Цели урока: Познакомить с новой классификацией животных и их
групповыми признаками, расширять кругозор, учить дружной
групповой работе, развитие зрительной памяти, аккомодации, прослеживающей
функции глаза.
Оборудование: Схемы: “Дикие и домашние животные”, “Классификация
животных”; карточки для индивидуальной работы и работы
в группах, силуэты животных чёрного цвета.
Ход урока
1. Психологический настрой. (Улыбнитесь друг другу, гостям и мысленно пожелайте успехов всем.)
2. Подготовка к восприятию нового материала.
Прочитайте слова, найдите лишнее: слон, паук, ананас, аист
К какому царству относится? Что общего во всех остальных словах?
Есть на земле огромный дом (читает ученик)
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весёлый звон ручья.
Живёшь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нём.
Природою родной земли зовётся этот дом.
3. Формулирование темы урока.
– Начнём работу на уроке с интеллектуальной минутки. Если вы, верно,
выполните все задания, то сами определите тему сегодняшнего урока. Из двух
вариантов ответов выберите верный и обведите в кружок соответствующую букву.
1) В каком органе растения происходит образование питательных веществ?
л – корень
з – листья
2) При дыхании растения поглощают:
о – кислород
р – углекислый газ
3) Растения какой группы не имеют органов, всё растение – 1 организм?
о – водоросли
а – папоротники
4) Какие питательные вещества готовят листья растений?
е – минеральные соли
л – сахар и крахмал
5) Какой газ выделяют растения при питании, когда “Работает кухня”?
о – кислород
т – углекислый газ
6) При каком условии будет работать “кухня” растений?
г – на свету
о – при определённой температуре
7) Сладкий сок цветов, который даёт цветку аромат:
л – пыльца
и – нектар
8) Наука, которая занимается изучением растений:
я – ботаника
у – биология
– Сдайте листочки с выполненными заданиями на проверку. А сейчас мы вместе
выберем верные ответы. Какое слово получилось?
Зоология.
– А что же обозначает это слово? Давайте попробуем сами догадаться.
Кто из вас бывал в зоопарке? А что продают в зоомагазине? У всех этих слов есть
общая часть “зоо”, которая переводится, как “животное”. А “логос” в переводе –
“наука”.
Зоология – наука о животных.
Сормулируйте тему нашего урока. “ Поговорим о разнообразии животного мира, о
бережном отношении животных, о науке о животных.
А также сегодня на уроке мы поговорим о группах на которых делятся животные.
6. Работа по теме урока.
– Когда вы слышите слово “животные”, то кого представляете?
– У каждого животного своя среда обитания. Некоторые живут в воде, некоторые на
суше, третьи – в почве, жизнь других животных тесно связана с воздухом. А многие
живут рядом с человеком. Как называются животные, которые живут рядом с
человеком? (Домашние.) А те, которые живут в дикой природе? (Дикие.)
С этой классификацией вы познакомились во 2-м классе
Работа в группах.
– У каждой группы карточки: корова, белка, лось, северный олень, курица,
медведь, баран, кошка, лиса. Разделите животных на 2 группы.
– Животных можно разделить не только на диких и домашних. Учёные делят царство
животных на большое количество групп. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из
них. В каждой группе животные похожи друг на друга по внешним признакам и по
образу жизни. Вот названия этих групп. Некоторые названия вам знакомы, некоторые
услышали впервые.
На доске: птицы, рыбы, звери, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся.
Дети делятся на 6 групп. Каждая группа получает загадку об определенном животном
и готовит описание животного по плану.
План:
- Среда обитания.
- Покровы тела.
- Органы передвижения.
- Размножение.
- По ходу ответа каждая группа определяет, к какой группе, классу относится это животное и прикрепляют картинку с его изображением в таблицу, выполненную на доске (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).
Разослала я гонцов,
Жду гостей со всех концов.
Вы, ребята, не спешите,
Узнать гостей мне помогите.
1-я группа (медведь). Тело этих животных покрыто шерстью. Они выкармливают
своих детёнышей молоком. Тело состоит из головы, шеи, туловища, хвоста и четырёх
лап. Хорошо развит головной мозг.
2-я группа (муха) . Самая многочисленная группа животных. Их известно более 1
миллиона видов. Их тело состоит из трёх частей: голова с двумя усиками, грудь и
брюшко. У них 6 ног. Большинство имеют крылья и способны летать.
