Урок окружающего мира "Зима – покой природы". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: сформировать представление о зиме как времени года, когда жизнь в природе замирает.

Задачи:

  • деятельностные – обучать способности понимать и оценивать природные явления, их влияние на эмоциональное состояние человека;
  • образовательные – расширить знания об окружающем мире, зиме как одном из времён года; вырабатывать навыки правильного определения времёни года, различения изменений природы с приходом зимы;
  • воспитывающие – воспитывать понимание ценности и красоты родной природы, коммуникативные способности учащихся.

Тип урока: урок “открытия” нового знания.

Учащихся в классе: 18.

Краткое описание: Урок окружающего мира разработан по программе А.А.Вахрушева. По тематическому плану – это 1 урок в разделе “Времена года”.

Учебный материал: аудиозаписи – “Утро” С. Прокофьева, вальсовая мелодия, “портрет” Зимушки-Зимы, иллюстрации с зимними пейзажами, рисунки птиц, рисунки снежинок, заготовки снежинок, бумага, ножницы, веточки сосны и ели, карточки с пословицами.

Ход урока

1. Организационный момент

– Какой сегодня хороший день. Мы с вами начинаем новый урок. Покажите мне своё настроение. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, беспокойство. Я желаю всем нам хорошего урока.

2. Актуализация знаний.

– Я знаю, что вы очень любите отгадывать загадки и поэтому предлагаю вам по загадкам определить тему нашего урока. Отвечайте быстро и дружно.

1. Щиплет щёки, щиплет нос,
    Но не страшен нам … (мороз).

2. Шуба бела весь свет одела… (снег).

3. На всех садится, никого не боится… (снежинка).

4. Тройка, тройка прилетела.
    Скакуны в той тройке белы,
    А в санях сидит девица,
    Белокоса, белолица.
    Как махнула рукавом,
    Всё покрылось серебром.
    Поспешила к нам сама
    Белоснежная… (зима).

– Ребята, вы догадались, о чём мы сегодня с вами поговорим на уроке? (О зиме.)
– Посмотрите, у нас в гостях сама Зимушка-Зима. (К доске прикрепляется “портрет”)
– Я думаю, что многое о зиме вам уже известно. Давайте вспомним, что именно. Я знаю, что вы очень наблюдательные дети, поэтому легко ответите на мои вопросы: Какие зимние месяцы вы знаете? Какие признаки зимы вы можете назвать? Почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи жмутся к человеческому жилью?

3. Постановка учебной задачи

– Почему говорят: “Зима – покой природы”? Что такое снег? Как образуются снежинки? Как похолодание влияет на жизнь растений и животных?

(Учитель фиксирует данные вопросы на доске с помощью карточек.) (Приложение 1)

– Смогли вы дать полные ответы на последние вопросы? (Нет.) Почему?
– Да, вы только начали подниматься по ступенькам знаний, и вам предстоит узнать много нового и интересного. А на эти вопросы мы постараемся с вами найти ответы сегодня на уроке.

4. “Открытие” детьми нового знания

– Зимушка-Зима приглашает нас с вами отправиться в зимний лес. Она предлагает вам послушать дивные звуки зимы. Как вы думаете, какие звуки можно услышать в зимнем лесу? Шумно ли в лесу зимой? (Предположения детей.) А теперь внимательно послушайте текст “Звуки зимы” и сравните его со своими предположениями. Закройте глаза и мысленно перенеситесь в зимний лес.

(Учитель читает текст “Звуки зимы” под спокойную музыку.)

