Вступление
Не секрет, что наши дети живут сейчас в условиях всё возрастающего потока информации, несущей преимущественно западные идеалы: философские, нравственные, эстетические. Они смотрят западные фильмы, играют в иностранные игры, предпочитают заграничные лакомства, одежду, предметы быта. Исконно народные русские сказки и песни стали уходить из быта семьи. А что уж говорить о национальной культуре края. В связи с этим тема приобщения учащихся наших школ к национальной культуре, а тем более культуре края, где они родились и живут, становится чрезвычайно актуальным в педагогической практике.
Материальная культура народов Сибири богата, как, к примеру, у европейских народов, но она своеобразна, воплощает в себе удивительную гармонию человека и природы.
Содержание учебного проекта
Продумывание темы проекта соответствующей
разделу “Декоративно-прикладное искусство
Красноярского края” предмета “Художественная
культура Красноярского края”.
Тема: Своеобразие одежды коренных
народов Сибири.
Декор в одежде народов Сибири.
Выбор возрастной категории учащихся.
Согласно содержанию программы тема ДПИ
Красноярского края рассматривается в 6 классе.
Основополагающий вопрос:
О чем рассказывает одежда?
Проект направлен на решение проблем:
Какие коренные народности проживают на
территории Красноярского края?
Какие образы и символы используются в декоре
одежды народов Сибири?
Каковы особенности одежды народов Сибири?
Для исследований учащихся сформированы содержательные вопросы:
1. Элементы декора в одежде народов, проживающих
на территории края.
2. Соединение цвета и образа в декоре одежды
коренных народов севера.
Материалы, используемые в народной одежде.
Условия, необходимые для реализации и проведения разработанного учебного проекта – наличии компьютер, сканера, принтера, доступа к Интернету, проекционной системы, навыки работы с ИКТ как учителя так и учащихся.
Дидактические цели проекта:
– Формирование компетентности в сфере
самостоятельной познавательной деятельности,
навыков самостоятельной работы с большими
объемами информации, умений увидеть проблему и
наметить пути ее решения.
– Формирование чувства стиля.
– Расширение кругозора.
– Воспитание чувства любви и уважения к своему
краю.
– Формирование устойчивого интереса к
художественному творчеству народов, проживающих
на территории Красноярского края, их традициям и
быту;
– Развитие внимания, образного мышления, навыков
самостоятельной работы по сбору материала.
– Формирование умений увидеть проблему и
определить пути ее решения.
Методические задачи:
– Научить работать с различными источниками
информации.
– Научить обрабатывать и обобщать полученную
информацию.
– Формирование навыков творческого подхода к
решению проблемы.
– Научить пользоваться программой Power Point, Microsoft
Office Publisher для оформления результатов проекта.
– Научить кратко излагать свои мысли при защите
проекта.
– Сформировать начальные навыки работы с
декоративными материалами для оформления
элементов или дополнений одежды.
Поставленные цели согласуются с решаемой
проблемой.
В школе есть необходимые условия для реализации
проекта.
Шаги, с помощью которых достигались поставленные цели:
1. Формулирование проблемы (выбор темы
индивидуальных исследований учащихся) и
выдвижение гипотез, формирование групп, выбор
творческого названия.
2. Обсуждение плана индивидуально в группах и
возможных источников информации.
3. Самостоятельная работа по исследованию,
обобщение материала исследования.
4. Подготовка публикации по проекту.
5. Защита проекта.
Выбранная тема исследований учащихся: Своеобразие одежды коренных народов Сибири.
Выдвижение гипотез решения проблем.
Своеобразие одежды и элементы декора зависят
от природных условий проживания, деятельности
человека.
Символы и образы используемых в народном
творчестве формируют декор элементов одежды.
Определение творческого названия проекта
После рассмотрения нескольких предложенных вариантов выбрано наиболее соответствующее теме – “Теплое искусство холодной земли”.
