- познакомить учащихся с сонорными согласными звуками [н], [н’] и буквами Н н;
- учить давать им характеристику как твердым и мягким звукам;
- начать формировать навыки чтения вслух: хором, парами, индивидуально;
- развивать речь учащихся, внимание, фонематический слух.
Ход урока
1. Организационный момент.Встали ровно. Улыбнулись мне, соседу, тихо сели как мышки.
2. Объявление целей урока.Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой. Узнаем, какой звук обозначает эта буква, будем анализировать, и читать изученные буквы, слова.
3. Повторение.
– Для чего нужна речь?– В каких формах существует речь?
– Какая форма речи появилась раньше?
– Из чего состоит речь?
– Из чего состоят предложения?
– Из чего состоят слова?
– Из чего состоят слоги?
– А что обозначают буквы?
– На какие группы делятся звуки?
– Чем отличаются гласные звуки от согласных?
– А какими бывают согласные звуки?
– У меня на доске буквы. Прочтите их и поселите их в домик, в котором они должны жить.
– А почему вы их поселили в красный домик? (Потому что они обозначают гласный звук.)
– Почему на ленте букв а, о, ы, у живут на первой строчке, а и на второй?
4. Знакомство с новой буквой.
– Возьмите в руки листочки, на которых изображены предметы.– Сколько предметов вы видите?
– Назовите первый предмет.
– Какой первый звук в слове нож вы слышите?
– Назовите второй предмет?
– Какой первый звук в слове очки вы слышите?
– Назовите третий предмет.
– Какой первый звук в слове танк вы слышите?
– Назовите четвертый предмет.
– Какой первый звук в слове арбуз вы слышите?
– Посмотрите на доску.
– Какое слово можно составить? (Нота.)
– Кто может прочесть первую букву в слове нота?
Правильно. Это буква эн. Мы ее будем читать одним звуком [н].
5. Знакомство с графическим образом буквы.– На что похожа буква эн.
На букве Н я как на лесенке– А теперь давайте посмотрим, какой звук дает буква эн.
Сижу и распеваю песенки.
– Давайте пропоем звук [н].
– Давайте попробуем ее произнести.
– Встречает ли воздух преграду?
– А сейчас давайте поставим ладонь на горло и если почувствуем вибрацию, то этот звук звонкий, а если не почувствуем, то он глухой.
– Почувствовали? Значит он звонкий.
– А еще при произношении этого звука воздух проходит через нос, и поэтому его называют сонорным.
6. Анализ слова.
Ноты –– Сколько в слове слогов?
(Карточка.)
– Какой слог ударный?
На какой гласный звук падает ударение?
– Сколько в слове букв?
– Сколько в слове звуков?
– Какой у нас в слове звук н? (Карточка.)
– Какой звук о?
– Какой звук т?
– Какой звук а?
– Что образует согласный и гласный звуки? (Слияние)
Конь.
– Сколько слогов в слове конь?– Сколько букв мы видим?
– А сколько звуков мы слышим?
– Как слышим звук нь? Мягко.
– А звук к твердо.
Составляем схему.
Вывод. У вас на парте у всех есть лента букв. Посмотрите на нее. Кто сможет выйти к доске и охарактеризовать звук н? В какой домик поселили букву эн?7. Упражнение на дыхание.
“Ароматный цветок”
“Зимний ненастный вечер”.
1. “Свеча”. 2. “Хомячок”. 3. “Конфета”. 4. “Сластена”.
8. Чтение хором с доски.ан она на анна
он оно но Анна
ин они ни Инна
ун уну ну Нина
ын ыни ны
– Когда мы употребляем
местоимение он?
– Когда мы употребляем местоимение она?
– Когда мы употребляем местоимение они?
– Когда мы употребляем местоимение оно?
– Почему Анна, Инна, Нина написаны с большой буквы?
На рассвете, на рассвете10. Чтение пословиц, объяснение.
Лучший лов у рыбака.
На рассвете, на рассвете
Лучший гриб у грибника.
Подчеркните все буквы эн.
Сколько их в пословицах (13).
– С какой буквой мы
познакомились?
– Охарактеризуйте эту букву.
Узнайте у родителей, как их звали.