Цель: сформировать представление о зиме как времени года, когда жизнь в природе замирает.
Задачи:
- деятельностные – обучать способности понимать и оценивать природные явления, их влияние на эмоциональное состояние человека;
- образовательные – расширить знания об окружающем мире, зиме как одном из времён года; вырабатывать навыки правильного определения времёни года, различения изменений природы с приходом зимы;
- воспитывающие – воспитывать понимание ценности и красоты родной природы, коммуникативные способности учащихся.
Тип урока: урок “открытия” нового знания.
Учащихся в классе: 18.
Краткое описание: Урок окружающего мира разработан по программе А.А.Вахрушева. По тематическому плану – это 1 урок в разделе “Времена года”.
Учебный материал: аудиозаписи – “Утро” С. Прокофьева, вальсовая мелодия, “портрет” Зимушки-Зимы, иллюстрации с зимними пейзажами, рисунки птиц, рисунки снежинок, заготовки снежинок, бумага, ножницы, веточки сосны и ели, карточки с пословицами.
Ход урока
1. Организационный момент
– Какой сегодня хороший день. Мы с вами начинаем новый урок. Покажите мне своё настроение. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, беспокойство. Я желаю всем нам хорошего урока.
2. Актуализация знаний.
– Я знаю, что вы очень любите отгадывать загадки и поэтому предлагаю вам по загадкам определить тему нашего урока. Отвечайте быстро и дружно.
1. Щиплет щёки, щиплет нос,
Но не страшен нам … (мороз).
2. Шуба бела весь свет одела… (снег).
3. На всех садится, никого не боится… (снежинка).
4. Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит девица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Всё покрылось серебром.
Поспешила к нам сама
Белоснежная… (зима).
– Ребята, вы догадались, о чём мы сегодня с вами
поговорим на уроке? (О зиме.)
– Посмотрите, у нас в гостях сама Зимушка-Зима. (К
доске прикрепляется “портрет”)
– Я думаю, что многое о зиме вам уже известно.
Давайте вспомним, что именно. Я знаю, что вы очень
наблюдательные дети, поэтому легко ответите на
мои вопросы: Какие зимние месяцы вы знаете? Какие
признаки зимы вы можете назвать? Почему зимой
многие звери и птицы из лесной чащи жмутся к
человеческому жилью?
3. Постановка учебной задачи
– Почему говорят: “Зима – покой природы”? Что такое снег? Как образуются снежинки? Как похолодание влияет на жизнь растений и животных?
(Учитель фиксирует данные вопросы на доске с помощью карточек.) (Приложение 1)
– Смогли вы дать полные ответы на последние
вопросы? (Нет.) Почему?
– Да, вы только начали подниматься по ступенькам
знаний, и вам предстоит узнать много нового и
интересного. А на эти вопросы мы постараемся с
вами найти ответы сегодня на уроке.
4. “Открытие” детьми нового знания
– Зимушка-Зима приглашает нас с вами отправиться в зимний лес. Она предлагает вам послушать дивные звуки зимы. Как вы думаете, какие звуки можно услышать в зимнем лесу? Шумно ли в лесу зимой? (Предположения детей.) А теперь внимательно послушайте текст “Звуки зимы” и сравните его со своими предположениями. Закройте глаза и мысленно перенеситесь в зимний лес.
(Учитель читает текст “Звуки зимы” под спокойную музыку.)
Звуки зимы
Зимнее утро. Тихо, морозно в лесу. Падают снежинки. Давайте послушаем зимние звуки. Журчит и потрескивает ручей, одетый сверху льдом. Поскрипывают во сне деревья. Спят насекомые. “Хруст, хруст”, – прошли в поисках лакомых веток рябины лосиха с лосёнком. “Тук, тук, тук”, трудится дятел, лесной санитар. “Пи-пи-пи”, – тоненько попискивают под снегом мыши в поисках корма. “Ци-ци. Холодно и голодно. Почему мы не улетели на юг, как другие птицы?”, – спрашивает молодая синичка. “Пинь-пинь, нам и здесь хорошо. Полетим к кормушке, там ребята положили семечки и несолёное сало, – отвечает взрослая птица. – Люди покормят нас зимой, а мы будем спасать сады летом от прожорливых насекомых”. И снова тихо в лесу. Падают снежинки.