Проект является продолжением темы: “Культура, традиции и быт коренных народов Сибири” и подготовки к практическим работам по изготовлению одного из традиционных видов народных промыслов.
Ребята 6 класса активные с развитыми мыслительными способностями, стремящиеся к получению новых знаний и умений, исполнительные, творческие, увлекающиеся. Вместе с тем они отличаются повышенной впечатлительностью, восприимчивостью, чрезвычайно активные, (не всегда уверенные в себе), их увлекает разнообразие.
Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов.
Учащиеся делятся на мини-группы по 3-4 человека, определяющие для себя "цепочки" вопросов и ответов, которые надо доказать в исследованиях, а также выбирающие форму представления результатов – в виде презентации, публикаций, творческой работы (рисунок, изготовление оберега, сувенира).
Обсуждение плана работы учащихся проводится
индивидуально по группам.
Сбор статистических данных и образцов ведется с
использованием материалов школьной медиотеки,
публикаций, результатов экскурсий, материалов
Интернета.
Обработка собранных сведений проводится с
использованием ИКТ.
Оформление результатов исследования в форме
презентации, публикации и буклета.
Для реализации проекта “Теплое искусство холодной земли” применены следующие методы работы: объяснительный, иллюстративный, творческий. Для продуктивности этих методов используется фронтальная и индивидуальная форма работы.
Проект подготовлен предшествующими материалами: знакомство с культурой и бытом народов, проживающих на территории Красноярского края. Разнообразие и самобытность народного искусства не могут не привлечь внимание учащихся. Использование информационных технологий в обработке и оформлении материала проекта являются существенным стимулом для того, чтобы заинтересовать обучающихся и вовлечь их в творческий процесс работы по проекту.
Этапы учебного проекта: (Приложение 6)
- введение в тему проекта: постановка проблемы, выдвижение гипотез решения проблемы, формирование групп;
- обсуждение плана проекта: выбор творческого названия, обсуждение плана индивидуально в группах, обсуждение возможных источников информации, распределение обязанностей;
- самостоятельная работа по исследованию, обобщение материала исследования;
- подготовка публикации по проекту;
- защита проекта.
Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав.
Цель: задать направление поиска информации.
Планирование учебного проекта проводится фронтально со всеми группами с обсуждением:
– использования источников информации в
школьной и городской библиотеке, в Интернете или
мультимедийной энциклопедии;
– соблюдения авторских прав;
– достоверности источников информации.
Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе.
Каждая группа занимается сбором, обобщением и оформлением информации по этносу Красноярского края и
особенностям одежды коренных народностей (долганы, ненцы, хакасы, эвенки, селькупы и т. д.), анализируя и результаты посещения музеев.
Работая командой в группе, один или два ученика отвечают за сбор и обобщение информации через Интернет, два – обрабатывают полученную информацию из литературы и различных публикаций. После обсуждения результатов поиска двое учеников отвечает за оформление результатов исследования в форме презентации, один оформляет обработанный материал в виде публикации или буклета, еще один учащийся готовит творческую работу (выполнение пейзажа Сибири, оберега “Солнышко” по мотивам эвенкийской вышивки).
Учитель консультирует, обходя группы, внимательно следит за ходом обсуждения, помогает в направлении деятельности учащихся в методически нужное русло.
Ребята, выступая в роли исследователей, с интересом используют возможности Интернета для получения информационного материала, успешно овладевают навыками создания презентации, учатся работать в группе, оценивать работу каждого участника проекта.
Время проведения учебного проекта: 5 уроков.
Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе
Цель: мотивировать учащихся систематизировать полученные данные.
Роль учителя – консультирование, помощь.
Форма отчета – создание презентации, буклета,
публикации, демонстрация творческой работы (по
выбору). (Приложение 3, Приложение 4)
Форма презентации – доклад с презентации в
программе Power Point. (Приложение 2)
Защита полученных результатов и выводов:
На защите учебного проекта присутствуют
участники проекта, учитель, классный
руководитель класса.
