Предмет: физика.
Класс: 5 общеобразовательный.
Тема: Путешествие в мир постоянных магнитов.
Тип урока: комбинированный.
Формы и методы обучения: работа с текстом за компьютером, выполнение экспериментов фронтально, демонстрация опытов, самопроверка усвоенного материала.
Задачи занятия:
образовательные – начать формировать представления о постоянных магнитах, познакомить с их свойствами, применением в технических устройствах, а также с магнитным полем Земли, способствовать формированию умений по проведению и объяснению результатов физических опытов.
развивающие – стимулировать познавательную активность ребят, продолжить формирование умения вести исследовательскую работу, ставить и анализировать физический эксперимент, способствовать развитию интереса к физике и ее истории, умению формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать, формированию самооценки.
воспитательные – способствовать формированию интереса к изучению законов природы и их применению в разных областях человеческой деятельности; воспитание культуры общения при работе в группе, умения излагать и отстаивать свою точку зрения, развитию умения анализировать свою деятельность и деятельность своих товарищей, формированию способностей в принятии совместного решения.
Учебно-методическое обеспечение:
1. Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. Физика. Химия. 5-6 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. Заведений.- М.: 2008.
2. Шулежко Е.М., Никифоров Г.Г. Физика. Учебник – рабочая тетрадь для учащихся 6 класса/ Под ред. Ю.И.Дика – Спб: “Специальная литература”, 1998.
Необходимое оборудование и материалы для занятия: мультимедийный проектор, наглядная презентация “Путешествие в мир постоянных магнитов”, лабораторное оборудование для эксперимента, набор приборов и материалов для проведения практической работы “Свойства постоянных магнитов”.
Время реализации занятия: 45 мин.
Авторский медиапродукт:
- cреда PowerPoint.
- вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала. Презентация
- технологический сценарий:
- структура медиапродуктов.
№ п/п | Структурные элементы | Временная реализация | № слайда |
1 | Организационный момент | 1 минута | |
2 | Повторение изученного на прошлом уроке | 6 минут | 2-4 |
3 | Постановка познавательной задачи (загадка) | 2 минуты | 5-7 |
4 | Получение информации: индивидуальная работа на ПК | 6 минут | 8-15 |
5 | Решение познавательной задачи. Практическая работа | 14 минут | 16-17 |
6 | Совершенствование знаний: обработка информации, полученной в ходе практической работы и работы за ПК | 4 минуты | 18-20 |
7 | Закрепление и проверка знаний: индивидуальная работа обучающихся на ПК (решение теста) | 7 минут | 21-27 |
8 | Итоги занятия. Рефлексия | 3 минуты | 28 |
9 | Задание на дом | 2 минуты | 29 |
- система навигации <Рисунок 1>:
- описание медиаприложения:
Наглядная презентация учебного
материала
“Путешествие в мир постоянных магнитов”
Слайды № 1 содержат информационный материал об уроке, учителе.
Управление слайдом: навести курсор на рисунок “Ученики”. Он является гиперссылкой. Нажать левой кнопкой мышки. По щелчку открывается следующий слайд.
Слайд № 2 – “Название этапа урока “Станция Повторяйка”.
Управление слайдом: нажать левой кнопкой мышки на гиперссылку “далее”. Переход на следующий слайд.
Слайды № 3; 4 – Повторение домашнего задания “Кроссворд”. Содержат пояснение к работе, сетку кроссворда, вопросы и фотопортрет ученого.
Управление слайдами: нажать левую кнопку мышки на вопрос. Появляется ответ в сетке кроссворда. Действие последовательно повторить со всеми вопросами. При нажатии левой кнопкой мышки на текст об ученом, появится его портрет.
Слайд № 5 – “Рисунок - заставка”. Он необходим для создания интриги при загадывании загадки о теме урока.
Слайд № 6 – “Название урока”.
Управление слайдом: нажать левой кнопкой мышки на рисунок - гиперссылку. Переход на следующий слайд.
Слайд № 7 – “Карта путешествия”. Содержит план изучения нового материала.
Управление слайдом: навести курсор на название этапов урока. Они являются гиперссылками. Нажать левой кнопкой мышки. По щелчку открывается слайд с названием выбранного этапа урока.
