Урок литературного чтения "Путешествуем вместе" (творчество С.Сахарнова). 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: презентация, биография, визитная карточка писателя, «Мозаика приключений»


Цель: обогащение читательского опыта  детей посредством чтения – общения с книгами С.Сахарнова.

Задачи:

  • познакомить детей с творчеством и биографией С. Сахарнова;
  • продолжить работу по формированию  библиографических умений: ориентироваться в книге, использовать основные элементы книги для получения информации;
  • формировать проектно-исследовательские умения;
  • совершенствовать навыки чтения, навыки работы с текстом.
  • развивать умение  логично и аргументированно излагать свои мысли;
  • развивать читательский кругозор детей;
  • воспитывать интерес к художественно-познавательной литературе  и к жизни талантливых людей;
  • воспитывать взаимопонимание в коллективе, навыки учебного сотрудничества;
  • воспитывать у детей читательскую культуру.

Оборудование:

  • мультимедийная презентация (Приложение 1); 
  • выставка книг С.Сахарнова; (не менее  10 книг);
  • творческие работ детей «Путешествуем вместе»;
  • рабочие листы к уроку с текстами С Сахарнова (Приложение 2);
  • листы со словами для составления визитной карточки писателя;
  • глобус;
  • карточки с цифрами 1-4.

Педагогические технологии, используемые на уроке:

  • технология формирования типа правильной читательской деятельности;
  • игровые;
  • информационно-коммуникационные;
  • здоровьесберегающие.

Вид урока: урок свободного учебного чтения (термин О.В. Джежелей) (внеклассное чтение)

ХОД УРОКА

I.  Организация класса

II.  Мотивационное начало урока. Сообщение темы и целей урока

– Скажите, пожалуйста, ребята, любите ли вы путешествовать?

–  Сегодня на уроке я приглашаю вас путешествовать всем вместе. Это можно сделать, не выходя из класса, с помощью наших мудрых друзей – книг.
– Всем, кто любит приключения и путешествия, кто хочет узнать тайны моря, я представляю книги замечательного петербургского писателя-путешественника Святослава Владимировича Сахарнова!

– Вам предстоит быть внимательными читателями, пытливыми исследователями, чуткими слушателями. И тогда результатом нашей работы станет необычная визитная карточка писателя. А также, каждый из вас постарается решить для себя: интересно ли путешествовать с книгами С. Сахарнова.
В добрый путь!

Презентация (Приложение 1)

 

 

 

Слайд 1

 

Слайд 2

III. Знакомство с биографией писателя

Составление визитной карточки

– Представим себе, что наши ребята-журналисты побывали у Святослава Сахарнова и сейчас расскажут вам, что они  узнали. (Дети стоят около глобуса)
– Но сначала, достаньте из ракушки листок с вопросом, прочитайте его в группе. А теперь внимательно слушаем журналистский репортаж и запоминаем ответ на вопрос.
Журналистский репортаж.
Родился Святослав Сахарнов на Украине в 1923 году. Но родным местом для себя считает Россию, по которой много путешествовал, и  город Санкт-Петербург.
Святослав Владимирович  Сахарнов много лет прожил в Санкт-Петербурге. В 2010 году писателю исполнилось 87 лет.
Сначала Святослав Сахарнов был военным моряком, участвовал в Великой Отечественной войне.
Как стал писателем?
Однажды торпедный катер, которым командовал Сахарнов, повредил винты. Вместо водолаза к винтам опустился  сам Святослав Владимирович. Опустился и ахнул: чудеса кругом! Сказочный мир под водой! Выбравшись из воды, капитан Сахарнов почти сразу написал свой первый рассказ. Автор  даже придумал себе такой девиз: я видел, не могу не рассказать!
А так как видел моряк Сахарнов очень много, то и книг получилось более шестидесяти. Среди них и сказки, и рассказы, и повести, и даже морская энциклопедия «По морям вокруг Земли»! Книги писателя известны во многих странах мира!
Святослав Владимирович объездил полсвета, погружался во многие моря! Обо всём, что увидел, старался рассказать детям – его читателям.
– Посмотрите, на глобусе флажками отмечены места, где побывал писатель.

