Обучение монологу на основе изученного художественного произведения

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Совершенствовать умения воспринимать текст, научить составлять монолог-описание на основе художественного текста по повести А.К. Карамзина «Бедная Лиза»
  2. Формировать умения их продуцировать
  3. Воспитать уважение к истинным чувствам любви к ближнему
  4. Развить коммуникативные способности ученика: научить владеть различными видами речевой деятельности.

Оборудование: Тексты из повести А.К. Карамзина «Бедная Лиза», карточки-памятки, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Ход урока.

Актуализация знаний.

Учитель. На прошлом уроке мы с вами изучали монолог- повествование. Сегодня продолжаем изучение видов монологов. Цель нашего урока – научиться составлять монолог-описание.

Фронтальный опрос.

Учитель. Вспомните, пожалуйста, какой тип речи называется описанием?

Ученик. Описание – это тип речи, где преобладает словесное изображение какого-либо явления действительности путем перечисления его характерных признаков.

Учитель. Как вы думаете, в чем заключается цель описания ?

Ученик. Цель описания - чтобы читатель, (слушатель) увидел предмет описания, представил его в своем сознании.

Учитель. Обратите внимание на памятки, лежащие на ваших столах. Любой текст, где есть лишь несколько эпитетов, можно назвать текстом описанием или нет?

Памятка.

Композиция описания состоит из следующих частей:

  1. общее представление о предмете
  2. отдельные признаки предмета
  3. авторская оценка, вывод, заключение.

Помни!

При описании предмета должны быть обеспечены единство изображения, единство взгляда на предметы и определенная последовательность в описании.

Ученик. Нет, любой текст невозможно назвать текстом описанием. В тексте описании должно быть общее представлении о предмете, об отдельных признаках предмета, авторская оценка, вывод, заключение.

Учитель. Да, ребята, вы правы. При описании предмета должны быть обеспечены единство изображения, единство взгляда на предметы и определенная последовательность в описании. Как вы думаете, какие художественно-изобразительные средства преобладают в монологе – описании и почему?

Учитель. В монологе - описании преобладают эпитеты, то есть определения, также причастия и причастные обороты. Ведь именно они обозначают признак предмета. Для монолога описания характерны и сравнительные обороты.

Основная часть.

Учитель. Сейчас я предлагаю на ваш суд монолог берега пруда, где встречались Эраст и Лиза из текста №1 на ваших партах из повести Карамзина «Бедная Лиза» и монолог берега реки, где встречались влюбленные.

Текст №1.

После чего Эраст и Лиза, боясь не сдержать слово своего, всякий вечер виделись (тогда, как Лизина мать ложилась спать) или на берегу реки, или в березовой роще, но всего под тению столетних дубов (саженях в осьмидесяти от хижины)-дубов, осеняющих глубокий, чистый пруд, еще в древние времена ископанный. Там часто тихая луна сквозь зеленые ветви посеребряла лучами своими светлые Лизины волосы, которыми играли зефиры и рука милого друга; часто лучи сии освещали в глазах нежной Лизы блестящую слезу любви, осушаемую всегда Эрастовым поцелуем. Они обнимались, но целомудренная, стыдливая Цинтия не скрывалась от них за облако; чисты и непорочны были их объятия. «Когда ты, - говорила Лиза Эрасту, - когда ты скажешь мне: «Люблю тебя, друг мой!», когда прижмешь меня к своему сердцу и взглянешь на меня умильными своими глазами, ах! тогда бывает мне так хорошо, так хорошо, что я себя забываю. Забываю все, кроме Эраста. Чудно! Чудно, мой друг, что я. Не знав тебя, могла жить спокойно и весело! Теперь мне это непонятно; теперь думаю, что без тебя жизнь не жизнь. А грусть и скука. Без глаз твоих темен светлый месяц; без голоса твоего скучен соловей поющий; без твоего дыхания ветерок мне не приятен».

На интерактивную доску с помощью мультимедийного проектора проецируется текст монолога берега реки.

(Один ученик читает монолог берега реки, где встречались Лиза и Эраст).

Монолог берега реки, где встречались Лиза и Эраст.

Эраст на первое свидание приплыл на лодке, а Лиза стояла на мне и ждала его. Все жилки в ней забились. Он выскочил из лодки взял её за руки. Она стояла с потупленным взором, с огненными щеками, с трепещущим сердцем, не могла отнять у него руки, когда он приближался к ней с розовыми губами своими. Как Лиза была пленена любовью к нему!. Слова Эраста: «Я люблю тебя!» отозвались во глубине души её, как небесная, восхитительная музыка. Она тоже призналась в любви. (Как это было прекрасно!)

