Цель: познакомить учащихся с символами химических элементов, их названиями и произношениями; познакомить с этимологическими началами их названий, познакомить со структурой Периодической системы Д.И.Менделеева.
Задачи:
Обучающие. Ввести понятие о знаках
химических элементов и познакомить с
этимологическими началами их названий,
познакомить учащихся со структурой
Периодической таблицы.
Планируемые результаты обучения. Знать структуру периодической системы Д.И.Менделеева, уметь описывать положение элемента в периодической системе, знать символы химических элементов, их произношения и понимать их происхождение.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, электронное мультимедийное приложение к УМК “Химия. 8 класс” изд “Дрофа”; шаро–стержневые модели атомов и молекул, рабочие и информационные листы,
Подготовка к уроку: на столы выдаются для каждого ученика рабочие и информационные листы. Заранее на обратной стороне доски записывается тема и план урока, на другой доске с обратной стороны делается запись: “Две молекулы воды, под действием электрического ток разлагаются с образованием одной молекулы кислорода и двух молекул водорода”.
Ход урока
1. Организационный момент
Проверка готовности к уроку.
2. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний
Ученикам сообщают, что проверка домашнего задания проходит в виде “Аукциона знаний”, за правильные ответы учащиеся получают “жетоны знаний”, по количеству которых учитель оценивает активность учащихся на уроке.
Учитель: Вы начали изучать тему “Свойства веществ. Химические знаки и формулы” Я предлагаю вам вспомнить основные понятия прошлого урока. Что называется химическим элементом?
Ученик: химический элемент – это определённый вид атомов.
Учитель: – Что называется веществом?
Ученик: Вещество – это то, из чего состоят тела.
Учитель: Давайте подумаем, чем отличаются эти два понятия: “химический элемент” и “вещество”?
Ученики: химический элемент входит в состав простых и сложных веществ, у него нет физических и химических свойств; а вещество обладает физическими и химическими свойствами. Например: простое вещество кислород – газ, поддерживает горение, входит в состав воздуха и необходим нам для дыхания. Молекула простого вещества кислорода образована двумя атомами химического элемента кислорода.
Учитель: – Из чего состоят вещества?
Ученик: вещества состоят из молекул, а молекулы состоят из атомов.
Учитель: На какие две группы делятся все вещества?
Ученик: вещества бывают простыми и сложными.
Учитель: – Какие вещества мы называем простыми веществами? (Демонстрирует шаро-стержневые модели молекул простых веществ – кислорода, озона, водорода, азота)
Ученик: простые вещества – это вещества, образованные атомами одного и того же химического элемента.
Учитель: – какие вещества мы называем сложными? (Демонстрирует шаро-стержневые модели молекул сложных веществ – воды, углекислого газа и серной кислоты)
Ученик: сложные вещества – это вещества, образованные атомами разных химических элементов.
Учитель: Итак, все вещества образованы атомами либо разными, либо одинаковыми!
– Сколько примерно этих видов атомов может быть? (Демонстрация во время вопроса– учитель разбирает несколько молекул веществ и выкладывает по одному шарику – “атому” разного цвета (вида) на демонстрационном столе)
Ученик: столько, сколько разных химических элементов в периодической системе, примерно 110.
Учитель: Молекула воды – сложное вещество (демонстрация шаростержневой модели молекулы воды). – Как можно доказать, что это сложное вещество?
Предположения ученика: из сложных веществ можно получить простые вещества -кислород и водород.
Учитель: Верно. Давайте с вами проведём пример реакции разложения на примере шаростержневых молекул. Я приглашаю к доске двух желающих, которые смогут провести это превращение: из двух молекул воды получить молекулы простых веществ.
Каждому из двух учащихся выдаётся по две
шаростержневые модели молекул воды, перестроив
которые получают две молекулы водорода и одну
молекулу кислорода.
Каждому из учащихся, выполняющих работу с
моделями задаются по два вопроса:
– Молекулы каких веществ вы получили? (Ответ: получили молекулы кислорода и водорода)
– Сколько получилось молекул каждого вещества из двух молекул воды? (Ответ: из двух молекул воды получилось две молекулы водорода и одна молекула кислорода)
– Почему для реакции мы взяли две молекулы воды? (Ответ: т.к. молекула кислорода состоит из двух атомов, а в состав молекулы воды входит один атом кислорода).
– Как вы думаете – реакция разложения воды – это химическое явление или физическое? – Что доказывает правильность вашего ответа? (Ответ: химическое явление, т.к. в результате реакции образуются новые вещества – кислород и водород).
Далее учитель обращает внимание, что при химической реакции, все связи, которые были между атомами в двух молекулах воды все израсходовались для образования молекул новых веществ.
Объяснение новой темы:
Учитель: Мы с вами грамотные люди и умеем писать. Я записала на доске реакцию разложения воды.
