Цели:
- Повторение ранее изученного материала о основных вехах истории стран Западной Европы в эпоху классического средневековья. Систематизация и обобщение знаний о развитии средневекового общества в этот период
- Развитие интеллектуальных учебных умений учащихся, а также умения обрабатывать и систематизировать информацию из любых источников.
- Воспитание умения работать в коллективе, коммуникабельность и эмпатию к соученикам.
Игра строится по принципу популярной некогда
телеигры «Колесо истории». Поэтому данную
разработку можно использовать как при
проведении урока, так и на внеклассном
мероприятии по истории.
Для участия в игре класс предварительно
разбивается на несколько команд, обычно на 3 (по
количеству рядов). В качестве жюри выбираются
наиболее сильные учащиеся, либо приглашаются
учителя. В качестве домашнего задания командам
необходимо придумать название команды и
представится.
Оборудование: карточки с заданиями, рисунки гербов и храмов, раздаточный материал
ХОД УРОКА
I. Оргмомент.
II. Вступление – слово учителю.
– Ребята сегодня мы с вами отправимся в увлекательнейшее и необычное путешествие – мы окажемся в Европе в период средних веков. Поможет вам в этом «Колесо истории». Каждая из команд должна будет проехать как можно дальше в эпоху средневековья. А помогут вам в этом ваши знания по истории. Чем лучше вы будете отвечать на вопросы, тем больше верст вы сможете проехать. Та команда, которая проедет больше верст и будет победителем. Поможет вам определить, какая из команд продвинется дальше наше уважаемое жюри.
Далее учитель представляет членов жюри.
III. Представление команд
– А теперь самое время командам представится.
Далее команды представляют название команды и девиз.
IV. После представления команд проводятся конкурсы
Во время проведения каждого из конкурсов (кроме конкурса геральдика и экспресс-опроса), от команды выходит один игрок получает задание и может посовещаться с командой. После обдумывания ответов игроки выходят и дают свои вариант ответа
1 станция: «Кто кому, и по какому поводу мог сказать?» (за правильный ответ – 100 верст)
«Убивайте всех подряд, Бог на небе узнает своих»
(В VIII веке во времена альбигойских воин папского посла спросили: «Как отличить благоверных католиков от еретиков?» После его ответа крестоносцы убили всех жителей города.)
«Мы живём в столице Ганзы»
(Столицей Ганзы был г. Любек. Так могли сказать его жители.)
«Я улицу тебе в Париже дам.
Одна из трёх красивейших она.
Ты на неё получишь все права»
(г. Париж входил во владения королей Франции, улицу в нём мог отдать король своему вассалу в награду за верную службу.)
«Так хочет Бог!»
(В 1095 г. в г. Клермоне папа Урбан II призывал к крестовому походу за освобождение гроба господня в Иерусалиме.)
«Гроб господень не могут освободить взрослые, их души отягощены грехами. Это могут сделать только чистые юные души. Бог им поможет!»
(В 1212 г. состоялся детский крестовый поход. Так говорили люди, проповедовавшие его. Дети участники этого похода либо погибели, либо были проданы в рабство.)
«Они будут изгнаны из Франции, кроме тех, кто найдёт здесь погибель!»
(Эти слова Жанна де Арк говорила судившим её инквизиторам англичанам.)
«Кто не умеет притворяться тот не умеет царствовать»
(Это слова французского короля Людовика XI, который хитростью, лестью объединял страну.)
«Война цветов истребила почти всех знатных господ!»
(В 1455-1485 гг. в Англии велась междоусобная борьба между Йорками и Ланкастерами – претендентами на престол. На гербе династии Ланкастеров была изображена алая роза, на гербе Йорков – белая, эта война получила название Алой и Белой розы.)
«Мы поборники правды и справедливости, а не воры и разбойники!»
(Во время восстания Уота Тайлера лондонская беднота жгла дорогие вещи, разрывала, и топила в реке. Одного человека сплетавшего блюдо бросили в огонь.)
2 станция: «Сеньоры и вассалы» (50 верст)
Игрокам даются карточки с титулами сеньоров и вассалов, из них необходимо правильно собрать феодальную лестницу.
Надписи на карточках: король, герцог, граф, барон, рыцарь, крестьянин
(Среди карточек есть лишняя – крестьяне – они не входили в феодальную лестницу)
3 станция: «Исторические портреты» (200 верст)
Задание на доске или на экране изображены известные средневековые личности. По характеристике участникам необходимо определить о ком идет речь и показать портрет этого деятеля.
