Итоговое занятие "Путешествие по сказке"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • способствовать развитию потребности в мыслительной деятельности как форме познания и самопознания, самостоятельно и целенаправленно размышлять, логически рассуждать;
  • совершенствовать диалогическую и монологическую речь, закреплять умение полно и последовательно пересказывать русскую народную сказку;
  • продолжить работу над развитием мелкой моторики руки;
  • закреплять умение решать математические задачи на “сложение” и “вычитание”, умение работать по план-схеме;
  • воспитывать у детей сочувствие, желание придти на помощь.

Оборудование: индивидуальный раздаточный материал, цветные карандаши, герои кукольного театра (Машенька, бабка, дед, медведь), корзинка с пирожками.

Конспект занятия.

1. Организационный момент.

Из-за леса, из-за гор, едет дедушка Егор:
Сам на лошадке, жена на коровке,
дети на телятках, внуки на козлятках.
Съехали с гор, развели костер,
Кушают кашку, слушают сказку.

2. Основная часть.

Дети, сегодня нас ожидает необыкновенное путешествие. Скажите, откуда берутся сказки? (Дети отвечают.)
Правильно! Предлагаем вам отправиться в путешествие по сказке. А для этого нужно закрыть глаза и сказать: Тили – тили – тили – бом, Открывайся сказки дом! (Появляется дом.)
–  А кто может жить в этом доме? (Дети перечисляют). Молодцы! (Появляются бабушка и дедушка.)

Диалог бабушки и дедушки. (Бабка жалуется деду.)

Баба.

– Ой, беда, беда, беда!
Не послушалась меня.
Там в лесу живет медведь.
Не дай бог, он их поймает,
Подерет иль заломает.
И себе я не прощу,
Коли их я не найду!

Дед.

– Бабка, хватит воеводить!
Там давно медведь не бродит,
Вот уже как третий год
Застрелил его Федот.
И наказ она наш помнит.

–  Ребята, о ком так беспокоятся дедушка и бабушка? (О Машеньке.) Из какой сказки этот отрывок? (Машенька и медведь.) Правильно! А каком наказе должна помнить Машенька? (Могут назвать дети.)

Наказ:

– Ладно, внученька, иди.
Только засветло вернись
Да в лесу не заблудись!

– Ребята, поможем найти Машеньку?
– Итак, продолжим!
– Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды.
– Представьте себе, что мы в лесу. Что растет в лесу? (Дети перечисляют.) Назовите, что лишнее?

1. Сосна, ромашка, дуб, береза, липа.

–  Какие еще деревья вы знаете?

2. Опенок, мухомор, подосиновик, соловей.

–  Какие еще грибы знаете?

3. Земляника, калина, еж, малина. Какие еще ягоды вы знаете?

– Молодцы!

Стоят в лесу дремучем Березы и дубы.
Плывут по небу тучи, Внизу растут грибы!
Над лугом шмель кружится,
Довольный сам собой. Поют на ветках птицы,
И мы поем с тобой!

–  А сейчас посмотрите на задания, которые у вас в альбоме. (Рисунок № 1).
– Рисунки, каких ягод вы видите? (Земляника и малина.)
Теперь прочитайте слова под рисунками и проведите линии к соответствующим рисункам. (Дети работают самостоятельно в альбоме.)
– Рисунки, каких грибов вы видите? Прочитайте названия грибов и проведите линии к соответствующим рисункам. (Дети работают самостоятельно.)

(Проверка проходит после выполнения каждого задания.)

– Вот свинушки, вот опята.
Вот лисички, вот лисята.
– Ой, а сколько земляники,
И черники, и брусники!
Чтоб не гнуть напрасно спину, Десять в рот – одну в корзину!

–  Вот Машенька – деревце за деревце, кустик за кустик – ушла далеко – далеко от подружек. Стала она аукаться, стала их звать, а подружки не слышат, не отзываются.

Машенька.

– Отзовитесь. – Ау! Ау!
Меня давно в деревне ждут
Где же ты, моя подружка?

–  Ходила, ходила Машенька по лесу – совсем заблудилась. Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит – стоит недалеко избушка.
– Ой! А тут стоит избушка! Если кто – то здесь живет, Он домой же отведет.
– Ребята, Машенька увидела избушку. Давайте ей поможем дойти до избушки и проведем тропинку. Когда будем рисовать тропинку, руку от листа бумаги не отрывайте, постарайтесь провести ровную линию. Молодцы, теперь Машенька попадёт в избушку. (Рисунок № 2).