Звуки зимы

Зимнее утро. Тихо, морозно в лесу. Падают снежинки. Давайте послушаем зимние звуки. Журчит и потрескивает ручей, одетый сверху льдом. Поскрипывают во сне деревья. Спят насекомые. “Хруст, хруст”, – прошли в поисках лакомых веток рябины лосиха с лосёнком. “Тук, тук, тук”, трудится дятел, лесной санитар. “Пи-пи-пи”, – тоненько попискивают под снегом мыши в поисках корма. “Ци-ци. Холодно и голодно. Почему мы не улетели на юг, как другие птицы?”, – спрашивает молодая синичка. “Пинь-пинь, нам и здесь хорошо. Полетим к кормушке, там ребята положили семечки и несолёное сало, – отвечает взрослая птица. – Люди покормят нас зимой, а мы будем спасать сады летом от прожорливых насекомых”. И снова тихо в лесу. Падают снежинки.

– Итак, ребята, какие звуки можно услышать в зимнем лесу? Какие “разговоры” ведут птицы зимой? (Ответы детей.)

– Посмотрите, как красив зимний лес. Давайте поговорим с вами о снеге. Как вы думаете, почему зимой осадки выпадают в виде снега? (Похолодание.)

– Вы видели снежинки? Сейчас мы проверим, насколько вы наблюдательны. Перед вами несколько видов, так называемых снежинок. Выберите ту, которая, по-вашему мнению, похожа на настоящую. Чтобы вам было легче выполнить это задание, обсудите в парах. (Работа в парах.)

– Вы готовы ответить на вопросы: Что такое снег? Как образуются снежинки?

(Предположения детей.)

– Ответить на эти вопросы вам поможет наша гостья. Послушайте внимательно её рассказ, и вы узнаете много нового и интересного.

(В аудиозаписи звучит рассказ Зимушки-Зимы.)

“Пришла зима. С севера подул студёный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю – одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звёздочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями!

Побывали учёные в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки.

Когда воздух вместе с водяным паром поднимается высоко в небо, водяной пар превращается в воду, она на морозе замерзает, превращаясь в кристаллики льда. Попав в тучу, они становятся всё больше и принимают форму снежинок, которые слепляются вместе и образуют густые пушистые хлопья. Упав на землю, они образуют сугробы.”

– Вы поняли, как образуются снежинки? Ребята, а вы хотите попробовать сделать снежинку своими руками? У вас на столе лежат заготовки. Вы можете сами придумать рисунок для своей снежинки. Ну, а если кому-то сложно самому придумать форму снежинки, то можно воспользоваться образцом.

(Дети изготавливают снежинки.)

– Покажите, какие снежинки у вас получились. Молодцы, ребята, все хорошо постарались. А сейчас произойдёт волшебство. Вы превратитесь в снежинки. Покажите, как снежинки плавно, красиво летят в тихую погоду, когда совсем нет ветра.

(Физкультминутка под вальсовую музыку.)

– А теперь снова возвращаемся на наш урок.

– Давайте вернёмся к началу нашего урока и вспомним, какие задачи мы ставили на урок. Что мы с вами уже выяснили, на какие вопросы можем дать ответы? (Что такое снег? Как образуются снежинки?) О чём нам ещё надо поговорить? (Как похолодание влияет на жизнь растений и животных?)

– Что вы видите в зимнем лесу? Каковы особенности жизни деревьев зимой? Что происходит зимой с деревьями? Они умирают, засыпают? (Ответы детей.)

Большинство деревьев стоит с обнажёнными от листьев голыми ветвями. Нам кажется, что растения спят глубоким сном. Но на самом деле это так, и не так. Деревья почти спят, вернее они “дремлют”, так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от холодов, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы пищи. Но не все деревья сбрасывают листья. Какие это деревья? (Ель, сосна.)

– Ребята, а вы знаете, как отличить сосну от ели? Я предлагаю вам объединиться в группы и внимательно рассмотреть веточки сосны и ели. Постарайтесь правильно определить, где веточка сосны, а где ели.

(Дети в группах рассматривают веточки сосны и ели, находят их отличительные признаки: длина иголок и форма шишек.)