– Итак, ребята, какие звуки можно услышать в зимнем лесу? Какие “разговоры” ведут птицы зимой? (Ответы детей.)
– Посмотрите, как красив зимний лес. Давайте поговорим с вами о снеге. Как вы думаете, почему зимой осадки выпадают в виде снега? (Похолодание.)
– Вы видели снежинки? Сейчас мы проверим, насколько вы наблюдательны. Перед вами несколько видов, так называемых снежинок. Выберите ту, которая, по-вашему мнению, похожа на настоящую. Чтобы вам было легче выполнить это задание, обсудите в парах. (Работа в парах.)
– Вы готовы ответить на вопросы: Что такое снег? Как образуются снежинки?
(Предположения детей.)
– Ответить на эти вопросы вам поможет наша гостья. Послушайте внимательно её рассказ, и вы узнаете много нового и интересного.
(В аудиозаписи звучит рассказ Зимушки-Зимы.)
“Пришла зима. С севера подул студёный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю – одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звёздочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями!
Побывали учёные в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки.
Когда воздух вместе с водяным паром поднимается высоко в небо, водяной пар превращается в воду, она на морозе замерзает, превращаясь в кристаллики льда. Попав в тучу, они становятся всё больше и принимают форму снежинок, которые слепляются вместе и образуют густые пушистые хлопья. Упав на землю, они образуют сугробы.”
– Вы поняли, как образуются снежинки? Ребята, а вы хотите попробовать сделать снежинку своими руками? У вас на столе лежат заготовки. Вы можете сами придумать рисунок для своей снежинки. Ну, а если кому-то сложно самому придумать форму снежинки, то можно воспользоваться образцом.
(Дети изготавливают снежинки.)
– Покажите, какие снежинки у вас получились. Молодцы, ребята, все хорошо постарались. А сейчас произойдёт волшебство. Вы превратитесь в снежинки. Покажите, как снежинки плавно, красиво летят в тихую погоду, когда совсем нет ветра.
(Физкультминутка под вальсовую музыку.)
– А теперь снова возвращаемся на наш урок.
– Давайте вернёмся к началу нашего урока и вспомним, какие задачи мы ставили на урок. Что мы с вами уже выяснили, на какие вопросы можем дать ответы? (Что такое снег? Как образуются снежинки?) О чём нам ещё надо поговорить? (Как похолодание влияет на жизнь растений и животных?)
– Что вы видите в зимнем лесу? Каковы особенности жизни деревьев зимой? Что происходит зимой с деревьями? Они умирают, засыпают? (Ответы детей.)
Большинство деревьев стоит с обнажёнными от листьев голыми ветвями. Нам кажется, что растения спят глубоким сном. Но на самом деле это так, и не так. Деревья почти спят, вернее они “дремлют”, так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от холодов, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы пищи. Но не все деревья сбрасывают листья. Какие это деревья? (Ель, сосна.)
– Ребята, а вы знаете, как отличить сосну от ели? Я предлагаю вам объединиться в группы и внимательно рассмотреть веточки сосны и ели. Постарайтесь правильно определить, где веточка сосны, а где ели.
(Дети в группах рассматривают веточки сосны и ели, находят их отличительные признаки: длина иголок и форма шишек.)
– А теперь проверьте себя. (Проверка по
рисункам.)
– Иголки (хвоя) – это такие особые листочки, им не
страшен мороз. Вот почему они “зимой и летом
одним цветом”.
– Но не только растения подготовились к зиме.
