Цель урока: Обеспечить повторение и обобщение ЗУН учащихся по решению линейных уравнений и задач с их помощью.
Задачи урока.
- Обеспечить в ходе урока повторение алгоритма решения линейных уравнений, основных типов текстовых задач, способов их оформления и решения. Закрепить умения по составлению и решению линейных уравнений в ходе решения задач.
- Продолжить развивать умения: анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, приводить примеры. Формировать умение работать с таблицами, схемами. Развивать коммуникативные навыки при работе в группах.
- Воспитывать у учащихся ответственность за свою работу перед товарищами, поощрять взаимопомощь во время работы в группах. Воспитывать культуру учебного труда, экономного расходования времени.
Средства (оборудование):
- компьютер, проектор, экран;
- презентация: “Решение задач с помощью линейных уравнений”;
- раздаточный материал: карточки для устной работы (3 штуки), карты для практической работы в группах (по количеству групп), опорные конспекты для каждого учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент. (2 минуты)
Учащимся сообщается тема урока, его цель и задачи, ход урока (основные этапы). Учащиеся записывают в тетрадь дату и тему урока.
Начинается демонстрация презентации “Решение задач с помощью линейных уравнений” (Презентация) – 1 слайд.
II. Актуализация опорных знаний. (10 минут)
1 этап. Устная работа – 2 слайд.
Каждый ряд получает карточку для устной работы (Приложение 1). Учащиеся решают линейные уравнения “по цепочке”, вписывают буквы в соответствующий столбец.
По окончании работы проверяются её результаты. Учитель объясняет, что получившиеся слова (интеграл, логарифм, экспонента) – это математические термины, с которыми школьники познакомятся в старших классах.
2 этап. “Найди ошибку” – 3 слайд.
Фронтальная работа с классом. Учащиеся находят ошибки в решении уравнений, объясняют как их исправить, обосновывают свои предложения, опираясь на алгоритм решения линейных уравнений.
По окончании работы алгоритм повторяется полностью наиболее слабыми учащимися.
III. Повторение материала. (8 минут)
Повторяются и обсуждаются основные этапы решения текстовой задачи – 4 слайд.
Повторяются основные типы задач – 5-8 слайды: учащиеся читают условие, вспоминают и называют тип задачи и способ оформления её условия (вид таблицы), основные соотношения и формулы для данного типа.
По окончании обсуждения каждому учащемуся выдаётся опорный конспект (Приложение 2).
IV. Практическая работа. (15 минут)
Учащиеся разбиваются на группы по 4 человека (2 соседних парты). Каждая группа получает карту для практической работы (Приложение 3). Группа совместно обсуждает условие задач №№1-4, заполняет таблицы для кратких условий, составляет уравнения (решать их не нужно).
По окончании работы производится фронтальная проверка и обсуждение задач и составленных уравнений – 10-13 слайды. Уравнения записываются в тетрадь.
- Ребята, мы вспомнили основные, наиболее часто встречающиеся типы текстовых задач. Однако вы знаете, что существует великое множество задач других типов. В частности, задачи с геометрическим, физическим содержанием и другие.
14 слайд
Способы оформления задач также различны. Составление таблиц – это наиболее удобный способ во многих случаях, хотя совсем не обязательный. Например, при решении задач с геометрическим содержанием зачастую более удобен рисунок – 15 слайд.
И условия задач основных типов также могут оформляться по-разному. Например, задача № 1 может быть оформлена так: 16 слайд.
То есть рассмотренные нами схемы – это вовсе не догма, выбор оформления и способа решения задачи остаётся за вами. Он зависит как от условия задачи, так и от ваших личных предпочтений.
Задачу № 5 вы решите полностью так, как сочтёте наиболее удобным и правильным, а затем мы обсудим ваши варианты оформления.
Работа в группах, решение задачи № 5 в карте для практической работы.
По окончании решения обсуждаются варианты групп, учащимся демонстрируется 17 слайд как один из возможных вариантов оформления, проверяется правильность составления уравнении и полученного ответа.
V. Подведение итогов урока. (3 минуты)
Фронтальная работа с классом:
- Какие типы задач можно назвать основными?
- Каковы их характерные особенности?
- В чём их сходство, отличие?
- Как можно оформить условие задачи?
- Что необходимо проверить, прежде чем записывать ответ? (Соответствие ответа смыслу задачи).
Наиболее активным учащимся выставляются оценки за урок.
VI. Домашнее задание. (2 минуты)
- Решить уравнения, составленные по задачам № 1-4.
- Придумать и решить задачу одного из основных типов, оформив её в соответствии с опорным конспектом.