Физкультминутка. Русский народный танец под музыку.

– Наконец – то дошла до избушки. Постучала Машенька в дверь – не отвечают.
Толкнула она дверь – дверь не открывается.

Ребятки, поможем Машеньке открыть дверь?

Да!

Посмотрите, ребята, какие здесь нарисованы ключики. (Рисунок № 3).

Видите, они разные. Подумайте и попробуйте отгадать, какой ключик подойдёт к замку? Раскрасьте замок и нужный ключик одним цветом. Позже, показать образец с правильным ключом. (Нужно отметить тех, кто, верно, выполнил задание, а тем, кто ошибся, предложить исправить свою ошибку.)

– Вошла Машенька в избушку, села у окна на лавочку и думает. Кто же здесь живет?
Почему никого нет дома? А кто жил в этой избушке? (Дети читают загадку.)

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.

– Медведь.
– А где он был? (Он по лесу ходил.)
– Но вот вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался.

Медведь.

– Коль пришла, живи,
Да порядок наводи.
Будешь ты топить мне печь,
Пироги с малиной печь,
Будешь мне кисель варить,
Кашей манною кормить.
Оставайся насовсем,
А не то тебя я съем!

– Согласилась ли Машенька? Стала Машенька жить у медведя и думать, как ей от медведя убежать. Думала она, думала и наконец, придумала. Что же придумала Машенька?

– Правильно!

Машенька.

– Испекла я пирожки,
Будут рады старики.
Здесь с черникой и с малиной.

Весёлые задачки.

  1. Посадила Маша в печь
    Пирожки с повидлом печь.
    Для бабули и дедули пирожки уже готовы.
    Да еще один пирог
    Кот под лавку уволок.
    Да в печи четыре штуки
    Пироги считает внучка.
    Если можешь, помоги
    Сосчитать все пироги!
  2. У пенечков пять грибочков
    И под елкой три.
    Сколько будет всех грибочков,
    Ну-ка, посмотри!

– Положила пирожки в короб и наказывает.

Машенька.

– Отнеси, но я в тревоге,
Что ты съешь все по дороге.
Короб ты не открывай,
пирожков не вынимай.
Я залезу на сосну!
За тобой я послежу!

–  Какую хитрость задумала Машенька? (Дети отвечают). Взвалил медведь короб на спину и пошел в деревню.
– Идёт, смотрит по сторонам, и увидел он ёлочку. (Рисунок № 4).

На ёлочке шишки висят по-особому: если левую и правую сторону сложить, получится 10. Давайте, мы поможем Мишке посчитать шишки. (Дети называют числа.)

– Шел – шел, устал и говорит:

Слово б нарушать не стал,
Если б сильно не устал.

–  Кто помнит, какие слова произнес медведь?

– Сяду на пенек,
Съем один лишь пирожок!

– А что в ответ кричит Машенька?

– Вижу! Вижу!
Очень высоко сижу,
Очень далеко гляжу,
Не садись на пенек,
Не ешь мой пирожок.
Деду с бабушкой неси.
По пути не растряси!

–  Правильно!

Медведь в ответ:

Вот глазастая какая,
Там сидит, а я таскаю!
Это где ж она сидит,
Что так далеко глядит?!

Ребята, а где Машенька на самом деле сидит?

Вот пришел медведь в деревню. Нашел избушку, где живет Машенька и стучится в дверь.

– Эй, дед с бабкой, открывайте,
Да гостинец принимайте.
Машенька вам шлет привет!

– А тут собаки почуяли медведя и бросились на него. Испугался медведь, поставил короб и пустился в лес без оглядки.

Бабушка и дедушка увидели короб и открыли.

– Что же нам медведь принес?

Дед.

Маша, внучка! Ты ли это?
Думали, в живых уж нету.
Ай – да Маша! Молодец!
Тут и сказочке конец!

3. Итог занятия: (все участники занятия получают пирожки из лукошка Машеньки).

Рисунок № 1.

Рисунок № 2.

Рисунок № 3.

Рисунок № 4.

10