 

 

9 групп по 3 человека. У каждой группы свой вопрос.

 

 

 

Слайд 3

Блиц-ответы групп на вопросы. Проект «Визитная карточка» (Группы называют ответ на вопрос, запись ответа прикрепляется на доске.)

– Какая страна стала родной для Сахарнова?
– Где родился писатель?  
– В каком городе живёт писатель?
– Какая профессия была у Сахарнова сначала?
– Кем решил стать капитан Сахарнов, когда побывал на дне моря?
– Сколько лет исполнилось писателю в 2010году?
– Что писал Сахарнов для детей? Выберите верное: басни, сказки, стихи, рассказы, энциклопедию, повести.

На доске появляется 11 ответов из 17, расположенных в определённом порядке.
IV. Знакомство с книгами С. Сахарнова в группах

А) Рассматривание книг по плану:

1. Найдите на обложке фамилию автора, название книги, издательство.
2. Сравните с данными на титульном листе.
3. Рассмотрите иллюстрации в книге.
4. Попробуйте определить тему книги по этим данным.

Б) Парад книг Святослава Сахарнова. (Дети в группе показывают выбранную ими на выставке и просмотренную по данному выше плану книгу, называют хором заголовок)

В) Итог
Как вы думаете, о чём эти книги? Выберите и покажите цифрой номер темы. Кто хочет дополнить?
1. О природе морей и океанов
2. О работе моряков и водолазов
3. О животных
4. О жизни народов разных стран.

 

 

Слайд 4

Дети берут  любую книгу с выставки.

Слайд 5

 

Цифры 1, 2, 3, 4

V. Чтение книг, задания по прочитанному

1. «Терем-теремок»

Подготовительная работа:

1. Догадайся, дружок, что за терем-теремок?

– Мы читали разные книги о теремке. Попробуем предположить, о каком теремке мог написать С. Сахарнов?

2. Читай внимательно:

об-ло-ман-ный – обломанный
по-ра-жён-ный – поражённый
вы-ка-ты-ва-лись – выкатывались
вы-би-ра-лись – выбирались

3. Объяснение значения слова: пресная вода – вода без соли.

Чтение текста.

Вопрос после чтения:
Что же назвал С. Сахарнов теремком?

Тест для внимательных читателей.

– У этого произведения сказочное название. А на самом деле, что это за произведение? Почему?

1) рассказ
2) сказка
3) стихотворение

– Прочитайте план рассказа. Какой заголовок не соответствует содержанию рассказа?

1. Интересная находка.
2. Вот и жильцы теремка!
3. Пусть живут у меня.

«Третий лишний»: какого героя не было в рассказе?

Это рассказ из книги С.Сахарнова «В мире дельфина и осьминога»

 

 

Слайд 6

 

 

 

 

 

 

У детей листы с текстами.

 

 

 

 

 

Слайды 7, 8

 

Показ цифрой нужного ответа.

 

Показ книги.

Физминутка «А над морем мы с тобою!»

Над волнами чайки кружат,                             Мы теперь плывём по морю
Полетим за ними дружно.                                 И резвимся на просторе
Брызги пены, шум прибоя,                               Веселее загребай
А над морем – мы с тобою!                              И дельфинов догоняй!

Сядьте, дети на песок.
Продолжаем наш урок.

 

 

Слайд 9

2. «Морские загадки»

а) Настрой на чтение: слушание шума моря в ракушке.
Возьмите ракушку, закройте глаза. Мы мысленно перенесёмся на Чёрное море. Вы слышите, как оно шумит?

б) А вот и дельфин, которого мы догоняли. Он принёс нам морскую загадку.

в) Чтение текста с пропуском двух предложений, антиципация.

(Пропущены предложения: Недалеко. Тут в подводном доме водолазы живут. Я к ним. Письма.)