– А теперь проверьте себя. (Проверка по рисункам.)
– Иголки (хвоя) – это такие особые листочки, им не страшен мороз. Вот почему они “зимой и летом одним цветом”.
– Но не только растения подготовились к зиме. Давайте поговорим о животных зимой. Что вы знаете об этих животных? (Учитель показывает рисунки зверей)

(Белка, мышь) Как изменилась их жизнь с наступлением зимы? (Ответы детей) Белки, мыши, бобры используют свои запасы или достают корм из-под снега.

(Лоси, зайцы) Что вы можете сказать об этих животных? (Ответы детей.)

Лоси, зайцы, кабаны питаются ветками и корой деревьев.

(Волки, лисы) О них, что можете сказать? (Ответы детей.) Охотятся на мышей, зайцев.

(Медведь, ёж.) Чем интересны эти животные? (Ответы детей.) Те звери, которым трудно найти себе привычный корм, перестают питаться и впадают в спячку. Это медведи, ежи, ящерицы, змеи…

5. Первичное закрепление

– Хотите проверить какие вы внимательные? Откройте учебник на с.86 и внимательно рассмотрите первый рисунок. Найдите, где прячутся звери и птицы на рисунке. Поработайте в парах. Кого вы увидели? (Работа по учебнику. Ответы детей.)

– А как зимуют птицы? Все ли птицы остаются зимовать? Почему осенью многие птицы улетают в тёплые края? (Ответы детей.)

Птицы хорошо переносят холод, так как их согревают перья, пух, а птичья кровь так горяча, что мороз птицам не страшен. Причина в другом – голод. Зимой исчезает большинство насекомых, и птицам становится всё труднее добывать корм. И всё-таки некоторые остаются зимовать. Каких птиц можно увидеть зимой в нашей местности?

– У вас на партах лежат рисунки птиц. Выберите тех птиц, которые остаются зимовать. (Дети выбирают рисунки зимующих птиц. Проверка.)

– Почему же зимой птицы чаще посещают города и сёла? Посмотрите, птички приготовили для вас письмо:

“Дорогие ребята! Не забывайте, пожалуйста, про нас! Помогите нам зимой!”

– Как мы можем помочь птицам? (Сделать кормушки.)

6. Итог урока

– Ну, что, ребята, наш урок подходит к завершению, пора подвести итоги нашего путешествия по зимнему лесу.

– Ни одно время года так не волшебно. Весной, летом земля бодра, шумит жизнью. Зимой иначе. Всё живое упряталось в глубину земли, нор, щелей, дупл и спит, ожидая весны и солнца. Деревья обнажились, птицы улетели, а те, что остались – не поют и летают зябко и неторопливо. И чародейка – зима дарит всей этой мёртвой пустыне новую жизнь, “неподвижную, немую, чудную жизнь”. Это жизнь сна, время необычно белой и тихой природы.

– Так почему же говорят, что “Зима – покой природы”? (Ответы детей.)

Давайте сверим наш вывод с тем, что предлагают нам авторы учебника. (Чтение вывода по учебнику с.87)

– Ребята, вам понравился наш урок? Что больше всего понравилось? Все ли поставленные задачи нам удалось решить? Как вы думаете, все ли секреты зимы мы сегодня открыли?

– На следующем уроке мы с вами совершим экскурсию в природу, где все новые знания вам обязательно пригодятся.

7. Домашнее задание

– Наша гостья предлагает вам выполнить дома творческое задание, которое развивает внимание. Постарайтесь отыскать мартышкиных друзей в зимних оконных узорах, раскрасьте их (задание в рабочей тетради). А кто хочет выполнить задание потруднее, вы можете выбрать пословицу о зиме (на цветных карточках) и дома подумать над её смыслом. (Приложение к уроку.)

– А сейчас я хочу поблагодарить вас за плодотворную и активную работу на уроке. Особенно хочется сказать большое спасибо… И подарить вам на память о нашем уроке вот такие снежинки.

– А из наших веточек я предлагаю вам сделать два деревца (ель и сосну) и укрыть их своими снежинками, чтобы им было тепло.