Особенности современного мира. Глобализация. Антиглобализм. Компьютерная революция. Аспекты глобальных проблем

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • обучающая – обеспечить усвоение сущности процесса глобализации и ее факторов; обобщить знания учащихся о глобальных проблемах, показав их взаимосвязь, взаимообусловленность и отличия от других проблем человека;
  • развивающая – развивать умения аргументировать свою позицию по дискуссионным вопросам;
  • воспитывающая – воспитывать умение признавать право одногруппников на свое мнение.

Ход занятия

I. Организационный момент

Преподаватель обращает внимание студентов на Слайд 1 глобализация, см. Приложение 1 – эпиграф

Мы все умрем, людей бессмертных нет,
И это все известно и не ново.
Но мы живем, чтобы оставить след:
Дом иль тропинку, дерево иль слово.
                                            Расул Гамзатов

И просит объяснить смысл цитаты.
Выслушав 2-3 студентов, формулирует тему и цели урока.
Мы рассмотрим следующие вопросы:

Слайды 2, 3

Тема урока: Особенности современного мира

План:

1. Глобализация.
2. Глобальные проблемы современности.

а) Классификация глобальных проблем.
б) Характеристика глобальных проблем и пути их решения.

II. Изучение нового материала.

1) Современный мир многообразен и разнолик. Какие факты можно привести?

Студенты отмечают пунктуальность и аккуратность немцев, чопорность и следование традиции англичан, фривольность и игривость нрава французов, широту души и надежду на “авось” русских, отсутствие внешней эмоциональности реакции японцев и т.д.

– Чем можно объяснить такое многообразие? (Различие природных и климатических условий, специфика исторического пути, пройденного народами и государствами, разнообразие внешних влияний, множество закономерных и случайных событий, не всегда поддающихся учету и однозначному толкованию.)

Преподаватель: Доминирующей тенденцией современного общества является не столько углубление многообразия, сколько глобализация (или интернационализация). Как явление глобализация активно развилась на рубеже C I C –C C вв.

Слайд 4

Преподаватель: до середины C C в. основными субъектами международных отношений были государства, иногда предприниматели, находившиеся под их юрисдикцией. Новый этап в интернационализации происходит во второй половине C C в.

Слайд 5

Глобализация затрачивает все области общественной жизни.

Слайд 6

Преподаватель: Часть наших современников рассматривает глобализацию как прямую угрозу существованию цивилизации и активно противостоит всем мероприятиям государств и высших должностных лиц, если их действия, по их мнению, способствует углублению глобализации. Это т.н. движение антиглобалистов, которое сформировалось в конце 90-х гг. C C века. Его участники пропагандируют альтернативные пути развития мировой экономики, устраивают манифестации, нередко экстремистского характера, в период проведения различных международных конференций и форумов, например саммита “Группы восьми”.

Перед общественной мыслью сегодня стоит проблема целостного осмысления развития мирового сообщества в новых условиях. Хотя значение общечеловеческих интересов возросло, на жизнь современных обществ значительное влияние оказывают социальные, национально-этнические, групповые противоречия.

Парадоксальность ситуации в том, что человечество все еще не нашло надежных средств предотвращения глобальных катастроф, а их угроза может усиливаться действиями различных структур общества, социальных механизмов, иногда возникших в предшествующий период. Например, глобальной стала не6обходимость борьбы с международным терроризмом. Противники глобализации считают аксиомой, что от этой борьбы выигрывают только богатые страны. Отсюда призывы к западу поделиться богатством с бедными странами. В противном случае – угроза применить насилие.

2) Преподаватель:

а) С понятием “глобальные проблемы” вы уже знакомились на уроках географии, биологии, химии, истории.

– Когда появилось понятие “Глобальные проблемы”? (В начале 50-х гг. C C века.)

– Почему проблемы названы глобальными? (Слово “глобальный” происходит от латинского globus – шар. Эти проблемы затрагивают жизненные интересы всего человечества.)

– Почему именно в середине C C в. появились эти проблемы? (В это время было взято на вооружение атомное оружие)

Сегодня вы попытаетесь самостоятельно определить пути решения глобальных проблем современности и оценить их значимость для всего человечества и для себя лично.

б) Задание: Изучите материал учебника на с.123 -124 (Боголюбов Л.Н., ч. I I ) и назовите основные глобальные проблемы человечества. После изучения материала на доске составляется кластер:

в) Класс делится на 7 групп (по числу проблем). Группам раздаются листы с заданиями, маркеры и ватман.

Задания:

  1. Обозначить в чем проявляется ваш вид проблемы и подумать о путях ее решения, составить кластер “Пути решения проблемы”.
  2. Выбрать руководителя группы который подготовит презентацию кластера и выступит перед классом. На работу в группе отводится 20 минут, на презентацию – 3 минуты.

г) Презентация кластеров ребят.

д) Оценка результатов работы в группах. Каждой группе раздаются “оценочные листы”, где они выставляют оценки всем членам группы совместно.

III. Выставление оценок преподавателем

IV. Заполнение студентами таблицы “ЗУХ” по пройденному материалу

Знал Узнал Хочу узнать
     

Домашнее задание: § 11 (Боголюбов Л.Н., ч.I I )

Средства обучения:

  1. Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. Ч.2. 11кл./ Л.Н. Боголюбов [ и др.] – М,: Просвещение, 2005 г.;
  2. презентация “Глобальные проблемы современности”, ватманы (по числу групп), маркеры;
  3. мультимедийный проектор;
  4. карточки с заданиями для работы в группах, оценочные листы.