Цели:
- Образовательная: формирование умений и навыков вышивки билэ.
- Развивающая: развитие интереса к прикладному искусству.
- Воспитательная: привитие уважения и любви к искусству северного народа.
Оборудование: лоскуток ткани (сукно, черный); нитка № 20 (белый); иголки (тонкий № 0, толстый); наперсток; ножницы; трафарет; зубная паста; кисточка; бисер (белый); блюдце;
План занятия:
1. Организационная часть
Класс украшен меховыми изделиями, вышитыми бисером и рисунками детей. Звучит музыка.
– Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас необычный урок. Вы сегодня узнаете много о бисере и научитесь вышивать бисером верх унтов, которое называется на якутском языке «билэ».
2. Теоретическая часть «Из истории бисера»
– Изделия из бисера были известны еще в Древнем Египте. А само слово «бисер» произошло от арабского «бусра», что означает бусинки с отверстиями – круглые или многогранные, из цветного стекла или металла. Мелкие бусины, по форме напоминающие бисер, встречались на Руси в IX веке, а в XVIII веке М.В.Ломоносов основал производство бисера в России. Бисерное искусство приобрело наибольшее распространение в XIX столетии. Бисером отделывали дворцовые интерьеры, декорировали мебель, оклады окон, предметы быта. Бисером и стеклярусом украшали народные костюмы и бальные платья, сумочки, кошельки, шкатулки, кисеты и разные другие мелкие вещицы.
К началу XX века интерес к бисеру постепенно
ослабел, но традиции выполнения украшений
передавались из поколения в поколение и дошли до
наших дней.
Если вы хотите научиться вышивать бисером и
впервые беретесь за такую работу, лучше
начинайте с простых вещей, например, с шитья билэ
– верха унтов. Мы с вами сегодня на этом занятии
попробуем вышить верх унтов – билэ. Для этого нам
нужно работать очень внимательно и аккуратно
(показываю готовое изделие)
3. Практическая часть
На столе у детей лоскуток ткани (сукно, черный); нитка №20 (белый); иголки ( тонкий №0, толстый); наперсток; ножницы; трафарет; зубная паста; кисточка; бисер(белый); блюдце.
– Перед тем как начнем работать, вспомним технику безопасности при работе с ножницами и иголкой:
- Нельзя передавать ножницы острием;
- При шитье, на правый указательный палец, надеть наперсток.
- Не держи ножницы кольцами верх;
- Не оставляй их в раскрытом виде;
- Для резания по прямой линии перемещай ножницы вперед;
- При вышивании не бери в рот иголку;
- Работай с игольницей.
– А теперь, ребята, давайте наденем фартуки и нарукавники. Приступаем к работе.
- На лоскуток ткани наносим рисунок через трафарет с помощью зубной пасты и кисточки.
- Снимаем трафарет с ткани.
- Пока рисунок сохнет, подготовим к работе иголки с ниткой (тонкую «вводящая» и толстую «рабочая»).
- В белое блюдце (без рисунка) отсыпаем бисер.
- На левую руку берем ткань и с изнаночной стороны на начало рисунка нанизываем вводящую иголку с ниткой.
- На иголку с ниткой набираем бисер.
- Рабочей иголкой зашиваем каждую бусинку.
4. Итог занятия
– Мы сегодня славно поработали. Кто не закончил
– дома доделаете. На следующем занятии продолжим
вышивание бисером, ознакомимся с разными узорами
и видами бисера.
На этом наше занятие окончено. До свидания!