Цель урока: Ознакомить учащихся с видами супов, общими правилами варки супов.
Задачи урока:
Образовательная:
Научить определять готовность супа, его вкусовые качества, анализировать допущены при приготовлении ошибок.
Развивающая:
Познакомить учащихся с историей супа.
Воспитательная:
Учить правильно и красиво оформлять готовые блюда.
Соблюдать санитарно-гигиенические требования и правила безопасности труда.
Наглядные пособия:
Таблицы, иллюстрации. Мультимедийный проектор и компьютер.
Оборудование:
Кастрюли, миски, ножи, сковорода, салфетки, посуда для подачи супов.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся.
Задачи на урок.
2. Введение нового материала.
Учитель: Суп - жидкое кушанье, представляющие собой отвар, приготовленный по определенному рецепту из мяса, рыбы, птицы, овощей, грибов, крупы и т. д. Отвар - это жидкость, насыщенная тем, что в ней варилось. Чистый отвар, сваренный из мяса, рыбы или птицы называется бульоном. На поверхности бульона образуется жир. Это - навар. Слайд 2.
История супа (сообщение учащихся).
Раньше на Руси все супы (рыбные, грибные, мясные и т.д.) называли ухой, что на языке наших предков означало “жидкая еда”. С середины 19 века ухой стали называть только рыбный отвар, а все остальные жидкие блюда, супами от немецкого слова suppe. Жидкое блюдо, у разных народов называются по своему, в Грузии-харчо, в Узбекистане и Туркмении – шурпа, в Азербайджане - пити, во Франции - консоме. Богатым выбором супов славится русская кухня. Это щи, борщи, уха, грибные супы и т.п. По сравнению со вторыми блюдами супы менее калорийны и небогаты витаминами. Поэтому в них хорошо добавлять зелень, коренья, репчатый лук, пряности и т.д. Многие супы содержат экстрактивные вещества. Они активизируют деятельность пищеварительных органов. И.М. Сеченов писал: “Суп - прежде всего аппетитное блюдо”.
Учитель: По способу приготовления супы делятся на прозрачные, пюреобразные, холодные, сладкие, молочные.
Прозрачные супы - концентрированные бульоны. Они должны быть не мутными и без жира на поверхности. Слайд 3.
Заправочные супы те, которые в конце варки заправляют пассированными овощами, томатом - пюре, сметаной. Слайд 4.
Супы-пюре готовят из разнообразных продуктов вареных, а затем протертых. Они хорошо усваиваются организмом, поэтому их чаще всего используют в детском лечебном питании. Слайд 5
Холодные супы - служат не только источником питательных веществ и средством возбуждения аппетита - они утоляют жажду, действуют освежающе. Их большей частью включают в меню летом, в жаркую погоду. Слайд 6.
Сладкие супы, которые вкусны как в холодном, так и горячим виде. Для них используют отвары из ягод и фруктов, фруктово-ягодные соки. В них добавляют отдельно отваренные макароны, рис, пшено, нарезанный кубиками пудинг. Слайд 7.
Молочные супы - относятся к блюдам быстрого
приготовления. В состав могут входить крупы,
макаронные изделия, а так же овощи и сухофрукты. Слайд
8.
3. Подготовка к практической работе.
Инструктаж:
- мытье рук, одевание спецодежды;
- подготовка инструментов для работы;
- повторение правил техники безопасного труда с горячими жидкостями, с электроплитами, режущими инструментами;
- повторение правил санитарии при выполнении практической работы;
- вводный инструктаж к проведению практической работы;
- требования к качеству готового блюда.
4. Практическая работа.
Изучается инструкционная карта
Приготовление вегетарианского борща. Вымыть и очистить картофель, коренья, морковь и все обмыть. Картофель нарезать кубиками размером 1,5-1,5. Морковь и коренья ломтиками (показать прием). Белокочанную капусту очистить, срезать поврежденные места, промыть и разрезать на две половинки вдоль кочерыжки, а затем нарезать соломкой. Зелень мелко порубить, лук очистить, обмыть и мелко нарезать. Кипящую воду посолить, опустить в нее подготовленную капусту и варить, накрыв крышкой до полуготовности. Добавить картофель. Пассеровать овощи, в последнюю очередь добавить томат и пассировать до тех пор, пока жир не приобретет цвет томата, и томат слегка потемнеет. Заправить суп пассированными овощами, поварить 5-7 мин, положить в него лавровый лист, перец. При подаче в тарелку положить рубленую зелень.
5. Закрепление новых знаний и навыков.
Проводится беседа с учащимися по вопросам:
- Какие супы называют заправочными?
- Что называют пассировкой?
- В чем заключается подготовка продуктов для приготовления супа?
- Как получить прозрачные бульоны?
6. Подведение итогов урока.
- Самоанализ деятельности учащихся.
- Оценка работы бригад.
- Анализ допущенных ошибок.