3-я группа (лягушка.) – Правильно, эти животные могут жить как в воде, так и на суше. Их кожа голая, нежная. У них нет шеи. Большая плоская голова сразу переходит в туловище. Задние лапы более длинные и сильные, чем передние. Интересны эти животные тем, что они дышат кожей и лёгкими.
4-я группа (птицы). № 1. Тело этих животных покрыто перьями. Тело состоит из головы, шеи, туловища, крыльев и двух лапок. Многие из них приспособлены к полёту. Питаются насекомыми.
5-я группа (гадюка). Представители этой группы животных получили своё
название от способа передвижения. Они всё время ползают или можно сказать
“пресмыкаются”.
Их тело покрыто сухими чешуйками или панцирем. Температура их тела зависит от
температуры воздуха, потому многие из них любят греться на солнышке
6-я группа (рыбы.) Тело этих животных сжато с боков и покрыто
скользкой чешуёй. Они передвигаются, изгибая своё тело то вправо, то влево. А
помогают им в этом хвост и плавники. Дышат с помощью жабр кислородом,
растворённым в воде.
– Давайте немного поиграем. Я называю животного, вы ставите крестик у блока.
Муха, черепаха, соловей, кот ,окунь, стрекоза, уж, карась, корова. Среда обитания у всех разная, водоем, пустыни, леса.
Минутка отдыха.
– Сядьте так, как вам удобно. Сейчас мы с вами немного отдохнём.
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Вы спокойно отдыхаете… (2 раза)
Сном волшебным засыпаете…
Ваши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают…
Отдыхают… засыпают… (2 раза)
Шея не напряжена и рас-слаб-ле-на…
Дышится легко… свободно… глубоко…
(Длительная пауза).2
Вы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали…
Хорошо вам отдыхать!
Но уже пора вставать!..
Крепче кулачки сжимайте,
Их повыше поднимайте…
Потянуться!.. Улыбнуться!..
Всем открыть глаза и встать!
(Дети встают и хором говорят слова)
– Веселы, бодры мы снова
И к занятиям готовы!
А сейчас вы познакомитесь с еще одной “Классификацией животных”.
На доске – таблица-схема.
– Кто знает, что означает слово “Фауна”?
– Всех животных можно разделить на две группы: одноклеточные и многоклеточные.
Группа одноклеточных немногочисленная, в нее входят “инфузория туфелька”, “амеба”.
Одноклеточные очень малы, их можно увидеть только с помощью микроскопа.
Группа многоклеточных очень большая и разнообразная, в нее входят практически все, живущие на Земле живые организмы.
Многоклеточные животные делятся на две большие группы: беспозвоночные и позвоночные. Презентация. (Слайд )
– Как вы думаете, какие животные относятся к беспозвоночным?
– А для чего животным нужен позвоночник?
(Выслушиваются ответы детей.)
Делается вывод о том, что позвоночник необходим, чтобы держать осанку, лучше передвигаться, для работы конечностей.
Учитель по таблице-схеме знакомит детей с группами животных.
Практическая работа.
– А теперь давайте рассмотрим основные признаки каждой группы и заполним таблицу.
Дети читают текст в учебнике (с 88–89 “Разнообразие животных”), на доске коллективно заполняется таблица:
Какие бывают животные.
Группы животных | Признаки группы |
Беспозвоночные животные | |
Черви: дождевой червь, пиявки | |
Моллюски: улитки, слизни, осьминоги, кальмары, каракатицы | Мягкое тело обычно защищено раковиной |
Иглокожие: морские звёзды, морские ежи, морские лилии, морские огурцы | Имеются иголки |
Ракообразные: раки, крабы, креветки, мокрицы | |
Паукообразные: скорпионы, сенокосцы, пауки, клещи | Имеют восемь ног |
Насекомые: жуки, бабочки, стрекозы, пчёлы, мухи | Имеют шесть ног |
Позвоночные животные | |
Рыбы | Живут в воде, тело покрыто чешуёй, передвигаются при помощи плавников, дышат жабрами |
Земноводные: лягушки, жабы, тритоны | Часть жизни проводят на суше, часть – в воде. Кожа голая, нежная. |
Пресмыкающиеся (рептилии): ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы | Тело покрыто сухими чешуйками или панцирем |
Птицы | Тело покрыто перьями |
Звери, или млекопитающие | Тело покрыто шерстью. Детёнышей кормят молоком. |
7. Итог урока
– Какие группы животных вы узнали? Назовите их. Чем отличаются представители
каждой группы?
– На какие виды можно разделить многоклеточных?
– Как связаны между собой все животные?