Бой кипел… Она скакала
На коне на вороном –
Гордо поднято забрало,
С орифламмой и копьём,И везде, где чуть опасно,
Уж звенит, на страх врагам,
Этот звонкий этот ясный,
Женский голос по рядам.
(Жанна д‘Арк)
Большую часть жизни он провёл в войнах в Европе. А когда возглавил 3 крестовый поход, утонул при переправе через горную речку.
(Фридрих 1 Барбаросса)
Венецианский купец, почти 25 лет провёл в странах Дальнего Востока, управлял одной из Китайских провинций, по возвращению домой написал книгу о своих путешествиях.
(Марко Поло)
Всему что подобает, выучен герой
Ни страха, ни упрёка не зная за собой,
За это восхищались им знатные девицы
Он был настолько щедрым, что все не могли надивиться
Итак, он был отважным, как нам твердит молва
Что мстил врагам и близких отстаивал права,
Не выгоды, а чести искал он в каждом в каждом деле,
О нем слагали сказки и песни на родине пели.
(Рыцарь без страха и упрека)
Ещё он бороду не брил
А был уже стрелок
И самый дюжий бородач
Тягаться с ним не мог
Но дом его сожгли враги
И … исчез
С ватагой доблестных стрелков
Ушёл в Шервудский лес.
(Робин Гуд)
…он курс экю высчитывать умел
И знатно на размене наживаться
И богател, то и разорялся,
Но ото всех долги свои скрывал
Охотно деньги в рост… давал.
Но так искусно вел свои расчеты
Что пользовался ото всех почетом.
(Cредневековый купец)
4 станция: «Средневековые пословицы и поговорки» (100 верст)
«Пойти в Каноссу»
(В XI в разгоралась борьба между папой Григорием VII и германским императором Генрихом IV в результате которой император был отлучен от церкви. Воспользовавшись этим, феодалы подняли мятеж. В 1077 Генрих IV был вынужден 3 дня стоять на коленях у замка Каносса, вымаливая прощения у папы. С тех пор выражение «пойти в Каноссу» означает сделать унизительные уступки.)
«Наместник Бога на земле»
(В средние века так говорили о римском папе.)
«Жесток как крестоносец в Иерусалиме»
(Во время взятия в 1099г. т Иерусалима было перебито очень много жителей. По сообщениям современников в некоторых церквях рыцари сражались по колено в крови.)
«Что с возу упало, то пропало»
(Во время феодальной раздробленности товар, упавший на землю считался собственностью владельца земли.)
«Мешок перца»
(Очень прибыльной в средние века была торговля специями, которые продавались маленькими порциями, поэтому очень богатого человека в насмешку называли мешком перца.)
«Год и один день»
(Если крепостной крестьянин прожил в городе год и один день он становился свободным.)
«Улица одного человека»
(В среднем городе дома стояли очень близко друг к другу и улицы были такими узкими что мог пройти только один человек.)
«Сеньор не садится за стол один»
(В средние века Феодал обязательно должен был пировать вместе со своими вассалами.)
«Позор и срам мне страшны – не кончина»
(Самым главным для рыцаря было не потерять честь, которая была дороже жизни.)
«Книга страшного суда»
(После норманнского завоевания Вильгельм I провёл перепись населения. Книга с результатами переписи была названа «Книгой страшного суда» (считалась что на страшном суде люди дадут подробные показания о себе и своих грехах – поэтому под угрозой божьего наказания надо было давать о себе такие же правдивые сведения, как на страшном суде).
«Щитовые деньги»
(Это налог, которым облагались жители Англии. Он шёл на содержание наемной армии)
5 станция: «Геральдика». Конкурс капитанов (300 верст)
Во время проведения этого конкурса капитанам команд не разрешается совещаться со своей командой
При дворе короля или крупного феодала на службе находились составители герба – герольды. Согласно законам геральдической символики герольды составляли гербы того или иного феодала.
