В последние годы внедрение новых информационных технологий в образовательную практику становится нормой для каждого образовательного учреждения. Оснащение материально-технической базы ОУ компьютерами и мультимедийной техникой несомненно открывает широкие перспективы перед всеми участниками образовательного процесса. Но, вместе с тем, проблема внедрения ИКТ в практику образовательного учреждения остается достаточно серьезной. Отмечается, что чрезвычайно велик разрыв в техническом обеспечении ОУ, а так же в уровне ИКТ-компетенций педагогов в рамках одного образовательного учреждения.
Несомненно, в настоящее время проводится большая систематическая работа по обучению педагогов, в том числе и в области информационных технологий. Однако, на сегодняшний день этого явно недостаточно. Поэтому в дополнение к возможностям получения необходимой подготовки вне ОУ, в последние годы педагогам гимназии предлагались обучающие семинары внутри гимназии, каждый из которых был востребован примерно половиной всех учителей гимназии.
Тематика семинаров определяется в соответствие с техническим и программным обеспечением гимназии.
Так, в первом полугодии 2008/2009 учебного года был организован семинар – «Особенности работы в текстовом редакторе Microsoft Office, создание и редактирование текстовых документов». Благодаря этому многие педагоги стали, например, активно использовать домашние компьютеры для подготовки дидактических материалов.
Кроме того, в это время повысился интерес педагогов гимназии к методу проектов, как одной из интерактивных технологий обучения, и мультимедийной презентации – как одной из форм представления проектов. Поэтому во втором полугодии 2008/2009 учебного года педагогам гимназии был предложен семинар: «Создание презентаций с помощью приложения Microsoft Power Point». Следует отметить, что в настоящее время практически каждое публичное выступление учителей сопровождается мультимедийной презентацией.
Поставка в гимназию интерактивной доски стала основанием для проведения семинара «Работа в программе Notebook для компьютерной поддержки урока с помощью мультимедийной доски Smart Board». Следует отметить активное использование данного ресурса учителями английского языка. Педагоги не только проводят уроки в мультимедийном классе, но и разрабатывают электронные материалы в программе Notebook для поддержки мастер – классов в рамках открытых мероприятий.
В 2009/2010 учебном году 80% компьютеров гимназии были объединены в локальную сеть, с возможностью выхода в Интернет; образовательное учреждение самостоятельно заключило договор на подключение к сети Интернет с безлимитным тарифом. Прошедшие изменения позволили расширить возможности педагогов по использованию ЭОР и ЦОР в учебном процессе. Поэтому учителям гимназии был предложен семинар «Использование Интернет-ресурсов в образовательном процессе». Проведенная работа способствовала активизации использования имеющихся ресурсов педагогами гимназии.
Кроме того, в 2009/2010 учебном году кафедра иностранных языков стала инициатором создания «портфолио» педагога в электронном виде. В связи с этим, появилась необходимость проведения семинара «Электронные таблицы и автоматизация обработки статистических данных». Традиционно направления для обучения и содержание обучающих семинаров определяли учителя информатики, но в последнее время технология развития информационной компетентности педагогов изменилась:
- руководитель кафедры (методического объединения - МО) совместно с заместителем директора по информационным технологиям определяют направления в области информационных технологий, реализующие те или иные идеи;
- заместитель директора по информационным технологиям представляет материалы для обучения руководителю кафедры (МО);
- руководитель кафедры (методического объединения) проходит обучение под руководством заместителя директора по информационным технологиям;
- руководитель кафедры (МО) представляет материалы для обучения учителям своей кафедры (МО);
- заместитель директора по информационным технологиям или учитель информатики проводит консультации для учителей (по мере необходимости).
В заключении хотелось бы отметить преимущества проведения обучающих семинаров на базе ОУ:
- определение наиболее актуальных вопросов для обучения;
- определение объема учебного материала в соответствии с уровнем подготовки обучающихся;
- комфортный режим обучения (каникулярное время, обучение разбивается на несколько дней по 1-2 часа ежедневно);
- возможность получения консультации после обучения.
Уверены, что активное содействие учителей информатики развитию информационной компетентности педагогов позволит эффективно использовать ресурсы ОУ для внедрения ИКТ в образовательную практику.