Цели: повторить основные понятия, относящиеся к речной системе. Прослушать сообщение “Исторические формирования названия реки”. Продолжить формирование представлений об особой роли реки для хозяйства нашего края. Рассмотреть сложную экологическую ситуацию Оби в наше время. Воспитывать у учащихся чувство бережного отношения к природе.
Форма урока: урок-путешествие.
Учебно-методический комплекс: телевизор, видеомагнитофон, видеофильм, таблицы, физическая карта России, экономическая карта России.
Ход урока
Вступление: здравствуйте ребята! На этом уроке мы с вами отправимся в путешествие по Великой реке - Обь. И, начиная наше путешествие, нельзя не вспомнить слова Романа Ругина, которые и стали эпиграфом нашего урока:
Может, есть красивей где-нибудь,
Но любимей рек на свете нет!
Обь-река, ты жизненный мой путь
Мне указывала с детских лет…
И опять, весло, держа в руке,
Я встречаю над тобой рассвет,
И чешуйка рыбья на песке
Мне дороже золотых монет!
Во время нашего путешествия мы с вами побываем на нескольких станциях:
- Историческая.
- Географическая.
- Хозяйственно-экологическая.
Таблица: А
Историческая | Географическая | Хозяйственно-экологическая |
Итак, ребята как вы поняли весь урок, мы посвящаем реке Обь, так как р.Обь протекает по территории нашего округа, и является источником жизни для нас с вами. В ходе урока вы заносите в таблицу (А) самые важные на ваш взгляд моменты, которые в последствии помогут нам подвести итог урока.
А на уроке мы должны понять, все ли мы правильно делаем для того, чтобы этот источник жизни служил не только нам, но и будущим поколениям.
С чего же мы начнем долгое путешествие по реке?
Итак, попадая на станцию “историческая”, мы с вами должны познакомиться с историческим названием реки. (Ребята, не забывайте зафиксировать в таблице основные моменты этой станции).
А познакомит нас с этим (Ф.И. ученика)
Сообщение ученика.
С чего начать долгое путешествие по реке?
Наверное, с имени-названия.
Считается (в последнее время эта версия особенно укрепилась в научно-популярной литературе), что Обь - русифицированное зырянское об-ва - “снежная вода”. Действительно, проводниками русских первопроходцев через Северный Урал шли знающие коми-зыряне; ещё в начале нынешнего тысячелетия они вывели вольных новгородских ушкуйников через Камень на обские берега. Не сложно предположить, что они и подсказали имя неизвестной новгородцам реки. Есть и другая “зырянская” версия - “об” на языке коми означает “бабушка”. Мним, что Волгу у нас величают “матушкой”, Амур “батюшкой”. Вполне вероятна и обская “бабушка”.
В 1364 году новгородский воевода Александр Абакумович рассказал летописцу-земляку о своем “закаменном” походе, и безымянный монах-писатель впервые начертал на своей бересте вроде и простое, но в тоже время странное имя - Обь.
Современные ученые-угроведы придерживаются той точки зрения, что угорские племена (а к их числу принадлежат ханты и коми) исторический путь на Север начинали из Приаралья, где в незапамятные времена могли соседствовать с иранскими племенами.
Вполне можно представить картину наименования Оби примерно так. Сход угорских племен с юга, из Приаралья, естественно, длился не один век, они продвигались медленно. В лексике одного из этих племён было и слово “Об” - характерное для ираноязычных народов. Другие Угры называли речку иначе. Но либо первое название знали и помнили, либо отряд воеводы Александра Абакумовича вышел как раз на тот берег, где реку называли именно так - “Об”. Возможно, шустрый зырянин-проводник поторопился пояснить, что же означает это не понятное “Об”. Хотя ясно, что об-ва – классическая тавтология, это река-рек.
Все эти предположения доказывают единственно приемлемый перевод - Большая река.
Итак, как вы поняли из сообщения, что Обь означает – большая река!
Ребята, теперь мы знаем, что - река Обь действительно русифицированное зырянское слово, обозначающая “Большая река”.
Следующая станция нашего путешествия – “географическая”. Попав на эту станцию, мы с вами должны вспомнить курс географии 6-8 класса по следующему плану.
1. Географическое положение (в какой части страны находится, к бассейну, какого океана относится, что такое исток, устье, притоки).
2. Характер течения (горная, равнинная).
3. Режим реки (в какое время года наиболее полноводная, когда бывает межень, почему).
4. Неблагоприятные явления и их причины.
(Заслушиваются ответы учащихся)
Вопрос: Ребята, а кто помнит длину реки Обь?
Проблема: Возможно, или нет, чтобы река имела две длины?
Решение на доске с помощью учителя делает ученик, остальные учащиеся работают самостоятельно в контурной карте, используя карту атласа.
Река Обь - крупнейшая река Западной Сибири. Обь зарождается на Алтае, где в районе г. Бийска сливаются реки Бия и Катунь. Протекает по Западно-Сибирской равнине и стремит свои воды на север.
Обь – водная артерия Западной Сибири!
Решение.
