Цели:
- способствовать развитию потребности в мыслительной деятельности как форме познания и самопознания, самостоятельно и целенаправленно размышлять, логически рассуждать;
- совершенствовать диалогическую и монологическую речь, закреплять умение полно и последовательно пересказывать русскую народную сказку;
- продолжить работу над развитием мелкой моторики руки;
- закреплять умение решать математические задачи на “сложение” и “вычитание”, умение работать по план-схеме;
- воспитывать у детей сочувствие, желание придти на помощь.
Оборудование: индивидуальный раздаточный материал, цветные карандаши, герои кукольного театра (Машенька, бабка, дед, медведь), корзинка с пирожками.
Конспект занятия.
1. Организационный момент.
Из-за леса, из-за гор, едет дедушка Егор:
Сам на лошадке, жена на коровке,
дети на телятках, внуки на козлятках.
Съехали с гор, развели костер,
Кушают кашку, слушают сказку.
2. Основная часть.
Дети, сегодня нас ожидает необыкновенное путешествие. Скажите, откуда берутся
сказки? (Дети отвечают.)
Правильно! Предлагаем вам отправиться в путешествие по сказке. А для этого нужно
закрыть глаза и сказать: Тили – тили – тили – бом, Открывайся сказки дом!
(Появляется дом.)
– А кто может жить в этом доме? (Дети перечисляют). Молодцы! (Появляются
бабушка и дедушка.)
Диалог бабушки и дедушки. (Бабка жалуется деду.)
Баба.
– Ой, беда, беда, беда!
Не послушалась меня.
Там в лесу живет медведь.
Не дай бог, он их поймает,
Подерет иль заломает.
И себе я не прощу,
Коли их я не найду!
Дед.
– Бабка, хватит воеводить!
Там давно медведь не бродит,
Вот уже как третий год
Застрелил его Федот.
И наказ она наш помнит.
– Ребята, о ком так беспокоятся дедушка и бабушка? (О Машеньке.) Из какой сказки этот отрывок? (Машенька и медведь.) Правильно! А каком наказе должна помнить Машенька? (Могут назвать дети.)
Наказ:
– Ладно, внученька, иди.
Только засветло вернись
Да в лесу не заблудись!
– Ребята, поможем найти Машеньку?
– Итак, продолжим!
– Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды.
– Представьте себе, что мы в лесу. Что растет в лесу? (Дети перечисляют.)
Назовите, что лишнее?
1. Сосна, ромашка, дуб, береза, липа.
– Какие еще деревья вы знаете?
2. Опенок, мухомор, подосиновик, соловей.
– Какие еще грибы знаете?
3. Земляника, калина, еж, малина. Какие еще ягоды вы знаете?
– Молодцы!
Стоят в лесу дремучем Березы и дубы.
Плывут по небу тучи, Внизу растут грибы!
Над лугом шмель кружится,
Довольный сам собой. Поют на ветках птицы,
И мы поем с тобой!
– А сейчас посмотрите на задания, которые у вас в альбоме. (Рисунок
№ 1).
– Рисунки, каких ягод вы видите? (Земляника и малина.)
Теперь прочитайте слова под рисунками и проведите линии к соответствующим
рисункам. (Дети работают самостоятельно в альбоме.)
– Рисунки, каких грибов вы видите? Прочитайте названия грибов и проведите линии
к соответствующим рисункам. (Дети работают самостоятельно.)
(Проверка проходит после выполнения каждого задания.)
– Вот свинушки, вот опята.
Вот лисички, вот лисята.
– Ой, а сколько земляники,
И черники, и брусники!
Чтоб не гнуть напрасно спину, Десять в рот – одну в корзину!
– Вот Машенька – деревце за деревце, кустик за кустик – ушла далеко – далеко от подружек. Стала она аукаться, стала их звать, а подружки не слышат, не отзываются.
Машенька.
– Отзовитесь. – Ау! Ау!
Меня давно в деревне ждут
Где же ты, моя подружка?
– Ходила, ходила Машенька по лесу – совсем заблудилась. Пришла она в
самую глушь, в самую чащу. Видит – стоит недалеко избушка.
– Ой! А тут стоит избушка! Если кто – то здесь живет, Он домой же отведет.
