Цель: обогащение читательского опыта детей посредством чтения – общения с книгами С.Сахарнова.
Задачи:
- познакомить детей с творчеством и биографией С. Сахарнова;
- продолжить работу по формированию библиографических умений: ориентироваться в книге, использовать основные элементы книги для получения информации;
- формировать проектно-исследовательские умения;
- совершенствовать навыки чтения, навыки работы с текстом.
- развивать умение логично и аргументированно излагать свои мысли;
- развивать читательский кругозор детей;
- воспитывать интерес к художественно-познавательной литературе и к жизни талантливых людей;
- воспитывать взаимопонимание в коллективе, навыки учебного сотрудничества;
- воспитывать у детей читательскую культуру.
Оборудование:
- мультимедийная презентация (Приложение 1);
- выставка книг С.Сахарнова; (не менее 10 книг);
- творческие работ детей «Путешествуем вместе»;
- рабочие листы к уроку с текстами С Сахарнова (Приложение 2);
- листы со словами для составления визитной карточки писателя;
- глобус;
- карточки с цифрами 1-4.
Педагогические технологии, используемые на уроке:
- технология формирования типа правильной читательской деятельности;
- игровые;
- информационно-коммуникационные;
- здоровьесберегающие.
Вид урока: урок свободного учебного чтения (термин О.В. Джежелей) (внеклассное чтение)
ХОД УРОКА I. Организация класса II. Мотивационное начало урока. Сообщение темы и целей урока – Скажите, пожалуйста, ребята, любите ли вы путешествовать? – Сегодня на уроке я приглашаю вас
путешествовать всем вместе. Это можно сделать, не
выходя из класса, с помощью наших мудрых друзей –
книг. – Вам предстоит быть внимательными читателями,
пытливыми исследователями, чуткими слушателями.
И тогда результатом нашей работы станет
необычная визитная карточка писателя. А также,
каждый из вас постарается решить для себя:
интересно ли путешествовать с книгами С.
Сахарнова. |
Презентация (Приложение 1)
Слайд 1
Слайд 2 |
III. Знакомство с биографией
писателя Составление визитной карточки – Представим себе, что наши ребята-журналисты
побывали у Святослава Сахарнова и сейчас
расскажут вам, что они узнали. (Дети стоят
около глобуса) |
9 групп по 3 человека. У каждой группы свой вопрос.
Слайд 3 |
Блиц-ответы групп на
вопросы. Проект «Визитная карточка» (Группы
называют ответ на вопрос, запись ответа
прикрепляется на доске.) – Какая страна стала
родной для Сахарнова? |
На доске появляется 11 ответов из 17, расположенных в определённом порядке. |
IV. Знакомство с книгами С.
Сахарнова в группах А) Рассматривание книг по плану: 1. Найдите на обложке фамилию автора, название
книги, издательство. Б) Парад книг Святослава Сахарнова. (Дети в группе показывают выбранную ими на выставке и просмотренную по данному выше плану книгу, называют хором заголовок) В) Итог |
Слайд 4 Дети берут любую книгу с выставки. Слайд 5
Цифры 1, 2, 3, 4 |
V. Чтение книг, задания по
прочитанному 1. «Терем-теремок» Подготовительная работа: 1. Догадайся, дружок, что за терем-теремок? – Мы читали разные книги о теремке. Попробуем предположить, о каком теремке мог написать С. Сахарнов? 2. Читай внимательно:
3. Объяснение значения слова: пресная вода – вода без соли. Чтение текста. Вопрос после чтения: Тест для внимательных читателей. – У этого произведения сказочное название. А на самом деле, что это за произведение? Почему?
– Прочитайте план рассказа. Какой заголовок не соответствует содержанию рассказа? 1. Интересная находка. «Третий лишний»: какого героя не было в рассказе? – Это рассказ из книги С.Сахарнова «В мире дельфина и осьминога» |
Слайд 6
У детей листы с текстами.
Слайды 7, 8
Показ цифрой нужного ответа.
Показ книги. |
Физминутка «А над морем мы с тобою!» Над
волнами чайки кружат,
Мы
теперь плывём по морю
|
Слайд 9 |
2. «Морские загадки» а)
Настрой на чтение: слушание шума моря в ракушке. б) А вот и дельфин, которого мы догоняли. Он принёс нам морскую загадку. в) Чтение текста с пропуском двух предложений, антиципация. (Пропущены предложения: Недалеко. Тут в подводном доме водолазы живут. Я к ним. Письма.) – Эту и другие загадки вы сможете прочитать в книге « Морские загадки» 3. «Мозаика приключений» – Из книги «Рассказы о животных» я
выбрала интересные моменты из жизни писателя.
Познакомимся с ними и продолжим заполнение
визитной карточки. 4. Завершение работы над визитной карточкой, чтение её – Как можно назвать человека, который так много
путешествует?
Санкт-Петербург
РоСсия 5. Итог работы с книгами – Интересно ли вам было путешествовать с
книгами С.В.Сахарнова? |
Слайд 10
Показ книги Показ книги
Слайды 11-15
Названия стран прикрепляем на визитную карточку.
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18 |
VI. Презентация школьно-семейного
проекта «Путешествуем вместе» – А теперь пришла пора представить нашу классную книгу путешествий. Мы с ребятами, как С. Сахарнов, тоже решили рассказать друг другу о том, где побывали, что увидели… Так родилась наша книга «Путешествуем вместе» И сейчас: географическая реклама страничек нашей книги. (Группы произносят хором) Раздел 1 – Черноморское побережье. |
Слайд19
Дети объединены в группы в зависимости от места их путешествия.
Я перелистываю разделы книги, а дети
рекламируют страницы.
Семейная презентация «В Крыму» |
VII . Домашнее задание Разгадать морской кроссворд. (Ключевое слово – Сахарнов) 1. Электрическая рыба. (Скат) VIII. Итог урока
– Урок подошёл к концу, но наше путешествие не заканчивается. Ведь с нами рядом замечательные книги С. Сахарнова и наша книга «Путешествуем вместе». – Большое спасибо всем за работу. |