Открытый урок русского языка в 5-м классе "Алфавит"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

- формирование умения правильно называть буквы алфавита, пользоваться алфавитом, располагать слова в алфавитном порядке;

- привитие интереса к русскому языку.

Оборудование: таблица древнерусских названий букв, таблица названий букв современного алфавита.

Ход урока.

I. Организационный момент

II.

1. Вступительное слово учителя.

- Ребята, тема нашего урока “Алфавит”. Сегодня на уроке мы научимся называть буквы алфавита, пользоваться им.

Всем хорошо известно слово азбука. А появилось оно около 1000 лет назад из названий двух первых русских букв. Буква А называлась “аз”, Б – “буки”. Из этих названий “аз” и “буки” получилось русское слово азбука.

А слово алфавит пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась “альфа”, а вторая – “вита”. Так и получилось слово алфавит. Это слово вошло в русский язык и стало привычным. Так и живут у нас слова – близнецы: русское слово азбука и греческое алфавит, а обозначают одно и то же.

2. (Стук в дверь, входит Хранитель Знаний)

Хранитель Знаний.

- Здравствуйте, ребята! Я Хранитель Знаний в стране Мудрости. Всегда появляюсь там, где ребята хотят узнать что-то новое. Вот вы, например, знаете, кто был создателем алфавита? (Выслушивает ответы детей)

Молодцы, почти 75% населения пользуются буквенно-звуковым составом, которое предполагает использование четырёх алфавитов: латинского, славянского, арабского, индийского.

Славянский алфавит, которым мы пользуемся, хотя в несколько изменённом виде, до сих пор, возник в конце 9 – начале 10 века н. э. Его создателями считаются братья Кирилл и Мефодий, в честь одного из братьев эту азбуку называют кириллицей. В России алфавит пережил две серьёзные реформы в 1707-1710 гг., когда Петр Первый ввёл упрощённый гражданский шрифт, убрал несколько букв, и в 1918 г. – “Декрет о новой орфографии” (изгнаны буквы – тунеядцы Ъ “ять” и Ь “ер”).

3. Работа с таблицей древнерусских названий букв

- Сравните таблицу древнерусских названий букв с современным алфавитом. Какое название имела каждая буква?

- Каких букв не было в древнерусском алфавите?

4. Учитель.

Алфавит – это, буквы, расположенные в определённом порядке. Каждая буква имеет своё место и своё название.

- Какие названия имеют буквы современного алфавита?

Чтение алфавита вполголоса друг другу.

5. Задание “Прочитай без запинки”

На доске записаны буквы, обозначающие согласные звуки, названия которых вызывают затруднения. Прочитайте их без запинки.

К, Х, Ш, Щ, Й, П, С / Т, Ч, Ц, Л, М, Н, Р

6. Задание “Различай звук и букву”

- Ребята, надо различать звук и букву! Не произносить вместо звука название буквы. Назовите мне звуки и буквы в словах хорошо и число.

7. Конкурсы Хранителя Знаний

- Я тоже хочу проверить ваши знания, ребята.

Конкурс 1 “Что пропало?”

На доске записан алфавит. Определите, какие буквы пропали.

А Б … Д Е Ё … К Л М …С Т У Ф … Ш Щ Ъ Ы Ь …

Конкурс 2 “Расколдуй слово!”

Ребята, я не могу открыть дверь в страну Мудрости: волшебные буквы на моих ключах перемешались. Помогите мне, для этого нужно буквы расположить в алфавитном порядке.

(Каждый ряд получает по ключу и “расколдовывает” слово)

- Спасибо, ребята. Порадовали вы меня своими знаниями.

III. Заключение

Хранитель Знаний.

- Ребята, где в жизни вам может пригодиться знание алфавита?

IV. Рефлексия

Ребята, мне пора возвращаться, на ваших партах лежат ключики от дверей в страну Мудрости, если вы узнали что-то новое на уроке, то двери в страну Мудрости перед вами уже приоткрылись и ключи вам не понадобятся. Отдайте их мне, они пригодятся другим любознательным ребятам.

Дом. зад. выучить алфавит, упр.289.