Дательный падеж

Разделы: Начальная школа


Цели: Знакомить учащихся со значением дательного падежа, с окончаниями имен существительных в дательном падеже, расширить знания учащихся о ВОВ, развивать умение определять падежи, речь, мышление учащихся, воспитывать уважение к ветеранам.

Оборудование: карточки, кроссворд, таблица окончаний дательного падежа, мультимедийный проектор, слайды.

Ход урока

I. Организационный момент.

Хором:

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
За работу получать
Только лишь отметку пять!

Сначала садятся девочки, потом мальчики.

II. Подготовка к письму.

а) Гимнастика на кисти рук.

  • «Пальчики встретились»
  • «Пальчики обнимаются»
  • «Красим забор»
  • «Пыль сотрем с парт»

Массаж пальцев правой руки.

б) Открываем тетради.

Хором:

Я тетрадочку открою (открывают)
И наклонно положу. (тетради уложат наклонно)
И друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу. (показывают)
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

в) Запись числа, предложения классная работа. Подчеркивание орфограмм. (Пятнадцатое февраля. Классная работа.)

III. Минута чистописания. Актуализация знаний.

а) Характеристика звука [в] (согласный, звонкий, парный, может быть и мягким, и твердым).

б) Запись большой и маленькой букв Вв, соединяя их петелькой(образец показываю на доске). Пишут полную строчку.

Во второй строчке – слова Великая Отечественная война, ветеран.

Постановка ударения, выделение орфограмм.

Дается установка на запоминание:

– Это словарные слова, и их правописание нужно запомнить.

в) Беседа.

А что вы знаете об этом событии? (слайд 1) (Началась в 1941 году, закончилась в 1945. Длилась 4 года. Закончилась победой)

– Эта страшная война унесла около 28 миллионов жизней. (слайд 2) Это значит, в каждую минуту погибал 10 человек. К сожалению, с каждым годом меньше и меньше остаются ветеранов, завоевавших для нас Великую Победу. Мы должны окружить их заботой и вниманием в благодарность за свободу, которую они завоевали.

– А какую памятную дату мы отмечаем в этом году? Давайте, сегодня мы с вами приготовим подарок к этому Великому празднику: соберем букет цветов.

д) Повторение знаний об именах существительных.

Найдите среди этих слов имена существительные (война, ветеран). Какого рода слово война? Ветеран? В каком числе эти слова? В каком падеже?

Сколько падежей в русском языке? Какие? (Перечисление падежей и их вопросов). Для чего нужно знать падежи?

Измените слово ветеран по падежам. (устно)

– Молодцы!(к доске прикрепляется рисунок вазы, а дальше за каждое правильно выполненное задание – цветок.)

IV. Постановка темы и цели урока.

Сегодня мы продолжим работу о падежах. О каком падеже будем говорить, узнаете, решив кроссворд.

Вопросы:

  1. Что обозначают имена существительные? (предмет)
  2. Знак, который ставится над одним из гласных букв в слове? (ударение)
  3. Какая часть слова пишется перед корнем? (приставка)
  4. Из чего состоит наша речь? С помощью чего мы выражаем свои мысли? (предложение)
  5. Какая часть речи пишется раздельно со словами? Как называются слова-помощники? (предлог)
  6. Как называется часть слова, от которой образуются новые слова? (корень)
  7. Как называется изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении? (окончание)
  8. Какие звуки выполняют слогообразующую функцию? (гласные)
  9. Что обозначают глаголы? (действие)

Прочитайте слово в выделенной полоске. (слайд 3) (на доску приклеивается цветок).

Мы сегодня познакомимся со значением, окончаниями дательного падежа, научимся находить слова в дательном падеже. На какие вопросы отвечает дательный падеж? ( кому? чему?)

V. Новая тема.

а) Наблюдение за словами в дательном падеже.

(слайд 4)

Прочитайте предложения.

– За героизм в бою солдату вручили медаль.

Назовите выделенное слово. Кому адресовано действие? (солдату) На какой вопрос отвечает? Какое окончание у слова солдату? (На таблице падежных окончаний открывается окончание –у)

– Почтальон принес матери письмо от сына.

Здесь кому адресовано действие? (матери) Какое окончание? (на таблице открывается окончание -и)

По дороге шли уставшие солдаты.

Какое слово выделено в этом предложении? (по дороге) На что оно указывает? (на место действия) Что нового заметили рядом со словом в дательном падеже? (появился предлог) . Какой предлог применен? Какое окончание? (на таблице открывается окончание -е)

Точно такая же работа проводится с остальными предложениями.

Ко Дню Победы мы приготовили концерт.

К ребятам на праздник пришел ветеран.

б) Итак, давайте обобщим наши наблюдения.

Какие значения имеет дательный падеж в данных предложениях? (в I, II предложении указывает , кому адресовано действие , в III – на место действия, в последнем – на направление действия)

– Назовите окончания дательного падежа.

Какие предлоги применены в дательном падеже?

в) Чтение правила в учебнике. (приложение 1) (приклеиваем цветок)

VI. Физкультминутка.

Отдых наш физкультминутка,
Занимай свои места. (встают)
Шаг на месте – левой, правой, (шагают)
Раз-два, раз-два.
Прямо спину все держите, (спины выпрямляют)
Раз-два, раз-два.
И под ноги не смотрите,
Руки в стороны держите, (руки в стороны)
Друг на друга посмотрите,
Раз-два, раз-два.
Опустили руки вниз, (руки опускают)
И на место все садись. (садятся за парты) (прикрепляю цветок)

VII. Упражнения на закрепление.

а) Стр. 161, упр. 394 (приложение 2) – списывание предложений с постановкой вопроса к выделенным словам. Выполнение на доске и в тетрадях. (по окончании прикрепляю цветок)
стр. 162, упр. 399 – самостоятельно.(прикрепляю цветок.)

б) Работа по карточкам (приложение 3). Поставить знак «+» в строчке, где есть имя существительное в дательном падеже. (выполняют в парах, по окончании прикрепляю цветок.)

VIII. Подведение итогов.

Что нового узнали о ВОВ?

О дательном падеже?

На какие вопросы отвечает дательный падеж?

Какие окончания у существительных в дательном падеже?

Какие предлоги употребляются в дательном падеже?

(еще один цветок появляется на доске)

Прочитайте, какое слово получилось на букете? (молодцы!)

IX. Домашнее задание.

Стр. 162, упр. 399.

X. Закончим наш урок стихотворением.

Внимание на экран. (слайд, чтение стихотворения стоя, хором)

Вечная слава и вечная память
Павшим в жестоком бою!
Бились отважно и стойко с врагами
Вы за Отчизну свою!
Вечная слава героям!
Слава! Слава! Слава!

XI. Выставление оценок. 

Использованная литература:

  1. Журнал «Начальная школа», №10,2009г, стр.83; №5, 2005.
  2. Журнал «Педсовет», №4, 1998, стр. 17.
  3. М.И. Багаутдинова, Г.Н. Ягафарова, «Веселые минутки», стр. 4.

Приложения.