– Ребята, Машенька увидела избушку. Давайте ей поможем дойти до избушки и
проведем тропинку. Когда будем рисовать тропинку, руку от листа бумаги не
отрывайте, постарайтесь провести ровную линию. Молодцы, теперь Машенька попадёт
в избушку. (Рисунок № 2).
Физкультминутка. Русский народный танец под музыку.
– Наконец – то дошла до избушки. Постучала Машенька в дверь – не отвечают.
Толкнула она дверь – дверь не открывается.
Ребятки, поможем Машеньке открыть дверь?
Да!
Посмотрите, ребята, какие здесь нарисованы ключики. (Рисунок № 3).
Видите, они разные. Подумайте и попробуйте отгадать, какой ключик подойдёт к замку? Раскрасьте замок и нужный ключик одним цветом. Позже, показать образец с правильным ключом. (Нужно отметить тех, кто, верно, выполнил задание, а тем, кто ошибся, предложить исправить свою ошибку.)
– Вошла Машенька в избушку, села у окна на лавочку и думает. Кто же здесь
живет?
Почему никого нет дома? А кто жил в этой избушке? (Дети читают загадку.)
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
– Медведь.
– А где он был? (Он по лесу ходил.)
– Но вот вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался.
Медведь.
– Коль пришла, живи,
Да порядок наводи.
Будешь ты топить мне печь,
Пироги с малиной печь,
Будешь мне кисель варить,
Кашей манною кормить.
Оставайся насовсем,
А не то тебя я съем!
– Согласилась ли Машенька? Стала Машенька жить у медведя и думать, как ей от медведя убежать. Думала она, думала и наконец, придумала. Что же придумала Машенька?
– Правильно!
Машенька.
– Испекла я пирожки,
Будут рады старики.
Здесь с черникой и с малиной.
Весёлые задачки.
- Посадила Маша в печь
Пирожки с повидлом печь.
Для бабули и дедули пирожки уже готовы.
Да еще один пирог
Кот под лавку уволок.
Да в печи четыре штуки
Пироги считает внучка.
Если можешь, помоги
Сосчитать все пироги! - У пенечков пять грибочков
И под елкой три.
Сколько будет всех грибочков,
Ну-ка, посмотри!
– Положила пирожки в короб и наказывает.
Машенька.
– Отнеси, но я в тревоге,
Что ты съешь все по дороге.
Короб ты не открывай,
пирожков не вынимай.
Я залезу на сосну!
За тобой я послежу!
– Какую хитрость задумала Машенька? (Дети отвечают). Взвалил медведь
короб на спину и пошел в деревню.
– Идёт, смотрит по сторонам, и увидел он ёлочку. (Рисунок № 4).
На ёлочке шишки висят по-особому: если левую и правую сторону сложить, получится 10. Давайте, мы поможем Мишке посчитать шишки. (Дети называют числа.)
– Шел – шел, устал и говорит:
Слово б нарушать не стал,
Если б сильно не устал.
– Кто помнит, какие слова произнес медведь?
– Сяду на пенек,
Съем один лишь пирожок!
– А что в ответ кричит Машенька?
– Вижу! Вижу!
Очень высоко сижу,
Очень далеко гляжу,
Не садись на пенек,
Не ешь мой пирожок.
Деду с бабушкой неси.
По пути не растряси!
– Правильно!
Медведь в ответ:
Вот глазастая какая,
Там сидит, а я таскаю!
Это где ж она сидит,
Что так далеко глядит?!
Ребята, а где Машенька на самом деле сидит?
Вот пришел медведь в деревню. Нашел избушку, где живет Машенька и стучится в дверь.
– Эй, дед с бабкой, открывайте,
Да гостинец принимайте.
Машенька вам шлет привет!
– А тут собаки почуяли медведя и бросились на него. Испугался медведь, поставил короб и пустился в лес без оглядки.
Бабушка и дедушка увидели короб и открыли.
– Что же нам медведь принес?
Дед.
Маша, внучка! Ты ли это?
Думали, в живых уж нету.
Ай – да Маша! Молодец!
Тут и сказочке конец!
3. Итог занятия: (все участники занятия получают пирожки из лукошка Машеньки).
Рисунок № 1.
Рисунок № 2.
Рисунок № 3.
Рисунок № 4.
10 |