После этой встречи они почти каждый день встречались у меня. И я была невольной свидетельницей, следившей за развитием чистой любви, наивной Лизы к слабому и ветреному Эрасту. Кроме меня луна восхищалась первыми утренними чувствами прекрасной девушки с чистым сердцем.

Знали бы вы как она была счастлива в эти месяцы. Они обнимались- но целомудренная, стыдливая Цинтия не скрывалась от них за облако; чисты и непорочны были их объятия.

«Без глаз твоих темен светлый месяц; без голоса твоего скучен соловей поющий; без твоего дыхания ветерок мне не приятен», - шептала она ему.

Я уже давно не видела такой любви, не слышала таких признаний в любви. Верно говорят в народе: «Первая любовь – это самое утреннее из наших чувств».

Учитель. Соответствует ли текст монолога содержанию текста?

Ученик. Я думаю, соответствует. Потому что есть цитаты из основного текста, сохраняется последовательность в описании чувств главной героини.

Учитель. Проанализируйте содержание монолога. Докажите, что это монолог описание, опираясь на памятки.

Ученик. Это монолог – описание, потому что , во-первых, здесь словесно изображается чувства Лизы по отношению к Эрасту. Например: «стояла с потупленным взором, с огненными щеками, с трепещущим сердцем; отозвались во глубине души её, как небесная, восхитительная музыка; без глаз твоих темен светлый месяц; без голоса твоего скучен соловей поющий; без твоего дыхания ветерок мне не приятен». Во – вторых, сохраняется смысловая цельность, законченность. Сначала Лиза сомневалась, «стояла с трепещущим сердцем», потом, когда Эраст обнял её поняла, что он тоже любит, это «отозвались во глубине души её, как небесная, восхитительная музыка». Дальше она сама признается ему в любви: «Без глаз твоих темен светлый месяц; без голоса твоего скучен соловей поющий; без твоего дыхания ветерок мне не приятен».

Учитель. Какие еще признаки монолога-описания можете назвать?

Ученик. Монолог насыщен эпитетами: потупленный взор, огненные щеки, трепещущее сердце, есть сравнительный оборот: как небесная, восхитительная музыка. Автор монолога использует краткие причастия: темен, скучен, приятен.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что это монолог – описание.

Учитель. Я полностью с вами согласна. Да, это монолог – описание.

Закрепление нового материала.

Учитель. Теперь проверим домашнее задание. Дома вы должны были составить монолог-повествование от имени кучера из поэмы Грибоедова «Горе от ума».        (Ответы учащихся)

Учитель. Предлагаю к вашему вниманию еще один текст из повести «Бедная Лиза». По этому тексту составлен клише монолога берега реки, о последних моментах жизни Лизы и о событиях после её смерти.

 

Учитель. Как вы думаете, как будет описывать берег реки последние моменты жизни Лизы?

В клише вам предлагаются два варианта вступления. Какое из них более уместно в качестве вступления монологу – описанию берега пруда о последних моментах жизни Лизы?

Проецируется на интерактивную доску.

Текст №2

Лиза очутилась на улице, и в таком положении, которого никакое перо описать не может. «Он, он выгнал меня? Он любит другую? Я погибла!»- вот её мысли, её чувства! Жестокий обморок прервал их на время. Одна добрая женщина, которая шла по улице, остановилась над Лизою, лежавшею на земле, и старалась привести её в память. Несчастная открыла глаза – встала с помощью сей доброй женщины, - благодарила её и пошла не зная куда. «Мне нельзя жить, - думала Лиза, - нельзя!.. О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную… Нет! Небо не падает; земля не колеблется! Горе мне!» - Она вышла из города и вдруг увидела себя на берегу глубокого пруда, под тению древних дубрав, которые за несколько недель перед тем были безмолвными свидетелями её восторгов. Сие воспоминание потрясло душу; страшнейшее сердечное мучение изобразилось на лице её. Но через несколько погрузилась она в некоторую задумчивость – осмотрелась вокруг себя. Увидела дочь своего соседа (пятнадцатилетнюю девушку), идущую по дороге., кликнула её, вынула из кармана десять империалов, и , падавая ей, сказала: «Любезная Анюта, любезная подружка! Отнеси эти деньги к матушке – они не краденные, - скажи ей, что Лиза против неё виновата; что я таила от неё любовь свою к одному жестокому человеку, - к Э… На что знать его имя? - Скажи, что он изменил мне, попроси, чтобы она меня простила.

………………………………………………………………………………………

Тут она бросилась в воду. Таким образом покончила жизнь свою прекрасная душой и телом. Когда мы там, в новой жизни, увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза!