Слайды № 8-15 – “Станция Историческая”. Содержат материал из истории развития магнетизма как науки.
Управление слайдами: нажать левую кнопку мышки на кнопку “далее”. Она является гиперссылкой для перехода на следующий слайд. На слайде № 15 при нажатии на кнопку “выход” перейдете на Слайд №7 “Карта путешествия”.
Слайды № 16; 17 – “Станция Экспериментальная”. Содержат название этапа урока и перечень опытов для определения свойств постоянных магнитов.
Управление слайдом: для перехода на следующий слайд нажать левую кнопку мышки на кнопку с гиперссылкой “далее”.
Слайд № 18 – Название этапа урока “Станция Теоретическая”.
Управление слайдом: для перехода на следующий слайд нажать левую кнопку мышки на кнопку с гиперссылкой “далее”.
Слайды № 19-20 – “Выводы”. Содержат обобщение, теоретические положения, изученные на уроке.
Управление слайдом: для перехода на следующий слайд нажать левую кнопку мышки на кнопку с гиперссылкой “далее”.
Слайд № 21 – Название этапа урока “Станция Контрольная”.
Управление слайдом: для перехода на следующий слайд нажать левую кнопку мышки на кнопку с гиперссылкой “далее”.
Слайды № 22-26 – “Тест”. Содержат вопросы, три ответа на каждом слайде для выбора.
Управление слайдом: Нажать левой кнопкой мышки на выбранный ответ. По щелчку появляется выноска с комментарием правильности ответа и исчезает кнопка с этим ответом. При неправильном выборе, можно повторить попытку, пока не будет получен правильный ответ. При нажатии левой кнопкой мышки на кнопку с гиперссылкой “дальше” вернетесь на следующий слайд.
Слайд № 27 – “Молодец”, слайд содержит похвалу.
Управление слайдом: при нажатии на кнопку “выход” перейдете на Слайд №7 “Карта путешествия”.
Слайд № 28 – “Рефлексия”. Слайд содержит вопросы рефлексии.
Управление слайдом: для перехода на следующий слайд нажать левую кнопку мышки на кнопку с гиперссылкой “далее”. При нажатии на кнопку “выход” перейдете на Слайд №7 “Карта путешествия”.
Слайд № 29 – “Домашнее задание”. Слайд содержит задание домой.
Управление слайдом: для перехода на следующий слайд нажать левую кнопку мышки на кнопку с гиперссылкой “далее”.
Слайд № 30 – “Благодарность”.
План занятия (Приложение 1).
ХОД УРОКА
1. Организационный момент: приветствие, настрой на успех.
2. Повторение изученного на прошлом уроке.
3. Постановка познавательной задачи.
Учитель: Я хочу загадать вам загадку:
На ладонь он ляжет весь,
Не часы - а стрелки есть.
Он в дороге пригодиться,
С ним нигде не заблудиться.
О каком предмете идет речь?
Скажите, пожалуйста, какой физический прибор у меня в руках?
Что самое главное в этом приборе?
Учащиеся. Вы держите в руках компас. Основной его частью является магнитная стрелка.
Учитель. Каждый день в окружающем нас мире происходит великое множество физических явлений. Многие из них мы даже не замечаем, но некоторые приковывают наше внимание, и пытливый ум человека стремиться разгадать секреты этих явлений. Человек по природе своей любопытен; желая узнать побольше о происходящем вокруг, он отправляется в путешествие. С давних времен компас был одним из непременных приборов, который использовали путешественники. Основная часть компаса – постоянный магнит. Мир постоянных магнитов огромен. На этом уроке мы совершим ряд путешествий в этот мир. Мы пройдем по страницам истории изучения магнита, проведем ряд экспериментов по изучению свойств постоянного магнита, а в конце урока попробуем выявить лучших знатоков этого мира в вашем классе. Перед нами карта путешествия. Нас ждут на следующих станциях: “Историческая”, “Теоретическая”, “Экспериментальная”, “Контрольная”.
Свое путешествие мы начнем со станции “Исторической”. Сядьте, пожалуйста, к компьютерам.
4. Получение информации.
Информация в презентации Станция “Историческая”Слайд 1: Кто назвал магнит магнитом?
