Занятие по подготовке воспитанников детских домов к проживанию в семье

Разделы: Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


Цель: сформировать у детей положительное представление о доме.

Задачи:

  • Образовательная: систематизировать представления детей о назначении дома, помочь им осознать значимость дома в жизни каждого человека.
  • Развивающая: развивать у воспитанников навыки совместной деятельность, сотрудничества.
  • Воспитательная: формировать эмоционально – ценностное отношение к своему дому.
  • Оздоровительная: создать условия для успешной адаптации воспитанников при переходе в замещающую семью, атмосферу эмоционального комфорта.

Оборудование:

  • Ноутбук
  • Проектор
  • Магнитная доска (2 штуки) с магнитами
  • Мяч
  • Материалы для творчества (на каждого ребенка)
  • Альбомы детей «я в семье – копилка полезных советов» (на каждого ребенка)

Предварительная подготовка:

  • Домашнее  задание детям – нарисовать рисунок на тему «Дом моей мечты». Выставка рисунков.
  • Презентации: «Дом», «Зачем человеку нужен дом», «Дома разных народов мира».
  • Проект дома.
  • «Бревна» и макет дома.
  • Подбор пословиц о доме.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент

1. Приветствие

Здравствуйте ребята, мы с вами продолжаем занятия по подготовке к жизни в семье и заполнять для себя альбом – копилку полезных советов.

2. Представление гостей.

3. – Прежде чем мы с вами узнаем, о чем пойдет речь на нашем занятии, предлагаю вам посмотреть небольшую презентацию, которая поможет определиться с темой. (Дети просматривают презентацию).

После просмотра данной презентации, можете ли вы определить тему нашего занятия. Тема нашей встречи – «Мой дом».

Необходимые материалы: презентация на тему «дом».

II. Основная часть

1. Игра – разминка «Ассоциации»

Прежде чем мы начнем работать, я предлагаю вам провести разминку и поиграть в знакомую нам игру «Ассоциации». Тема нашей игры: «Дом». Дети кидают мяч друг другу и называют слова, с которыми у них ассоциируется слово «Дом».

Необходимые материалы: мяч

2. Упражнение «Строим дом»

Сейчас я предлагаю вам побывать в роли строителей дома. Но с начала необходимо разбиться на пары. Сделаем мы это необычным способом (Упражнение «Собери пословицу»). Каждый из вас вытянет листок с частью пословицы. У кого из ребят вторая часть пословицы – с тем в паре вы и будете работать.

Необходимые материалы: пословицы о доме, разрезанные на две части.

– Вот в таких парах вы будете строить свой дом. Займите рабочие места за столами. У вас в конверте собраны геометрические фигуры разных цветов и размеров – целый склад «Стройматериалов». Посоветуйтесь в паре и приступайте к строительству, фантазируйте. Из имеющихся у вас «деталей» можно построить и простой домик с трубой и целый дворец. У меня получился вот какой дом, а что получиться у вас, мы скоро узнаем.

Обсуждение упражнения: каждая пара представляет получившуюся аппликацию.
– Каким получился ваш дом?
После представления все работы крепятся на магнитную доску и выставляются на видное место.

Необходимые материалы: заготовки «стройматериалов»  в конвертах на каждую пару, листы плотной бумаги, клей, набор фломастеров на каждую пару, ножницы на каждого ребенка, магнитная доска с магнитами.

3. Беседа «Зачем человеку дом?» (Приложение 1).

Ребята, мы с вами построили свои дома. Я предлагаю вам подумать и ответить на вопрос: зачем человеку дом? Прежде чем вы ответите на этот вопрос, посмотрите презентацию.

Предполагаемые ответы детей:

– Чтобы было где жить (укрыться от непогоды).
– Чтобы завести семью.
– Для того, чтобы в нем жили дети.
– Для защиты от врагов.
– Для ведения хозяйства.
– Чтобы радоваться, устраивать праздники.
– Чтобы отдыхать.
– Чтобы заниматься любимым делом.

Давайте эти выводы оформим в ваших альбомах.

Необходимые материалы: презентация, детские альбомы, простые карандаши на каждого ребенка.

4. Информирование «Виды домов» (Приложение 2)

Наличие дома – жилище – это то, что необходимо каждому человеку, к какой национальности бы он не принадлежал. Дома многих народов и национальностей отличаются. Давайте познакомимся, какие дома строят представители разных народов.

Необходимые материалы: презентация «Дома народов мира».

5. Проверка домашнего задания –  презентация выставки рисунков на тему «Дом моей мечты»
– На дом вам было задано нарисовать рисунок на тему «Дом моей мечты». Вы замечательно справились с этим заданием. Вот какая выставка из ваших домов получилась. Я попрошу одного из вас представить нам свой дом. С остальными работами все желающие смогут ознакомиться после занятия.

6. Упражнение «Наполнение дома»

Представьте, что мы с вами семья. Чтобы в нашем доме было хорошо, давайте соберем то, что нам для этого необходимо. Мне, например, нужна в семье любовь. А вам?
Детям представляются «бревна», на которых написаны характеристики дома: любовь, доброта, забота, понимание, уют, уважение, теплота, справедливость, радость. Выбранное «бревно» дети приклеивают к макету.
Ну вот мы с вами построили дом, который не просто красив снаружи, но и очень теплый внутри.
Необходимые материалы: бревна со словами (характеристики дома) на каждого ребенка, макет дома, клей.

III. Итоговая часть

1. Рефлексия:

– Наше занятие подошло к концу. Давайте обсудим, что нового и полезного вы сегодня узнали? Какой полезной информацией наполнили свою копилку? Ответы детей обобщаются: мы с вами поговорили о том, как важен и необходим дом для каждого человека, какие дома бывают у разных людей, что необходимо для того, чтобы в доме было комфортно всем его жителям.. Мы  испытали себя в роли строителей дома и заполнили дом внутренним содержанием.

Давайте обсудим:
– что на занятии вам больше всего понравилось?
– что для вас было сложно на занятии?

2. Домашнее задание:

– Вы знаете, что дом – это то место, где проживает все семья. Но у каждого члена семьи обычно есть свое личное пространство, место, где он может побыть наедине с собой. У детей это обычно своя комната. Я предлагаю вам нарисовать проект своей комнаты. Подумайте, чем она будет наполнена: какой мебелью, личными вещами, как будет оформлена.