Цели урока:
- повторить действия с обыкновенными и десятичными дробями, единицы измерения длины, формулу пути;
- закрепить у детей умение работать с масштабом;
- развить в детях умение работать в коллективе;
- воспитывать уверенность в себе;
- развивать интерес к математике;
- показать связь математики с другими науками, в частности, с географией.
Оборудование:
- Карта Башкирии, плакаты достопримечательностей Башкирии.
- На столах атласы Республики Башкортостан, линейки, карточки с заданиями.
Подготовка к уроку: класс разделить на 4 группы, каждая из которых готовит сообщение об определенном географическом пункте Башкирии (домашнее задание).
ХОД УРОКА
Учитель: 2010 год в Башкирии был годом Республики, поэтому этот урок будет посвящен путешествию по родному краю и повторению темы «Масштаб». Немного о нашей Республике. Площадь ее составляет 143,6 тыс.кв.м Республика Башкортостан имеет территорию с уникальным разнообразием природных условий и ресурсов. Здесь сосредоточено 2,8% населения Российской Федерации, состоящего из десятков наций. Свое путешествие мы начнем из города Стерлитамака.
Сообщение 1-й группы:
Стерлитамак-второй по численности населения и индустриальной мощи город республики. В этом году (2011-м) Стерлитамаку исполняется 245 лет. Он возник как пристань на реке Белой для отправки поваренной соли доставленной с Илецких копей. В 1919-1922 годах Стерлитамак являлся столицей молодой Башкирской автономной республики. В годы Великой Отечественной войны в городе обосновались эвакуированные заводы. Сегодня Стерлитамак значительный культурный центр с развитой химической промышленностью.
Учитель: Как называется следующее место путешествия, мы узнаем, проведя математическую разминку. Под правильным ответом «спрятана» буква, входящая в его название (на доске заранее написаны примеры, ответы закрыты, «перевернутыми» буквами) – работа в тетрадях.
1) 55 000 000 см = … км 5) 15 000 000 мм = … м
2) 300 000 см = …км 6) 900 000 мм = … м
3) 12 000 см = … км 7) 62 000 мм = … м
4) 3 000 000 см = … км 8) 4 000 000 мм = … м
550 |
3 |
0,12 |
30 |
15 000 |
900 |
62 |
4 000 |
Я |
Н |
Г |
А |
Н |
Т |
А |
У |
Сообщение 2-й группы
На правом берегу Юрюзани находится гора
Янгантау. На ее вершине из-под земли по трещинам
непрерывно выходят горячие газы и пары,
температура которых достигает 150?. «Чудо
природы», «не имеющая аналогов в мире»- такие
отзывы оставляют исследователи этой горы.
Но причины выделения тепла на Янгантау
разгаданы. Оказалось, что породы, из которых
сложена гора, содержат в себе много органических
веществ, способных окисляться при
соприкосновении с воздухом. Горячие газы и пары
Янгантау обладают ценными целебными свойствами.
На их базе создан широко известный санаторий.
Учитель: В республике насчитывается более 20 городов из них: Уфа, Белорецк, Кумертау, Баймак, и т.д.
Решим задачу (работа в парах).
На ваших столах атласы Башкирии, линейки,
карточки, в которых указано, что мы выезжаем из
Стерлитамака в Уфу в 1200 и движемся со скоростью 83 км/ч. Определить
в какое время мы прибудем в пункт назначения?
Расстояние | Масштаб | |
На карте | 5 | 1 |
На местности | х | 2 500 000 |
По карте определяем расстояние между городами
Х = 125 км V = 83 км/ч t = 1,5 ч 1200 + 130 = 1330
Ответ: в Уфу мы прибудем в 1330.
Сообщение 3-й группы
Уфа была основана в 1574 году как первая русская
крепость на башкирской земле. В 1922 году Уфа была
провозглашена столицей Башкирской республики. В
годы Великой Отечественной войны в город были
эвакуированы десятки промышленных предприятий,
многие учреждения, различные ведомства, ряд
научно-исследовательских институтов, высших
учебных заведений и около 300 тысяч человек.
Промышленность Уфы бесперебойно снабжала
Советскую Армию боеприпасами, горюче-смазочными
материалами, обмундированием и т.д.
В настоящее время Уфа – это город многогранной
жизни, один из крупнейших промышленных пунктов
страны.
Исторической достопримечательностью Уфы
является монумент Дружбы, посвященный 400-летию
добровольного присоединения Башкирии к Русскому
государству.
Учитель: Чтобы прибыть в следующий пункт путешествия, мы должны ответить на следующие вопросы (математический диктант).
- Расстояние между городами А и В на карте изображено отрезком в 1 000 (100) раз меньшим, чем на местности. Каков масштаб карты?
- Масштаб карты 1:1 000 000. Отрезком, какой длины обозначается на ней расстояние в 500(50) км?
- Масштаб карты 1:1 000 000. Каково расстояние между двумя пунктами, если на карте оно изображено отрезком в 2(4) см?
Выборочная проверка работ.
Сообщение 4-й группы
Наиболее известной из пещер является Капова (Шульганташ). Она расположена в Бурзянском районе на правом берегу реки Белой, в 4-х км ниже деревни Новоакбулатово. В этой пещере имеется три этажа. Разница высот между ними составляет 40 м. Общая длина горизонтальных галерей в пещере достигает 2 000 м. Капову пещеру начали изучать с XVIII века. Однако всемирную известность она получила с 1959 года после находок в ней наскальных рисунков людей живших 40-10 тысяч лет до нашей эры. Эти рисунки были обнаружены в верхнем ярусе пещеры. Они находятся высоко на стенах зала, имеющего ширину до 40, а высоту свода около 26 м. На рисунках изображены фигуры дикой лошади, мамонтов и носорога.
Подведение итогов урока
– Что больше всего понравилось и запомнилось на уроке?
Выставление оценок.
Домашнее задание: № 843; 845; 846(б).