Давайте поговорим о животных зимой. Что вы знаете
об этих животных? (Учитель показывает рисунки
зверей)
(Белка, мышь) Как изменилась их жизнь с наступлением зимы? (Ответы детей) Белки, мыши, бобры используют свои запасы или достают корм из-под снега.
(Лоси, зайцы) Что вы можете сказать об этих животных? (Ответы детей.)
Лоси, зайцы, кабаны питаются ветками и корой деревьев.
(Волки, лисы) О них, что можете сказать? (Ответы детей.) Охотятся на мышей, зайцев.
(Медведь, ёж.) Чем интересны эти животные? (Ответы детей.) Те звери, которым трудно найти себе привычный корм, перестают питаться и впадают в спячку. Это медведи, ежи, ящерицы, змеи…
5. Первичное закрепление
– Хотите проверить какие вы внимательные? Откройте учебник на с.86 и внимательно рассмотрите первый рисунок. Найдите, где прячутся звери и птицы на рисунке. Поработайте в парах. Кого вы увидели? (Работа по учебнику. Ответы детей.)
– А как зимуют птицы? Все ли птицы остаются зимовать? Почему осенью многие птицы улетают в тёплые края? (Ответы детей.)
Птицы хорошо переносят холод, так как их согревают перья, пух, а птичья кровь так горяча, что мороз птицам не страшен. Причина в другом – голод. Зимой исчезает большинство насекомых, и птицам становится всё труднее добывать корм. И всё-таки некоторые остаются зимовать. Каких птиц можно увидеть зимой в нашей местности?
– У вас на партах лежат рисунки птиц. Выберите тех птиц, которые остаются зимовать. (Дети выбирают рисунки зимующих птиц. Проверка.)
– Почему же зимой птицы чаще посещают города и сёла? Посмотрите, птички приготовили для вас письмо:
“Дорогие ребята! Не забывайте, пожалуйста, про нас! Помогите нам зимой!”
– Как мы можем помочь птицам? (Сделать кормушки.)
6. Итог урока
– Ну, что, ребята, наш урок подходит к завершению, пора подвести итоги нашего путешествия по зимнему лесу.
– Ни одно время года так не волшебно. Весной, летом земля бодра, шумит жизнью. Зимой иначе. Всё живое упряталось в глубину земли, нор, щелей, дупл и спит, ожидая весны и солнца. Деревья обнажились, птицы улетели, а те, что остались – не поют и летают зябко и неторопливо. И чародейка – зима дарит всей этой мёртвой пустыне новую жизнь, “неподвижную, немую, чудную жизнь”. Это жизнь сна, время необычно белой и тихой природы.
– Так почему же говорят, что “Зима – покой природы”? (Ответы детей.)
Давайте сверим наш вывод с тем, что предлагают нам авторы учебника. (Чтение вывода по учебнику с.87)
– Ребята, вам понравился наш урок? Что больше всего понравилось? Все ли поставленные задачи нам удалось решить? Как вы думаете, все ли секреты зимы мы сегодня открыли?
– На следующем уроке мы с вами совершим экскурсию в природу, где все новые знания вам обязательно пригодятся.
7. Домашнее задание
– Наша гостья предлагает вам выполнить дома творческое задание, которое развивает внимание. Постарайтесь отыскать мартышкиных друзей в зимних оконных узорах, раскрасьте их (задание в рабочей тетради). А кто хочет выполнить задание потруднее, вы можете выбрать пословицу о зиме (на цветных карточках) и дома подумать над её смыслом. (Приложение к уроку.)
– А сейчас я хочу поблагодарить вас за плодотворную и активную работу на уроке. Особенно хочется сказать большое спасибо… И подарить вам на память о нашем уроке вот такие снежинки.
– А из наших веточек я предлагаю вам сделать два деревца (ель и сосну) и укрыть их своими снежинками, чтобы им было тепло.