Её погребли близ пруда, под мрачным дубом, и поставили деревянный крест на её могиле. Тут часто сижу в задумчивости, опершись на вместилище Лизина праха; в глазах моих струиться пруд; надо мною шумят листья. ……………………………………………………………………………………….

Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцей. Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне сию историю и привел меня к Лизиной могиле. Теперь, может быть, они уже помирились.

1 вариант.

Лиза очутилась на улице, и в таком положении, которого никакое перо описать не может. Жестокий обморок прервал её мысли на время. Она вышла из города и вдруг увидела себя на берегу глубокого пруда.

2 вариант.

В этот день Лиза появилась у меня днем, встала под тению древних дубрав, которые за несколько недель перед тем были безмолвными свидетелями её восторгов. Волосы её были растрепаны.

Ученик. По - моему мнению, второй вариант будет уместен для вступительной части монологу - описанию берега. Потому что в первом варианте, во-первых, монолог начинается с рассказа о том, что берег реки не может знать. Ведь эти события происходили в городе, а не на берегу. Во-вторых, Берег говорит: « Она вышла из города и вдруг увидела себя на берегу глубокого пруда», получается монолог идет от второго лица. В монологах это не допустимо. В третьих, это вступление больше похоже на монолог – повествование. Поэтому я выбираю второй вариант вступления.

Учитель. Молодец. Я тоже согласна с твоими выводами. Действительно, второй вариант вступления был правильным. Теперь я представлю вам и конец этого монолога.

2 вариант.

В этот день Лиза появилась у меня днем, встала под тению древних дубрав, которые за несколько недель перед тем были безмолвными свидетелями её восторгов. Волосы её были растрепаны.

…………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………

Её похоронили в мои объятия, под мрачным дубом, и поставили деревянный крест на её могиле. К её могиле приходит один мужчина, которого до своей смерти привел сюда Эраст, и сидит в задумчивости, опершись на вместилище Лизина праха.

Учитель. Перед вами начало и конец монолога берега, составленный по второму тексту из повести Карамзина «Бедная Лиза». Запишите его основную часть.

Учитель. Прочитайте , что у вас получилось.

1 ученик. «Сие воспоминание потрясло душу; страшнейшее сердечное мучение изобразилось на лице её. Но через несколько погрузилась она в некоторую задумчивость – осмотрелась вокруг себя. Увидела дочь своего соседа (пятнадцатилетнюю девушку), идущую по дороге., кликнула её, вынула из кармана десять империалов, и , падавая ей, сказала: «Любезная Анюта, любезная подружка! Отнеси эти деньги к матушке – они не краденные, - скажи ей, что Лиза против неё виновата; что я таила от неё любовь свою к одному жестокому человеку, - к Э… На что знать его имя? - Скажи, что он изменил мне, попроси, чтобы она меня простила.

Учитель. Все ли согласны с этим вариантом текста? Действительно ли он соответствует требованиям монолога - описания? Обоснуйте свой ответ.

Ученик. Нет, я не согласна назвать этот текст основной частью монолога – описания. Скорее всего этот текст можно было бы отнести к монологу -повествованию. Здесь рассказывается о действиях Лизы, а не о её чувствах.

Учитель. Какой вариант смогли бы предложить вы?

2 ученик. « Её состояние невозможно было никаким пером описать. «Он меня не любит», - повторяла она. Сие воспоминание потрясло душу; страшнейшее сердечное мучение изобразилось на лице её. Но через несколько минут погрузилась она в некоторую задумчивость…Потом бросилась в пруд.

Обобщение материала.

Учитель. Ребята, исходя из всего о чем мы говорили на сегодняшнем уроке, какому выводу мы пришли ?

Ученик. В русском языке кроме монолога - описания есть и монолог описание. Композиция описания состоит из следующих частей: общее представление о предмете; отдельные признаки предмета; авторская оценка, вывод, заключение.

Учитель. Вы правы. Что вы еще можете добавить?

Ученик. В монологе - описании преобладают эпитеты, то есть определения, также причастия и причастные обороты. Ведь именно они обозначают признак предмета. Для монолога описания характерны и сравнительные обороты.

Учитель.

Домашнее задание.

Напишите монолог-описание Лизы об Эрасте, пользуясь всем текстом повести.

Молодой хорошо одетый человек, приятного вида, встретился мне на улице. Он купил у меня ландыши. Когда этот молодой парень пришел к нам на следующий вечер, я узнала его имя. «Меня зовут Эрастом» , - ответил он моей маме, когда она попросила назвать его свое имя. Я раз пять повторила это имя про себя, вписывая его в свою душу.

Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии. (Но последнее я узнала слишком поздно). Эраст оказался жестоким человеком. А ведь у него было такое доброе лицо, такой голос…