Все цвета имели четкую символику: красный
– страсть, |
Все фигуры на гербе имели свое значение: Лев
– отвага, великодушие; |
Задание: Каждый феодал обязательно должен был иметь герб и девиз. Вам необходимо соотнести герб с девизом:
- Я не король и не принц, а сеньор де Куси! – 1
- Оборона и мир – мой земной удел. – 2
- Герцог Савойи, иду своей дорогой. – 3
- Всегда полная чаша. – 4
6 станция: «Исторические задачи» (150 верст)
1. На рисунках вы видите архитектурные сооружения средневековья.(на доске размещены изображения романского и готического храмов)
Какому из этих сооружений посвящены следующие строки:
Взлетали стены, суживаясь, к солнцу
И свод, как череп изнутри,
Вздымал надбровицы и дуги,
Без позолот и мишуры,
Лишь щеки пышно надувая
В серебрянные дудочки играют
Младенцы – ангелы в раю.
Одеты в ризы кружевные,
Стоят надменные святые.
Как назывался этот архитектурный стиль? (Готический)
2. Почему городские власти обещали денежную помощь и освобождение от налогов тем, кто хотел покрыть крышу своего дома черепицей?
(В средние века крыши домов покрывались соломой и во время пожаров очень много построек сгорало, поэтому тем кто покрывал крыши домов черепицей и давали такие льготы.)
3. Почему английское слово парламент произошло от французского глагола «парле» – говорить?
(В 1066 г. Англия была завоёвана французским герцогом Вильгельмом Завоевателем, поэтому знать долгое время говорила на французском языке.)
4. Чем была охота в жизни феодалов: развлечением или жизненной необходимостью?
(Жизненной необходимостью. Охота нужна была чтобы прокормить слуг и гостей, которых феодал зазывал на пир.)
5. XII век Благородный рыцарь устроил пир в день
своих именин, пригласил таких же благородных
рыцарей. Но что же это? Рыцари едят руками, громко
смеются, чавкают… Одно сравнение им и подходит –
едят как свиньи. И нигде ни одного столового
прибора.
Какие события средневековья лучшим образом
изменили рыцарский быт?
(Крестовые походы.)
6. Как развивалась бы история Англии, если бы Гарольд Саксонский выиграл битву при Гастингсе?
(Была бы феодальная раздробленность.)
7. Собор в средние века был не просто церковью, но и средоточением всей духовной и культурной жизни общества. Назовите жанры искусств, которые развивались в недрах собора?
(Архитектура, скульптура, мозаика, живопись, книжное дело.)
8. В начале Столетней войны в конфликт между странами вмешалась еще одна сила, которая принесла с собой смерть. Никто не ушел от ее руки: ни англичане, ни французы. Она унесла с собой 2/3 населения. Это было колоссальное общественное бедствие. О чем идет речь?
(1348 г. – эпидемия чумы.)
9. Когда средневековый рыцарь получал единственную в жизни пощечину за которую он не мстил обидчику?
(Во время церемонии посвящения в рыцари.)
Ведущий: Вот и подходит к завершению наше путешествие и пока жюри подсчитывает, сколько верст проехала по Европейскому средневековью каждая из наших команд, мы предлагаем вам экспресс опрос.
Экспресс-опрос
От команды выходит один игрок и он должен быстро, без подготовки ответить на вопросы ведущего. Вопросы могут быть самыми разнообразными, начиная с дат и заканчивая фактами и знанием терминов.
Примерные вопросы:
- Изобретатель книгопечатного станка. (Иоганн Гутенберг)
- Как перевести прозвище Фридриха I Барбароссы? (Рыжебородый)
- Что объединяет термины: парламент, Генеральные штаты, сейм и кортесы? (Все они являются представительными учреждениями)
- Чем трубадуры отличаются от труверов? (Ничем)
- Кто такие ваганты? (Это школяры, которые странствовали в поисках лучших преподавателей и писали песни)
- Как называлась самая высокая башня средневекового замка? (Донжон)
V. Выступление жюри, подведение итогов, выставление отметок или если это внеклассное мероприятие – награждение победителей.
Ведущий: Большое всем спасибо за хорошую игру. До свидания!
Литература:
- Донской Г.М. Задания для самостоятельной работы по истории средних веков. – М. «Пресса», 1991г.
- Кишенкова О.В, Короткова М.В. История для любознательных. – М. «Дрофа», 1996г.
Изображения для урока взяты с сайтов:
- http://cultureandcivilization.ru
- http://kirill-anya-travel.narod.ru
- Wikipedia.org (Joan_of_arc_miniature_graded; Fridrich _ I __ Barbarossa _ (Christian _ Siedentopf,_1847); Marco_Polo_portrait ; knight1250_small)
- www.liveinternet.ru
- swordmaster.org