Время защиты – 5 мин
Ответы на вопросы – 1 мин.
Каждой группе на представление полученных
результатов представляется до 5 минут. Далее –
ответы на вопросы присутствующих. Присутствуют
все участники проекта: учитель и ученики.
Оценивание результатов проекта школьниками и учителем
Критерии оценки результатов проекта:
Группы оценивают работу каждого участника.
Учитель оценивает работу групп в целом.
Использование оформленных материалов проекта.
Материалы, оформленные в виде презентации и составленных в единое электронное пособие, могут использоваться школьниками и учащимися надомного обучения для самостоятельного изучения темы “Своеобразие одежды коренных народов Сибири”.
Работа над учебным проектом дает возможность вовлечь учащихся в поисковую, творческую деятельность, воспитывать в детях патриотическое отношение к культуре и традициям “малой родины”, дать в руки инструмент, с помощью которого можно осуществлять свои идеи и замыслы. Поэтому ребята с энтузиазмом откликнулись на идею провести занятия в других классах по материалам своего проекта. Учащиеся 6 класса выступили на занятиях перед уч-ся 5 класса с сообщением по культуре родного края со своим проектом “Теплое искусство холодной земли”.
Сценарий занятие по изобразительному и декоративно-прикладному искусству, 5 класс предмет “Художественная культура Красноярского края” с участием учеников 6 класса.
Тема: “Теплое искусство холодной земли”.
Цели:
- познакомить учащихся с особенностями одежды и декора одежды народов Сибири;
- развивать творческого воображение и формировать представление о своеобразии художественной культуре Красноярского края; овладение различных техник изображения, развитие эстетического вкуса.
Принцип организации композиции – комбинированный:
- свободный выбор и подготовка информационного материала (с использованием ИКТ) по особенностям декора одежды народов Сибири (для сообщения) ;
- свободный выбор техники исполнения композиции сувениров по мотивам этноса Сибири;
- индивидуальное исполнение композиции в различной технике.
Кабинет оформлен компьютером, проектором, плакатами с иллюстрациями национальной одежды и видами орнаментов народов Сибири, рисунками и изделиями выполненными учащимися, наглядными пособиями.
На столах публикация и буклет (Приложение 3, 4), разработанные учащимися 6 класса, эскизы орнаментов народов Сибири, технологические карты по технике вышивке бисером.
Форма организации деятельности: комбинированная (совместно индивидуальная, совместно взаимодействующая).
Содержание занятия “Теплое искусство холодной земли”.
1. Мотивация учащихся. Актуализация знаний.
Учитель: На сегодняшнем занятии мы познакомимся с особенностями национальной одежды некоторых коренных народов Красноярского края.
Велика территория нашей малой Родины – Красноярского края.
Своеобразная культура народов Сибири воплощает в себе удивительную гармонию человека и природы.
Природные ресурсы, без которых была бы невозможна жизнь в условиях Сибири – лес, дикие и домашние олени, звери и птицы – давали материалы для производства ценностей.
Человек, приспосабливаясь к суровым климатическим условиям находил применение шкуре, копытам, рогам оленя или сохатого, бересте, дереву.
Через компьютер педагог демонстрирует в программе Power Point вводную информацию о суровых природных и климатических условиях Сибири и крайнего Севера; о культуре и быте народов, проживающих на территории Красноярского края; о сохранении народных традиций края, в котором мы живем.
После вводной информации о материальных традициях народов Сибири, учащиеся 6 класса знакомят аудиторию с искусством декора в одежде коренных народов Сибири и крайнего Севера, демонстрируя подготовленный и оформленный материал учебного проекта “Теплое искусство холодной земли” с использованием ИКТ (в программе Power Point).
1-й выступающий: Своеобразная культура народов Сибири воплощает в себе удивительную гармонию человека и природы.
5-7 слайд.
