Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел

Разделы: Математика


Цель: повторение и закрепление  понятия целого числа, модуля, правил сложения и вычитания чисел с разными  знаками; развитие математической речи,  логического мышления учащихся.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Каждый ученик получает индивидуальный лист с оценочной таблицей. (Приложение 1). Учащимся разъясняется принцип работы на уроке: необходимо выполнить 5 заданий, 6 задание – работа на дом. Каждое задание оценивается по 5 – балльной системе, оценка заносится в таблицу, на следующем уроке после проверки домашнего задания учащиеся должны подвести итоги: подсчитать среднее арифметическое оценок и округлить полученный результат. Эта оценка выставляется в журнал. Более подробные объяснения даются по ходу выполнения заданий.

II. Решение задач

Задание 1.

Даны пары чисел (Приложение 2, слайд 2). На индивидуальных листах записать результат, который получится, если между этими числами поставить:

а) знак «+»;
б) знак «–».

Сразу после выполнения задания – взаимопроверка учащимися. Неправильные ответы зачеркиваются.

Критерии оценивания:

нет зачеркиваний – 5 баллов;
1-2 зачеркивания – 4 балла;
3-5 зачеркиваний – 3 балла;
больше 5 – 2 балла.

Полученные баллы выставляем в оценочную таблицу.

Задание 2.

Подобрать число, которое надо вставить вместо многоточия в данных равенствах. (Приложение 2, слайд 3).

Условия выполнения и оценивания  такие же, как в задании 1.

Задание 3.

Вместо знака «*»  поставить знак «+» или «–» так,  чтобы полученное равенство было верным (Приложение 2, слайд 4).

Условия выполнения и оценивания  такие же, как в задании 1.

Задание 4.

Каждому учащемуся предлагается ответить на поставленный вопрос. Правильный полный  ответ оценивается на 5 баллов,  другие – на усмотрение учителя.

  1. Как называется число, записанное со знаком «–»?
  2. Как называются два числа, отличающиеся только знаком?
  3. Чему равен модуль числа  – 311?
  4. Какое из чисел больше  – 65 или  – 56?
  5. Какое число не является ни положительным, ни отрицательным?
  6. За ночь похолодало на 6°.  Каким числом выражается это изменение температуры?
  7. Между какими двумя целыми числами находится число  – 0,8?
  8. Назовите число, противоположное числу  – 100.
  9. Какие числа расположены на координатной прямой правее 0?
  10. Чему равна сумма противоположных чисел?
  11. Сколько целых чисел расположено между числами  – 4 и 4?
  12. Назовите целое число, предшествующее числу  – 19 на координатной прямой?
  13. Какое неположительное число всегда больше любого отрицательного?
  14. Назовите число, на 3 меньшее   – 30.
  15. Какое число противоположно самому себе?
  16. Какой знак стоит перед положительным числом?
  17. Как записать в виде неравенства  – 6 – отрицательное число?
  18. Назовите наибольшее целое число, находящееся между числами  – 20 и  – 10.
  19. Назовите число, противоположное 17.
  20. Какие числа называются целыми?

Количество  баллов выставляется сразу после полученного ответа.

Перед выполнением  задания 5 показать (Приложение 2, слайд 5). «Достигнешь цели ты, наукой овладев. Осуществишь мечты, наукой овладев». Фуркат не математик, он узбекский поэт, жил в конце 19 – в начале 20 века. Пожелать ученикам проявления упорства и терпения в выполнении теста и достижения успехов  в изучении математики.

Задание 5.

Работа с тестом. Выбрав правильные ответы и записав буквы в таблицу, ученик получает слово – поздравление.

После взаимопроверки выставляем баллы в таблицу:

Совпадают все буквы – 5 баллов;
Совпадают 6,7 букв – 4 балла;
Совпадают 4, 5 букв – 3 балла
Менее – 2 балла.

III. Подведение итогов

Домашнее задание: Выполнить задание 6 (Приложение 1)

Окончательные итоги по уроку подводятся на следующем  занятии.