима, красива и молода. И теперь от вас будет зависеть, сможет ли она сохранить свою красоту на многие годы.
Давайте посмотрим видеоклип и еще раз вспомним историю Москвы.