Эту и другие загадки вы сможете прочитать в книге « Морские загадки»

3. «Мозаика приключений»

Из книги «Рассказы о животных» я выбрала интересные моменты из жизни писателя. Познакомимся с ними и продолжим заполнение визитной карточки.
– Но вас тоже ждёт приключение! На ваших листах мозаика перемешалась. Вам придется находить и соединять карандашом части текста.
Тихий океан
Спасаясь от мурены, потерял фотокамеру. Плавал с ловцами акул.
Куба.
Я уронил фотоаппарат к крокодилам. Рискуя жизнью, полез его доставать.
Африка.
Страус по имени Дик проглотил мои очки.
Индия.
Пеликан спрятал в клюв мой фотоаппарат.
Чёрное море
5 дней жил на дне моря в подводном доме. Вместе с учёными изучал жизнь рыб.

4. Завершение работы над визитной карточкой, чтение её

– Как можно назвать человека, который так много путешествует?
– Читаем по цепочке визитную карточку.
Чем же необычна наша визитная карточка? (По вертикали читается имя и фамилия писателя)

                  Санкт-Петербург            РоСсия    
                  военный                        Украина
           моряк                                      Тихий океан
         писатель                                 Куба
               восемьдесят семь               Африка
                 сказки                                  Индия
      энциклопедия                          Чёрное море 
              рассказы                    Путешественник
            повести

5. Итог работы с книгами

– Интересно ли вам было путешествовать с книгами С.В.Сахарнова?
– Вам захотелось ещё почитать его книги?
– Каким вы представляете этого писателя?

 

 

Слайд 10

 

 

 

Показ книги

Показ книги

 

Слайды 11-15

 

Названия стран прикрепляем на визитную карточку.

 

 

 

 

Слайд 16

 

 

Слайд 17

 

 

 

Слайд 18

VI. Презентация школьно-семейного проекта «Путешествуем вместе»

– А теперь пришла пора представить нашу классную книгу путешествий. Мы с ребятами, как С. Сахарнов, тоже решили рассказать друг другу о том, где побывали, что увидели… Так родилась наша книга «Путешествуем вместе»

И сейчас: географическая реклама страничек нашей книги.  (Группы произносят хором)

Раздел 1 – Черноморское побережье.
Чёрное море плещет волной, узнать его тайны зовёт нас с тобой!
Раздел 2 – Петербург, Петродворец
Нет прекрасней Северной столицы! Приезжайте, чтобы убедиться.
Раздел 3 –  Дальние страны
Рассказы наши почитаете – за границей побываете!
Раздел 4 –  Города России
Красивей городов России в целом свете не найти вам!
Раздел 5 – По родному краю.
Любишь походы? Рюкзак собирай!
Озёра, природу, свой край изучай!
Раздел 6 – Ивангородская крепость
Кто в крепости Ивангородской не бывал, тот в  век пятнадцатый не попадал!
Слайд-шоу семейного путешествия представляет один из учеников.

 

Слайд19

 

Дети объединены в группы в зависимости от места их путешествия.

 

Я перелистываю разделы книги, а дети рекламируют страницы.
(У каждого  в руках его работа)

 

Семейная презентация «В Крыму»

VII . Домашнее задание

Разгадать  морской кроссворд. (Ключевое слово – Сахарнов)

1. Электрическая рыба. (Скат)
2. У какой рыбы оба глаза на одном боку? (Камбала)
3. Название полярного белого дельфина. (Белуха)
4.  Крупная ящерица, питается водорослями. (Игуана)
5. Хищный зубастый угорь. (Мурена)
6.  Какая нелетающая птица водится на южном  полюсе? (Пингвин)
7. Морские растения. (Водоросли)
8. Самый крупный представитель семейства ушастых тюленей. (Сивуч)

VIII. Итог урока

Позади все моря-океаны,
Снегопады, и штормы, и зной.
Повидали мы разные страны
И опять возвратились домой.
Но поверьте моему слову,
Стоит  руку к книге протянуть,
И она позовёт  вас снова
В дальний путь!

– Урок подошёл к концу, но наше путешествие не заканчивается. Ведь с нами рядом замечательные книги С. Сахарнова и наша книга «Путешествуем вместе».

– Большое спасибо всем за работу.