История магнита насчитывает свыше 2,5 тысячи лет. Еще в VI веке до нашей эры китайцы обнаружили природные минералы, способные притягивать к себе небольшие железные предметы. Древнегреческий драматург Еврипид (век до нашей эры) описал свойства природного минерала и назвал его магнитом, что означало камень из Магнесии – местечка на Ближнем Востоке, где были найдены залежи этого минерала. Теперь мы знаем, что природные магниты представляют собой куски магнитного железняка (магнетита), хрупкого черного минерала.
Слайды 2-3: История компаса.
История компаса насчитывает свыше 2,5 тыс. лет. В Древнем Китае изготавливали компас, который представлял собой плавающий в сосуде с водой тростник с привязанным к нему кусочком железной руды. Этот тростник и ориентировался под действием магнитного поля Земли в определенном направлении. Еще до нашей эры китайцы использовали такой компас в мореплавании. Постепенно компас через арабов попал в Западную Европу. Для мореплавателей в эпоху парусников компас стал незаменимым и полезным изобретением.
Слайд 3: Кто впервые изучал свойства магнита?
В 1269 г. Вышло сочинение Петра Перегрина “О магните”, где приводилось много фактов, связанных с магнетизмом. Обнаружив наличие двух магнитных полюсов, он ввел их обозначения (северный и южный), описал два вида взаимодействия (притяжение и отталкивание), указал на невозможность отделения полюсов механическим разламыванием магнита, на потерю магнетизма при нагревании. Он установил факты намагничивания железа на расстоянии.
Слайды 4-5: Куда указывает стрелка компаса?
Был сентябрь 1492 г. Корабли Христофора Колумба плыли среди волн Атлантического океана. Кругом вода, лишь стрелка компаса надежно показывала курс. В середине сентября рулевые увидели, как верная стрелка компаса изменила свое направление. Когда определили местонахождение по Солнцу, то выяснили, что каравелла Колумба отклонилась от намеченного курса. Моряки требовали повернуть корабль обратно. В эту ночь Колумб не смог заснуть, перед рассветом он незаметно пробрался к компасу и передвинул картушку – диск с делениями градусов. Утром моряки взглянули на компас и успокоились. Моряки требовали повернуть обратно. В эту ночь Колумб не смог заснуть, перед рассветом он незаметно пробрался к компасу и передвинул картушку – диск с делениями градусов. Утром моряки взглянули на компас и успокоились. Так в 1492 г. Колумб обнаружил, что магнитная стрелка не всегда показывает точно на север. Но почему так происходит, Х.Колумб не смог объяснить.
Дело в том, что магнитные и географические полюсы земного шара не совпадают, поэтому ориентирование по магнитному компасу требует внесения поправок.
Слайд 6: Кто впервые сказал, что Земля - большой магнит?
Шел 1600 год. В этом году английский врач У. Гильберт опубликовал свое сочинение “О магните, магнитных телах и о большом магните - Земля”. Экспериментируя с магнитом, имеющим форму шара, и маленькой магнитной стрелкой, он пришел к выводу, что Земля представляет собой большой магнит.
По окончании изучения новой информации учитель закрепляет полученные знания детей.
Учитель: Где и когда люди узнали о постоянных магнитах?
Для каких целей его начали использовать?
Почему стрелки компаса устанавливаются в определенном направлении?
5. Решение познавательной задачи.
Оборудование: постоянные магниты (полосовые, подковообразные, керамические), компас, магнитная стрелка на подставке, железные опилки, лист бумаги, лист оргстекла, мелкие предметы из разных материалов (железа, алюминия, латуни, пластмассы, стекла, бумаги), железные кнопки, куски магнитного железняка (магнетита), кусок намагниченного слесарного ножовочного полотна, кусок плотной ткани, плоскогубцы, сосуд с водой, прока, стальная иголка.
Учитель: Продолжим наше путешествие. Вернитесь за лабораторные столы. Следующая станция “Экспериментальная”.
Каждый из вас сталкивался в обычной жизни с магнитами и какие-то свойства их вам уже известны. Поделитесь своими наблюдениями снами.
Учащиеся рассказывают.
Учитель: Создайте группы по 2-3 человека. Познакомимся с другими свойствами магнита. (После каждого опыта обсуждают увиденное).
Задание 1: Взаимодействие постоянного магнита с разными материалами.
Оборудование: постоянные магниты, небольшие тела из разных материалов.
