Пояснительная записка
Во многих случаях законы движения нельзя использовать для решения задач потому, что неизвестны силы. В таких случаях для решения задачи пользуются следствиями из законов движения. При этом появляются новые величины вместо сил и ускорений. Эти величины – импульс и энергия. Они обладают важным свойством сохранения. И сами эти величины, и их свойство сохранения играют важную роль не только в механике, но и во всех разделах физики, во всех науках о природе, во всех отраслях техники да и в повседневной жизни. Если на изучение закона сохранения импульса отводится некоторое время по программе Е.М.Гутник. А.В.Пёрышкина для 9 класса, то в учебниках этих авторов нет ни формулировки закона сохранения энергии, ни формулы, позволяющей решать задачи. Тогда как, анализ тестов, предложенных учащимся на ЕГЭ, показал необходимость изучения этой темы на уровне 9 класса, а не только 7-го, как это предложено в указанной программе
Цель курса: подготовка к итоговой аттестации по физике за курс основной школы.
Задачи курса:
- сформулировать закон сохранения энергии.
- научить решать задачи. используя закон сохранения энергии.
- правильное понимание протекающих в природе процессов.
Количество часов – 12.
В элективном курсе рассматривается связь между
работой сил, приложенных к телу, и изменением его
скорости; связь между работой силы тяжести и
потенциальной энергии тела, поднятого над
землёй; связь между работой сил упругости и
потенциальной энергией упруго деформированного
тела.
Основная форма проведения курса – уроки по 2
часа, состоящие из : лекции, решения задач,
практической работа.
В результате посещения этого курса ожидается,
что учащиеся будут
более глубоко понимать процессы, происходящие в
природе, обобщат свои знания по физике, разовьют
навыки решения задач.
·Инструментарий для оценивания результатов –
контрольная работа.
Тематический план
№ урока |
Тема |
Кол-во часов |
1-2 |
Работа силы (механическая работа). Мощность. Лабораторная работа «Измерение работы и мощности человека». |
2 |
3-4 |
Кинетическая энергия. Потенциальная энергия тела, поднятого над землёй | 2 |
5-6 |
Потенциальная энергия деформированного тела. Закон сохранения полной механической энергии | 2 |
7-8 |
Решение задач по теме «Закон сохранения полной механической энергии» .Лабораторная работа Изучение закона сохранения механической энергии». | 2 |
9-10 |
Работа силы трения и механическая энергия | 2 |
11-12 |
Превращение энергии и использование машин | 2 |
Содержание
Работа силы (механическая работа) – 1 час
Общее выражение для работы силы. положительная
и отрицательная работа. когда работа равна нулю.
Решение задач №№ 406, 408. 412.
Мощность – 1 час
Связь мощности и работы, мощности, силы и
скорости.
Решение задач №№ , 404 ,405.
Лабораторная работа «Измерение работы и
мощности человека».
Кинетическая энергия 1 час
Работа сил, приложенных к телу и изменение его
скорости. Кинетическая энергия. Что
характеризует кинетическая энергия.
Решение задач №№ 416.
Потенциальная энергия тела, поднятого над землёй – 1 час
Работа силы тяжести, в случае, когда тело
двигается по вертикали и когда не по вертикали.
Для чего применяют наклонные плоскости.
Потенциальная энергия тела, поднятого над
землей. Потенциальная энергия – энергия
взаимодействия.
Решение задач №№ 418, 419.
Потенциальная энергия деформированного тела – 1 час
Работа силы упругости. Потенциальная энергия
деформированного тела.
Решение задач №№ 422, 425
Закон сохранения полной механической энергии – 3 часа
Превращение энергии из одного вида в другой.
Полная механическая энергия. Закон сохранения
полной механической энергии.
Решение задач №№ 446, 448, 450, 451, 455
Лабораторная работа «Изучение закона
сохранения механической энергии».
Работа силы трения и механическая энергия – 2 часа
Работа силы трения и механическая энергия.
Нарушение закона полной
механической энергии и выполнения закона полной
энергии. Сила трения в технике.
Решение задач №№ 461, 466, 469.
Превращение энергии и использование машин – 2 часа
Превращение энергии и использование машин. О
«вечных двигателях». Коэффициент полезного
действия.
Решение задач №№ 428, 432.
Литература:
- Методика факультативных занятий по физике. пособие для учителя под редакцией О.Ф.Кабардина, В.А.Орлова. Москва «Просвещение» 1988 год.
- Г.Я.Мякишев, Б.Б Буховцев, Н.Н. Сотский Учебник для класса общеобразовательных учреждений «Физика. 10 класс». Москва «Просвещение» 2009 год.
- Сборник задач по физике для 9-11 классов общеобразовательных учреждений. Составитель Г.Н.Степанова. Москва «Просвещение» 1995 год.
Мультимедийные пособия:
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки физики Кирилла и Мефодия 9 класс. ООО «Кирилл и Мефоди», 2007.
- «Физика 7-11 класс». Серия «Ваш репетитор».ООО «ИД «Равновесие», оформление, издание , 2004-2008.
- Школьный репетитор «Физика 7-11 класс». ООО «Питер-Пресс» 2008.
- Электронное учебное издание «Лабораторные работы по физике 9 класс». ООО «Дрофа», 2006. ООО «Квазар-Микро», 2006.