Природные ресурсы, без которых была бы невозможна жизнь в условиях Сибири – лес, дикие и домашние олени, звери и птицы – давали материалы для производства ценностей.
Человек, приспосабливаясь к суровым климатическим условиям, находил применение шкуре, копытам, рогам оленя или сохатого, бересте, дереву.
Несмотря на трудные условия народы, проживающие на территории Сибири, не только выжили, но и смогли сохранить национальную самобытность, материальные и духовные ценности. К коренным народам, проживающим на территории Сибири и крайнего Севера относятся: долганы, ненцы, эвенки, нганасаны, селькупы, энцы, кеты, хакасы и др.
Каждая народность имеет свои особенности культуры и быта.
Особое место в национальном творчестве народностей Сибири занимает одежда, как средство выражения связи с окружающим миром.
Верхняя одежда шилась из меха домашних и диких животных.
В национальном костюме удивляет богатство фантазии наших предков в: конструировании форм одежды; подборе материала; использовании орнамента.
Одежда выглядела удобной, изящной и нарядной.
Проживая в экстремальных условиях, человеку хотелось окружить себя неповторимыми рукотворными предметами декоративно-прикладного искусства.
2-й выступающий: Ненцы – народ, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра.
8-11 слайд.
Традиционное занятие – крупностадное оленеводство.
Зимняя одежда, сделанная из оленьих шкур не имеет аналогов не только по удобству и теплу, но и по эстетической ценности декоративного оформления, несущего в себе мотивы природы и космоса, включавшего большое количество орнаментальных украшений.
В морозы, пургу ненцы одевают совик. Совик шили из меха трехмесячного теленка мехом наружу, ворсом вниз из плотной шкуры осеннего или зимнего оленя. Совик не имеет рукавиц, но имеет капюшон с опушкой из оленьего меха с длинным ворсом или хвостов песца.
Одежда ненцев украшалась меховой мозаикой из контрастных по цвету кусков меха, вырезанных по шаблону и сшитых вместе таким образом, что получается единая поверхность с орнаментом – темным на светлом фоне.
Если взглянуть на ненецкие орнаменты “красивые рога”, “бегущая собака”, “соболь”, “оленья тропа”, то можно заметить, что по своей конфигурации они напоминают стилизованные изображения предметных животных. Солнце – редкий гость в северных краях, поэтому мотивы солнца, звезд, северного сияния в орнаментальном искусстве получают своеобразную трактовку. Сочетание цветов ненецкого орнамента основано на эффекте контраста светлого и темного меха со вставки из сукна или бисера синего, зелёного и жёлтого цветов, ассоциирующихся с долгожданным коротким летом.
12-14 слайд.
3-й выступающий: Эвенки – древнейший народ Сибири, обитающий в тайге от Тихого океана до бассейна Оби.
.Оленеводство – главное занятие коренного населения Севера. Олени и кормят, и одевают эвенка, они – его любимый транспорт. Национальный костюм эвенков всегда отличался многофункциональностью и нарядностью. Характерная особенность национального костюма эвенков: богатая отделка аппликацией, вышивкой, длинным мехом дикой козы и цельнокроеные кафтаны из одной оленьей шкуры с длинным нагрудником, – высокие и низкие камусные сапоги. Эвенки широко использовали бисер для орнаментации своей одежды. Вышивание бисером – это уникальное явление эвенкийской культуры, излюбленный прием украшения одежды и обуви. Узоры для своих изделий мастерица брала от природы. У каждого эвенкийского рода был свой орнамент. Гордостью и богатством считалась в семье бисерная одежда. Эвенки делали браслетик, оберег для ребенка. чтобы уберечь его от сглаза. Название орнаментам давали по внешнему сходству с предметами или частью предметa. Не всегда орнаменты вышивали бисером. Из–за его недостатка их вышивали цветными нитками. Иногда орнаменты наносили на изделие, используя природные краски. У эвенков в орнаменте не было переходных цветов. Они пользовались только контрастными красками. Цвета бисера можно располагать в таком порядке: черный, белый, красный, черный, белый, синий, сиреневый, желтый, черный и так далее. Сегодня очень популярны декоративные оформления в элементах одежде, выполненные в традициях народных мастеров Эвенкии.