Учитель: Посмотрите, все ли вещества притягивают к себе постоянные магниты.
Задание 2: Исследование полюсов магнита.
Оборудование: полосовой магнит, стальная скрепка.
Учитель: поднесите стальную скрепку к разным местам магнита: полюсам, точно посередине, где проходит граница между красной и синей областями.
Задание 3: Изучение магнитного взаимодействия.
Оборудование: полосовые магниты.
Учитель: Проверь, как взаимодействуют между собой одноименные полюса магнита и разноименные.
Задание 4: Получение магнита.
Оборудование: иголка, магнит.
Учитель: Прикоснись иголкой к любому магниту, положи ее на железные опилки. Опиши наблюдаемое явление.
Задание 5: Невозможность разделения полюсов постоянного магнита.
Оборудование: Иголка, мокрая тряпочка, постоянный магнит.
Учитель: Переломи иголку-магнит посредине. Чтобы не уколоться, оберни иголку мокрой тряпочкой или бумагой.
Задание 6: Наблюдение картины магнитных полей постоянного магнита.
Оборудование: постоянные магниты, лист оргстекла, железные опилки.
Учитель: На постоянный магнит положим лист оргстекла и насыпаем на него равномерно железные опилки. Легко постучим по нему.
6. Совершенствование знаний.
Учитель: Следующая станция “Теоретическая”. Давайте повторим все, о чем мы сегодня узнали.
На большом экране высвечивается обобщающий рисунок.
Выводы:
1. Главное свойство магнитов проявляется в том, что они притягивают к себе иголки, булавки, железные опилки и другие стальные или железные предметы. Магниты не оказывают никакого действия на бумагу, стекло, т.е. не все вещества притягиваются к магнитам.
2. Магнитное действие в разных частях магнита разное. Те места, где обнаруживаются наиболее сильные взаимодействия, называются полюсами магнита.
3. Тот полюс магнитной стрелки, который показывает на север, называют северным полюсом, а тот, что на юг, - южным полюсом.
4. Одноименные полюсы магнитов отталкиваются. Разноименные полюса магнитов притягиваются.
5. Стальные предметы можно намагнитить при помощи магнита.
6. Всякий магнит состоит из множества крошечных магнитиков, и у каждого магнита есть оба полюса – и северный, и южный.
7. Наша Земля является гигантским магнитом.
8. Магнитные полюсы Земли не совпадают с географическими полюсами.
7. Закрепление и проверка знаний.
Учащиеся садятся к компьютерам. Открывают станцию “Контрольная”.
Тестовое задание с выбором ответа
1. Постоянные магниты притягивают к себе предметы из:
А. алюминия
Б. бумаги
В. железа
2. Те места, где обнаруживается наиболее сильное магнитное действие, называют:
А. магнитом
Б. полюсами
В. осью
3. Разноименные магнитные полюсы:
А. отталкиваются
Б. притягиваются
В. не взаимодействуют
4. Южный полюс магнита обозначается:
А. S
Б. N
В. W
5. Географические и магнитные полюсы Земли:
А. совпадают
Б. не совпадают
В. могут совпадать, но не обязательно
8. Итоги занятия. Рефлексия.
Учитель: Вопросы от магнитов:
Что нового вы узнали на уроке?
Удивило вас что-нибудь?
Какое открытие вы сделали?
Чему научились?
Что понравилось?
9. Домашнее задание.
1. Найди дома устройства, в которых используются постоянные магниты. Расскажи об их назначении и принципе действия.
2. Найди информацию о миграции рыб, птиц и других животных. Расскажи об этом своим одноклассникам на следующем уроке.
3. Найди информацию о влиянии магнитных полей на человека.
Литература
1. Алексеева М.Н. Физика – юным: Теплота. Электричество. Кн. Для внеклассного чтения. 7 кл./ сост. М.Н.Алексеева. – М.: Просвещение, 1980.
2. Петров Г.Н. Путешествие в мир постоянных магнитов. – газета “Физика”, приложение к газете “Первое сентября”, № 15/02.
3. Шулежко Е.М., Никифоров Г.Г. Физика. Учебник – рабочая тетрадь для учащихся 6 класса/ Под ред. Ю.И.Дика – Спб: “Специальная литература”, 1998.