Моря, озера и реки России

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Тема урока: Моря, озера и реки России.

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о морях, озерах и реках России и познакомить с их местонахождением.

Задачи:

обучающие: дать представление о морях, озерах, реках России и их местонахождении;

развивающие: развивать познавательную активность детей, умение работать по карте, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы;

воспитывающие: воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, активность личности, умение проявлять инициативу.

Оборудование: Картины, рисунки, фотографии, слайды с изображением изучаемых объектов; физическая карта России; карта полушарий, мультимедийный проектор, компьютер.

Ход урока

I. Организационный момент. Вступительная беседа.

- Сегодня мы с вами продолжим путешествие, начатое на прошлом уроке. А где мы будем путешествовать, вы скажите сами, отгадав загадку:

Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что она большущий шар. (Планета Земля)

- Правильно, сегодня мы с вами продолжим путешествие по нашей планете Земля. Цель нашего урока повторить формы земной поверхности и изучить водоемы. Слайд 1.

II. Проверка знаний и умений.

- Путешествуя по планете, люди видят вокруг себя много интересного. Отгадайте, например, что:

Носит бабка снежную шапку.
Каменные бока закутаны в облака. (Гора)

- Назовите горы на территории России и покажите их на карте.

Самостоятельная работа.

1. Соедини стрелками тип гор и их название.

Молодые горы

 

Старые горы

Уральские горы

Кавказские горы

Саяны

Алтай

Вулканы Камчатки

 2. Покажите на карте известные вам равнины нашей страны и расскажите о них.

Самостоятельная работа.

Соедини стрелками тип равнины и её название:

III. Работа над новой темой.

- Скажите, какой нужен транспорт для путешествия по водным просторам страны? (Кораблик). Слайд 2. С каких водоёмов мы начнём сегодняшнее путешествие, вы узнаете из загадки:

Шириною широко, глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьется.
Из него вода не пьется,
Потому что не вкусна – и горька, и солона. (Море)

- Сегодня нам предстоит выяснить, какие моря к какому океану относятся? Обратимся к карте полушарий. Какой океан омывает материк Евразия на востоке? (Тихий океан).

  • На севере? (Северный Ледовитый океан)
  • На западе? (Атлантический океан)
  • Какие моря относятся к Тихому океану? Слайды 3-5;8.
  • В Японском море, в заливе Петра Великого находится уникальный Дальневосточный морской заповедник. В составе заповедника большой участок побережья и 12 островов с богатым растительным и животным миром. Рыб в водах заповедника более 100 видов, а различных морских моллюсков, иглокожих, ракообразных более 2000 видов. Слайды 6-7.
  • Перечислите моря Северного Ледовитого океана. Слайды 9-15.
  • А какие моря относятся к Атлантическому океану? Слайды 16-19.

- Что вы можете сказать о воде в морях? А кто из вас был на море? На каком море вы бывали? Сможете ли вы показать его на карте? А.С. Пушкин написал эти строки после того, как побывал на Черном море.

Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.

IV. Физкультминутка. Игра “Море волнуется”.

Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте – замри!

V. Продолжение новой темы.

- О каком водоеме мы ещё будем говорить на уроке, вы узнаете, отгадав следующую загадку?

Глядятся в него молодые берёзки,
Свои перед ним поправляя причёски.
И месяц и звёзды - в нём всё отражается ...
Как это зеркало называется? (Озеро)

- Попробуйте объяснить, чем озеро отличается от моря? (Озеро – это природный водоем со стоячей водой). Слайд 20.

- Наш путь лежит на озера страны. Самое крупнейшее озеро в мире – Каспийское. Из-за огромных размеров его называют озером- морем. Слайд 21.

- Найдите на карте озеро Байкал. Где оно расположено? (На Средне-Сибирском плоскогорье, рядом с Саянами). Вода в Байкале такая прозрачная, что фарфоровую тарелку, опущенную в воду, видно на 40 – метровой глубине. К сожалению воды Байкала сейчас уже не так чисты как раньше. Это озеро пресное, оно внесено в Список Всемирного наследия. Слайд 22.

- Крупнейшие озёра европейской части России – Ладожское и Онежское. Эти озёра с любовью называют Онего-батюшко и Ладога- матушка. Они как будто не могут жить друг без друга: из Онежского озера вытекает река Свирь, которая впадает в Ладогу. Это озёра с пресной водой. Слайды 23-24.

Какие загадки вы нашли дома о реке? Как называется место зарождения и место впадения реки? Слайды 25-26. Реки, как и озёра, - богатство и украшение России. В нашей стране более 2 миллионов рек. Из них около 200 – большие (длиной свыше 500 км). Слайды 27-34.

VI. Закрепление изученного материала.

- Что вы можете сказать о морях Северного Ледовитого океана? (Холодные, покрываются льдами). О морях Атлантического океана? (Дуют ветры и туманы). О морях Тихого океана? (Чёрное море тёплое, место для отдыха. Балтийское море холоднее, но в нём купаются). Слайд 35.

Тест “Верные и неверные высказывания”. (Ученики на пальцах показывают ответ: знак “ + ” – верное высказывание, знак “ – ” – неверное высказывание)

Учитель Ученики
1. Самое большое озеро мира – Каспийское море.

2. Самое глубокое озеро мира – Ладожское.

3. Самое крупное озеро Европы – Онежское.

4. Онежское и Ладожское озёра связаны рекой Свирь.

+

+

VII. Домашнее задание.

Стр.72-77. Ответы на вопросы "Проверь себя"; Рабочая тетрадь №1 стр. 22-23.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

Ребята! Если вам понравился урок, у вас хорошее настроение, вам было интересно, то прикрепите зеленый кораблик к рисунку “Водные просторы”, если вы испытывали трудности, прикрепите желтый кораблик, если вам было неинтересно, прикрепите красный.