Демонстрация записи сделанной до урока на обратной стороне доски: “Две молекулы воды под действием электрического тока разлагаются на две молекулы водорода и одну молекулу кислорода”
– А кто является авторами славянской письменности – алфавита?
Ученик: болгарские просветитель Кирилл и Мефодий.
Учитель: мы знаем буквы алфавита, из них мы складываем слова, а из слов – пишем предложения.
Подобно русской письменности в химии есть тоже буквы – химические символы.
На доске напротив записи сделанной заранее учитель пишет в ряд символы некоторых химических элементов и демонстрирует на примере шаростержневых молекул отдельные атомы.
Учитель: Атом кислорода обозначается символом “О”, атом водорода обозначается символом “Н”. С помощью химических символов мы будем учиться писать слова – формулы химических веществ. Например: молекулу воды мы запишем “Н2О”, молекулу кислорода – “О2”, молекулу водорода – “Н2”. А дальше из них мы будем составлять уравнения химических реакций. Запись нашей реакции разложения воды на простые вещества выглядит таким образом: 2Н2О = 2Н2 + О2. Сравните одна и та же фраза записанная с помощью русского алфавита и с помощью химического языка.
Полное оформление демонстрационной записи на доске выглядит так:
|
Учитель: Итак, сегодня на уроке мы знакомимся с “буквами” химического алфавита – символами химических элементов.
Запишите тему сегодняшнего урока в своих тетрадях:
“СИМВОЛЫ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ”.
При изучении темы урока мы будем придерживаться следующего плана:
- Автор химической письменности.
- Принцип обозначения химических элементов.
- Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.
- Этимологические начала названий химических элементов.
(Тема урока и план урока пишутся заранее, перед уроком, на обратной стороне доски.)
На протяжении всего урока во время беседы с учителем ученики, правильно отвечая на вопросы, получают такие жетоны:
Учитель: на первый и второй вопрос нашего плана я знаю, что уже некоторые учащиеся смогут ответить.
– Кто является автором химического алфавита? Как вы это узнали?
Учащийся: автором химического алфавита является Йенс Якоб Берцелиус. Я эту информацию нашёл в жетоне знаний.
Учитель: – Как Й.Я.Берцелиус предложил обозначать химические элементы?
Учитель: Шведский учёный Й.Я.Берцелиус предложил в качестве символов химических элементов использовать первую или первую и одну из последующих букв латинского названия элемента. Сейчас откройте учебник на странице 92, посмотрите на 4ю и 2ю колонки таблицы. В 4й колонке даны латинские названия некоторых химических элементов, а во второй – их химические символы
Пример:
Hidrogenium – Н – водород
Ferrum – Fe – железо
Magnium – Mg – магний
Mangants – Mn – марганец
Для чтения химических формул будем использовать произношения химических элементов. Возьмите информационный лист №1 Там у вас есть такая же таблица, но дополненная и с большим числом химических элементов. Она вам пригодится в дальнейшем. Рассмотрим её. В 3ей колонке, обратите внимание, на произношения химических элементов: некоторые из них произносятся произношением букв латинского алфавита, некоторые имеют такое же произношение как и их русское название, а некоторые произносятся латинским названием элемента. В этом информационном листе 4я и 5я колонки для вас интересная информация об этимологии названия химических элементов и названы учёные, открывшие данные химические элементы.
Таблицу, которая у вас в учебнике надо выучить наизусть первые три колонки. К следующему уроку выучите названия, символы и произношения первых 10 химических элементов (половина таблицы). Она начинается на странице 83, вы учите элементы до меди включительно, отметьте карандашом в таблице. И сразу отметьте карандашом на странице 86 до слов “Обозначение состава вещества….” второй абзац снизу – вы дома учите параграф 13 до этих слов.
Учитель: В таблице учебника вместилось всего 20 химических элементов.
– Сколько всего химических элементов? Откуда мы возьмём эти сведения?
Ученик: все известные химические элементы расположены в периодической таблице Д.И.Менделеева, их известно около 110 элементов.
Учитель: Правильно. Все известные химические элементы расположены в периодической таблице химических элементов Д.И.Менделеева. Д.И.Менделеев – великий химик, русский учёный, создатель периодической системы. На тот момент, когда он составил таблицу было известно 63 химических элемента. Дмитрий Иванович хорошо знал свойства каждого химического элемента и расположил их так, что выделил группы элементов сходных по химическим свойствам, и даже оставил места в таблице ещё не изученным химическим элементам. Дмитрий Иванович предугадал свойства некоторых ещё не открытых элементов и указал пути открытия этих элементов. О гениальности этого учёного и его открытиях можно много говорить, и для этого мы посвятим не один, а несколько уроков. Сегодня мы должны познакомиться со структурой периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева.
Учитель демонстрирует несколько вариантов периодической системы с разными цветовыми изображениями (демонстрационную, на форзаце учебника, на обложке дневников, …) и отмечает:
В любой периодической таблице изображены одни и те же химические элементы, в одинаковой последовательности. Гениальность этого творения заключается в том, что она таит в себе очень много информации о химических элементах, о закономерностях их расположения, о строении атомов химических элементов,… Поэтому изображая периодические системы стараются выделить цветом разные смысловые категории элементов. Каждая из них удобна на разных этапах изучения химии. Каждая из них находит в своё время удобное применение.