15, 16 слайд.
4-й выступающий: Кайма женской шубы (парки) у долган оформлялась чередованием вставок меховой мозаики и полосками узоров из яркого бисера. Зубчатый орнамент аппликаций с острыми углами напоминает северное сияние. Долганский орнамент украшает мужской головной убор, чтобы охотник был сильнее зверя, имел острый слух и зоркий взгляд. На боковых частях женской шапки долганы нашивают крупный узор, похожий на чум, символизирующий хранительницу домашнего очага. Долганский орнамент имеет названия предметов, с которыми он ассоциируется; “нос”, “ухо”. “коготь”.
Зубчатый орнамент аппликаций с острыми углами напоминает северное сияние.
Палитра долганского орнамента строится на сочетании шести основных цветов: чёрный, белый, синий, красный, жёлтый, зелёный.
17 слайд.
5-й выступающий: Традиционная одежда нганасан и энцев изготавливалась из оленьих шкур.
Мужской костюм состоял из глухой двойной малицы, сшитой из белой оленьей шкуры и отороченной белым мехом собак. Вместо капюшона женщины надевали шапку-капор из белой шкуры оленя с опушкой из чёрного собачьего меха. Характерной особенностью костюма энцев было отсутствие наружных поясов и цилиндрическая обувь без подъема, аналогий которой нет у других народов. Орнаменты нганасан содержат мотивы ограждения от злого умысла, символизируют готовность юноши к браку, характеризуют женщину, как хранительницу домашнего очага. По характеру и расположению этих орнаментов можно судить о возрасте и родовой принадлежности их владельца.
2. Настрой на творческую работу.
Учитель: Как мы видим одежду украшали геометрическими и растительными орнаментами, по которым определялось, к какой социальной или возрастной группе относится её обладатель. Со временем, утратив свое прежнее значение, орнамент сохранил роль оберега и декора.
Работа, выполненная своими руками хранит тепло рук мастера, согревает сердце и душу, а, главное, передаёт ваше личное отношение к человеку, которому предназначен подарок.
Предлагаем и вам, не только проверить полученные знания участием в викторине, но и показать свое мастерство в творческой работе – выполнить сувенир для близких и друзей с мотивом орнаментов северных народов.
На экране высвечиваются вопросы викторины (Приложение 5)
После участия в викторине “Особенности одежды коренных народов Сибири и крайнего Севера”, учащиеся приступают к практической работе по изготовлению сувенира по народным мотивам.
Для исполнения сувенира предлагаются:
– дидактические пособия по орнаментам и
символике в народном творчестве;
– эскизы орнаментов;
– необходимые материалы и инструменты (нитки,
иголка, ножницы, бисер, бархатная бумага, клей,
коробочки из-под сыра);
– технологические карты по выполнению сувенира.
При изготовлении сувенира нужно помнить о видах, символике и значении цвета в долганских, ненецких, эвенкийских мотивах.
Перед практической работой – физкультпауза.
3. Выполнение творческой работы.
Преподаватель и выступающие участники занятия демонстрирует этапы выполнения творческой работы в технике вышивки бисером, декоративной обработка кожи, аппликации.
Учащиеся класса делятся на 3 группы для выполнения творческой работы в технике вышивки бисером, аппликации, (декорирование шкатулки стилизованным орнаментом),украшения из кожи. Во время работы можно получить необходимую консультацию и помощь ведущих участников и преподавателя. В конце занятия проводится подведение итогов викторины и выставка изделий с объяснением исполнителя своего замысла. (Приложение 7).
Заключение
Учитель. Благодарю всех участников сегодняшнего занятия. Вы все хорошо потрудились, показали хорошие знания и умения.