Цель урока: Создание условий для овладения приемами и способами формирования общекультурных и учебно-познавательных компетенций.
Задачи урока:
- формировать у обучающихся представление о роли СССР на международной арене в 30-е годы;
- создать условия для развития у обучающихся навыков решения проблемной ситуации;
- воспитывать у обучающихся осознанную гражданскую позицию по отношению к проблемной исторической ситуации.
Оборудование урока: карта «Вторая мировая война 1939-1945гг.».
Раздаточный материал для практической работы с текстами документов «Мюнхенское соглашение от 29 сентября 1938 года», «Антикоминтерновский пакт от 25 ноября 1936 года», «Договор о ненападении между Германией и СССР от 23 августа 1939 года и Секретный дополнительный протокол к договору о ненападении между Германией и Советским Союзом».
Ход урока
1. Вступительное слово учителя. Введение в проблему.
- 1 сентября является для нас знаменательным днем. В этот день мы идем в школу. В истории же XX века этот день неразрывно связан с началом Второй мировой войны. Я приглашаю вас в прошлое, чтобы убедиться в том, какие уроки нам может преподать история.
Тема нашего урока: «Я объявляю вам войну!».
Наша основная задача на этом уроке определить роль СССР на международной арене в 30-е годы XX века, особенно в отношениях с фашистской Германией и решить проблемную ситуацию
Итак, обозначим проблемную ситуацию. (формулируют обучающиеся)
Нападение Германии на Советский Союз не было неожиданностью для советского руководства, но было внезапным и вероломным из-за нарушения договоренностей между этими странами. Чем объясняются противоречия в международных отношениях накануне Второй мировой войны, что в свою очередь вызвало неоднозначность оценок роли СССР в этих событиях.
В чем неожиданность нашей темы? (ответы обучающихся)
- Верно. Нападение Германии на СССР 70 лет назад 22 июня 1941 года было без объявления войны, неожиданным для миллионов наших людей. Конечно, спустя столько лет нам известно, что для советского руководства готовящееся нападение Германии было очевидным.
Еще большей неожиданностью спустя столько лет становятся для нас заявления о том, что именно Советский Союз, является чуть ли не главным виновником тех трагических и неоднозначных событий. Так это или нет, мы сможем установить сегодня.
И главными помощниками в этом нам будут факты. Ведь не случайно говорят, что факты – вещь упрямая. В нашем историческом исследовании факты – это документы предвоенного времени, которые определили взаимоотношения главных участников тех событий в 30 – е годы.
Прежде всего, назовём участников.
Ответы обучающихся: Фашистская Германия, Советский Союз, Великобритания, Франция, Япония, Италия.
- Совершенно верно. В отношениях этих стран и в предвоенной судьбе мира ключевую роль сыграли следующие документы.
«Антикоминтерновский пакт от 25 ноября 1936 года», «Мюнхенское соглашение от 29 сентября 1938 года», «Договор о ненападении между Германией и СССР от 23 августа 1939 года и Секретный дополнительный протокол к договору о ненападении между Германией и Советским Союзом».
- На основании знаний курса всеобщей истории, какие группы стран вы можете выделить на международной арене в 30 –е годы?
Ответы обучающихся:
- 1 группа стран – государства – агрессоры – Германия, Италия, Япония;
- 2 группа стран – страны западных демократий – Великобритания, Франция;
- 3 группа стран - страны - сателлиты Германии – Финляндия, Венгрия, Румыния, Болгария и нейтральные страны – Швеция, Испания, Турция, Швейцария.
- Определите по карте, где и почему в начале 30-х годов возникли очаги международной напряженности?
Ответы обучающихся:
Западная Европа, Дальний Восток, Африка. Все они вызваны агрессивными замыслами Германии, Италии, Японии внешняя политика которых, прежде всего Германии, сводилась к подготовке и развязыванию агрессивных войн для завоевания господства над всем миром.
- Из ранее изученного материала нам уже известна официальная позиция СССР на международной арене в 30-е годы. В декабре 1933 года советское правительство предложило создать систему коллективной безопасности через заключение серии специальных межгосударственных договоров. В то же время нам известно, в чем заключалась политика умиротворения агрессора, проводимая Англией и Францией.
Как сработали система коллективной безопасности и политика умиротворения на практике мы можем убедиться на самом факте существования двух документов: Мюнхенского договора 1938 года и Договора о ненападении 1939 года. ( Без секретного протокола!)
2. Работа с текстами документов в группах.
На основании текстов документов обучающиеся делают вывод, что Мюнхенский договор – это вершина политики умиротворения, а Договор о ненападении СССР и Германии – яркое свидетельство краха системы коллективной безопасности. В качестве обоснования этих выводов обучающимися приводятся следующие аргументы, известные из курса всеобщей истории:
- расчленение Чехословакии и получение Германией Судетской области по Мюнхенскому договору;
- намеренный срыв англо-франко-советских переговоров (сначала общеполитических, затем военных миссий) в июле-августе 1939 года со стороны всех участников переговоров;
- дипломатические усилия доверенных лиц И.В.Сталина – сотрудников советских учреждений за рубежом, в случае непреодолимых трудностей по формированию системы коллективной безопасности добиться определенных политических соглашений с нацистской Германией. Главная цель которых локализовать её агрессивные устремления, отвести огонь разгоравшейся войны от границ СССР.
На основании вышеприведенных фактов мы определили только одну составляющую внешнеполитического курса СССР в 30-е годы, но именно другая составляющая была в это время основой внешней политики не только СССР, но и стран западной демократии. По самому названию: «Секретный протокол» вы уже можете определить, что речь идет о тайной дипломатии.
3. Работа с текстом Секретного дополнительного протокола к Договору о ненападении между Германией и Советским Союзом.
Проанализируйте текст Секретного дополнительного протокола и определите, в чем причины тайной дипломатии Сталина.
Обучающимися могут быть названы острое недоверие к Англии и Франции, которое было вызвано тайными переговорами Лондона, Парижа и Берлина, намерение этих стран провести за счет Польши новый вариант «Мюнхенского договора» уже непосредственно у границ СССР, известное стремление этих государств направить гитлеровскую военную машину на Восток.
Выскажите доводы за и против заключения пакта о ненападении с Германией, изменилось ли ваше мнение, когда вы узнали о Секретном дополнительном протоколе.
4. Подведение итогов и закрепление материала.
Группы обучающихся определяют основные этапы взаимоотношений СССР и Германии в 30 – е годы. На основании выводов, сделанных по текстам документов, дают определение и оценку политике умиротворения и системе коллективной безопасности. Определяют причины и результаты тайной дипломатии СССР, Англии и Франции в отношении Германии. Таким образом, определена роль СССР на международной арене в 30-е годы, которая исходила, прежде всего, от советского руководства и Сталина. Пытаясь влиять на международную ситуацию с целью расширения границ СССР и сохраняя нейтралитет страны на максимально длительный срок, Советский Союз, впрочем, как и Англия и Франция активно использовал тайную дипломатию. Это, в свою очередь, усиливало взаимное недоверие между странами, которые могли противостоять агрессии.
Исходя из этого возможно формулирование домашнего задания самими обучающимися
5. Домашнее задание
- Ответить на вопрос: «Какие надежды СССР и Германии в отношении Пакта о ненападении оправдались, а какие нет».
- Составить ответ – рассуждение по проблеме: «В последние годы неоднократно выдвигается версия о СССР как главном виновнике войны. Насколько убедительна или безосновательна эта версия».