В нашей таблице (на форзаце учебника) цветом выделены красным цветом выделения элементы–неметаллы, а черным и зелёным – элементы-металлы.
– Приведите примеры элементов-неметаллов.
– Приведите примеры элементов-металлов.
По горизонтали эта таблица состоит из периодов.
Периоды – это горизонтальные ряды в периодической таблице химических элементов.
Периоды делятся на малые и большие, малые периоды имеют только 1 ряд элементов, а большие периоды – по 2 ряда элементов.
Сейчас внимательно посмотрите один видеосюжет, и после него вам надо будет ответить на вопросы.
Демонстрация видеосюжета мультимедийного приложения к УМК “Химия. 8 класс” издание второе. Изд “Дрофа” , 2006г Раздел “Введение. Предмет химии”, урок 4 “Символы химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И,Менделеева”, видеосюжет №12 “структурные части Периодической системы Д.И.Менделева: период”
Учитель: Сейчас закрепим изученное понятие. В рабочих листах №1 самостоятельно допишите предложения 2,3,4. Через 2-3 минуты мы проверим ваши ответы.
Учитель спрашивает одного человека, проверяя правильность самостоятельного ответа, а учащиеся проверяют правильность своих записей.
Учитель: По вертикали периодическая система состоит из 8 групп. Группа – это вертикальный ряд элементов в Периодической системе Д. И. Менделеева.
Каждая группа, в свою очередь, подразделяется на две подгруппы: главную и побочную. Элементы главной подгруппы располагаются в малых и больших периодах, а элементы побочной подгруппы находятся только в больших периодах.
Сейчас внимательно посмотрите ещё один видеосюжет, и после него опять выполним следующие задания в рабочем листе №1.
Демонстрация видеосюжета мультимедийного приложения к УМК “Химия. 8 класс” издание второе. Изд “Дрофа” , 2006г Раздел “Введение. Предмет химии”, урок 4 “Символы химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И,Менделеева”, видеосюжет №13 “структурные части Периодической системы Д.И.Менделева: группы и подгруппы”
Учитель: допишите предложения 1,5,6,7 в рабочих листа №1. Через три минуты мы проверим правильность ваших ответов.
Учитель спрашивает одного человека, проверяя правильность самостоятельного ответа, а учащиеся проверяют правильность своих записей.
Учитель: А теперь, поучимся работать с периодической таблицей, ведь она не только великое творение Д.И.Менделеева, но и самая законная шпаргалка на любой контрольной, экзамене и даже ЕГЭ. Поэтому стоит научиться ей пользоваться!
– Выполните задание №1 в рабочем листе №1.
Учитель вместе с классом выполняет задание 1а, а следующие задания 1б и 1в учащиеся выполняют сами, затем учитель и класс проверяют.
– Выполните самостоятельно задание №2а и №2б. Это задания противоположные первому.
Учитель через 2 мин проверяет правильность выполнения задания.
Учитель: Мы научились называть адрес химических элементов в Периодической системе. Переходим к последнему вопросу нашего урока. Открытие каждого химического элемента воспринималось в науке как событие огромной важности. Названия, которые давались при открытии химическому элементу, никогда не были случайными.
– Каким правилам придерживались учёные, давая названия химическим элементам.
Я предлагаю вам вместе узнать этимологические начала названий химических элементов. Поэтому предлагаю работу в группах. Каждые две парты учащихся работают вместе изучая свой рабочий материал и выбирают одного отвечающего с сообщением.. На работу выделяю 4-5 минут.
Учащимся выдаётся один на парту рабочий лист с заданием. Каждые две парты учащихся выполняет свои варианты заданий: Информационный лист №2, информационный лист №3, информационный лист №4, информационный лист №5 и информационный лист №6.
Приложение_2, Приложение_3, Приложение_4
Затем учащиеся выступают со своим сообщением.
Закрепление. Обобщение. Обратная связь.
Учитель: задаёт ряд вопросов по изучаемой теме.
– Какую тему мы изучали сегодня на уроке.
– Какие понятия вы запомнили на этом уроке.
– Что вам особенно запомнилось сегодня на уроке.
– Выполните задания № 2в , № 2г и задание №3 в рабочем листе №1.
– Как вы считаете, по данной теме возникнут в дальнейшем у вас какие-нибудь сложности в изучении химии.
Я тоже думаю, что вы прекрасно справились с изучением данной темы урока. И выучив, домашний параграф и таблицу с химическими элементами, вы будете прекрасно пользоваться этими понятиями при дальнейшем изучении химии.
Домашнее задание
В дневник записываем §13 до слов “Обозначение состава вещества…” и задания на рабочем листе №2.