Длина Оби при слиянии Бии и Катуни 3650 км. К ним следует прибавить 800 км. Обской губы. Некоторые исследователи длину Оби считают не от слияния Бии и Катуни, а от истока Иртыша. Иртышская, если позволительно так называть Обь в 5569 км длиной становится первой рекой не только Сибири, но и СНГ. И занимает IV место после Миссисипи, Амазонки и Нила. Площадь бассейна - 2990 км2. Это не мало –1 /7 часть территории СНГ и добрая половина Западной Европы. У Оби две тысячи притоков, суммарной длиной - 200 000 км - можно 5 раз обернуть Землю по экватору. В бассейне 10 000 озер, общая площадь которых 5 000 000 га. Обь - 3-я по объёму годового стока река Сибири. Ежегодно она в среднем сбрасывает в Карское море почти 400 млрд. куб.м. воды (это 14 Донов). Её средний уклон составляет 4 см на 1 км своей длины, Енисей на 37 см, а Терек - 477 см. Можно сделать вывод, что Обь из великих рек - самая спокойная не только в Сибири, но и в СНГ. Всего Обь понижается на 160 м от Алтая до Арктики.
Вопрос учителя.
Очень часто можно встретить высказывание, что Обь является кровеносной системой Западной Сибири. Справедливо ли это высказывание? В результате путешествия по географической станции пришли ли мы к этому выводу. Что такое кровеносная система?
Ответ учащихся.
Кровеносная система обеспечивает взаимосвязь внутренних органов живого организма с внешней средой.
Вывод.
Так и река Обь обеспечивает взаимосвязь природы и человека.
Вряд ли станция, не предоставившая нам возможность путешествовать, могла бы считаться географической. Так что здесь путешествие нам с вами заранее заказано.
Итак, в путь! (Видеосюжет на тему “Хозяйственное значение реки”, сюжет по времени рассчитан на 3-4 мин. Фильм подготовлен и составлен мною)
3 часть урока. Станция хозяйственно-экологическая
Итак, ребята путешествие плавно перенесло нас с “географической” станции на “хозяйственно-экологическую”, где мы продолжим свою работу.
Обь - самая рыбная река Сибири, или как выражаются ученые-ихтиологи, наиболее богатая среди рек Ледовитоморской провинции.
Вопрос классу.
Какие виды рыб обитают в реке Обь?
Ребята река по праву может считаться колыбелью для всего живого Западной Сибири. Она была до нас и будет после нас. Но сколько бы не существовал человек, она будет являться необходимым источником жизни для него. Хотя со своим развитием человек все больше влияет на саму Обь.
Так давайте попробуем разобраться во взаимоотношениях реки и человека.
Работа учителя с классом и ответы детей фиксируются на доске, таким образом, заполняется схема на классной доске.
Обь ? человек
Обь человеку человек Оби
Обь =>человеку | человек =>Оби | ||
Положительные качества | Отрицательные качества | Положительные качества | Отрицательные качества |
1. Рыба | 1. Опасные свойства вод и ресурсов | Создание ряда мер по охране вод: | 1. Сбросы промышленных отходов в воду, |
2. Вода 3. Энергетический источник |
2. Затопление в период половодья 3. Заторы на реке |
1. От загрязнения 2. Борьба с браконьерством 3. Охрана нерестилищ |
2. Лесосплав 3. Добыча полезных ископаемых 4. Браконьерство |
В конце учащиеся подводят итог полученной схеме. Тесная взаимосвязь р.Обь и человека.
Обь <=> человек
О воздействие человека на воду попробуем проследить на этом видеосюжете.
(Видеосюжет №2 “Экологическая катастрофа реки”, фильм рассчитан на 3 минуты)
Практическая часть урока.
Просмотрев данный видеосюжет, давайте попробуем нанести на картосхему, представленную перед вами города загрязняющие Обь. (На практическую часть отводится 5 минут).
Итог урока.
В результате освоения сибирских недр человеком произошли потери по некоторым видам рыб: осетра – 3 25 тонн, стерляди -175 тонн, нельмы - 190 тонн муксуна - 1590 тонн.
Перед агонией у больного часто наблюдаются симптомы выздоровления. Эта кажущаяся стабильность - результат стечения благоприятных условий. Но наш прогноз на ближайшие годы однозначен: уловы неизбежно упадут, что мы проследили по диаграмме в течение урока.
В заключение нашего урока-путешествия хочется сказать следующее:
Природные воды - один из основных элементов географической оболочки должны быть экологически чистыми, только тогда биосфера сможет нормально и бесконечно долго действовать.
Поэтому одна из важнейших задач, стоящих перед человечеством - сохранение, рациональное использование воды и охрана её на благо всем, живущим на Земле. А река Обь и сегодня остается кормилицей для тысяч людей. Так не дадим ей погибнуть и поможем выздороветь.
Литература по географии
- А.А.Лобжанидзе. География России. Эколого-экономические аспекты. М.Просвещение 1995 г.
- А.Омельчук. Её величество Обь. С.: Средне-Уральское книжное издательство 1991 г.
- В.П. Сухов. Методическое пособие физической географии России. М, Просвещение 1989 г.
- Газета “География” № 38.1997 г.
- Газета “География” №48.1997 г.
- Газета “География” №6. 1998 г.
- Журнал “География в школе” №5.1995 г.
- Журнал “География в школе” №3. 1993 г.
- Журнал “Природа и Свет” №1. 1998 год.