Цели:
- формировать чувство восхищения от красоты зимней природы;
- развивать умение анализировать объекты изображения (игрушки на ёлку), сравнивать их, зрительно определять и изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет;
- воспитывать у детей аккуратность при работе с красками.
Оборудование: листы белой бумаги, простой карандаш, акварель, кисти, баночки с водой, палитра, подставка для кистей, большой рисунок ёлки, прикреплённый к доске, рисунки лесных животных, образцы эскизов и настоящие ёлочные игрушки, рисунок Деда Мороза, магнитофон и записи музыкальных произведений.
Ход урока
I. Организационный момент
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке –
Кисти, краски и альбом?
Проверили? Садитесь!
И с усердием трудитесь!
II. Проверка организации рабочих мест
– Ребята, проверим порядок на партах. Всё должно находится на удобном для работы месте. Краски, баночку с водой расположите справа, лист бумаги прямо перед собой.
III. Беседа о празднике
– Отгадайте, о каком празднике идёт речь а этом стихотворении?
Нам праздник весёлый зима принесла,
Зимняя ёлка к нам в гости пришла,
Дед Мороз и Снегурка веселили народ,
Это праздник… (Новый год)
– А как вы, ребята, готовитесь к этому празднику? (Этот чудесный праздник встречают в каждой семье, в школе, в учреждениях празднично украшенными ёлками, песнями. Это один из самых весёлых и красивых праздников. Новогодние ёлки украшают блестящими шарами, бусами, гирляндами, а под ёлку ставят фигурки Деда Мороза и Снегурочки.)
Стук в дверь.
Учитель: Ой, кто это там? (Входит медведь.)
Медведь: Беда у нас в лесу стряслась! Ох, беда! Баба Яга и Змей Горыныч украли мешок с игрушками и нам нечем ёлку украсить к Новому году!
Учитель: Думаю, твоему горю, Мишка мы сможем помочь. Правда, ребята? Как раз сегодня на уроке мы будем составлять узоры для ёлочных игрушек. А ты, Мишка, посиди у нас, да посмотри, как ребята будут работать. Дед Мороз прислал нам несколько рисунков ёлочных рисунков ёлочных игрушек, которые он собрал у разных мастеровых людей.
– Найдите игрушку, которая была изготовлена
мастерами из Гжели?
– Дымковскими мастерами?
– По каким признакам вы определили?
IV. Физкультминутка
Зайцы скачут!
Скок-скок-скок!
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают,
Не идёт ли волк.Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладони три хлопка,
Головою три кивка.
V. Выбор сюжета узора ёлочной игрушки
– Какую форму имеют ёлочные игрушки?
– Какие краски мы будем использовать? (Яркие,
светлые.)
– Почему?
(Наступает праздник и рисунок должен передавать праздничное настроение.)
– Подумайте и скажите, что бы вы хотели изобразить на своей ёлочной игрушке?
VI. Объяснение работы над рисунком
Давайте с вами попробуем смоделировать свой рисунок при помощи аппликации. Методом аппликации на фланелеграфе дети показывают, как можно расположить элементы узора ёлочной игрушки.
VII. Подготовка красок к работе
– Ребята, сейчас мы с вами подготовим краски к работе. Что для этого нужно сделать? (Набрать воду на кисточку и осторожно капать воду в краску не касаясь краски ворсом, чтобы ворс не испачкался).
Повторение правил работы с кистью
VIII. Физкультминутка
– Давайте представим, что в лес мы попали,
Только в лес мы зашли,
Появились комары.
Руки вверх – хлопок над головой.
Руки вниз – хлопок другой.
Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем.
Руки за голову кладём
И вразвалочку идём.
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим,
На носочках побежим.
IX. Самостоятельная работа
Ученики составляют узор для ёлочной игрушки.
– Итак, начинаем работу – составляем узор для ёлочной игрушки. Не забывайте – ваша работа должна быть выполнена аккуратно. А узор – красивым и неповторимым. Лучшие работы Дед Мороз заберёт с собой в лес на ёлку для лесных зверюшек.
X. Подведение итогов работы
Покажите, ребята, свои работы. А ты, Миша, выбери те работы, которые тебе понравились больше всего и повесь их на ёлку.
Медведь. Спасибо вам, ребята, за помощь. Все игрушки мне очень понравились. А в благодарность за вашу помощь – для всех ребятишек лесные зверюшки прислали сладкий приз.
XI. Итог урока
– Чему учились на уроке?
– Что узнали нового?
– Какую из работ, по-вашему мнению, можно
отправить на школьный конкурс “Новогодний
сюрприз”?
XII. Уборка рабочего места.
Использованные интернет-ресурсы:
http://dom.ya1.ru/index.php?newsid=65