Цели урока.
Образовательные: Познакомить с понятием базы данных и СУБД. Приобретение учащимися навыков решения задач на поиск информации в базе данных с примененим сортировки и автофильтра.
Воспитательные: Способствовать воспитанию информационной культуры учащихся, аккуратности, настойчивости в достижении поставленной цели, умения работать в группе, интереса к предмету информатика.
Задачи развития: Способствовать развитию логического мышления, познавательных процессов: памяти, мышления, восприятия.
Учащиеся должны знать: понятие базы данных.
Учащиеся должны уметь: создавать базы данных в электронных таблицах, вносить записи в режиме таблицы, работать с фильтром и сортировкой данных.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы: лекция, упражнения, практическая работа.
Оборудование и материалы:
- Н.Д. Угринович. Информатика – 9.
- Карточки с заданиями для письменного опроса (2 варианта). (Приложение 1)
- Готовая БД “Участники олимпиады”, созданная в электронных таблицах. (Приложение 2)
- Презентация к уроку. (Приложение 3)
План урока:
Орг.момент. |
1 мин. |
|
2 мин. |
|
10 мин. |
|
20 мин. |
|
13 мин. |
|
2 мин. |
|
2 мин. |
|
23 мин. |
|
2 мин. |
|
5 мин. |
Ход урока
1. Орг. момент
2. Постановка темы и целей урока
Учитель: Сегодня на уроке.
3. Проверка домашнего задания. Письменный опрос (по карточкам). Приложение 1
4. Изучение новой темы. Закрепление
Материал, излагаемый учителем, иллюстрируется слайдами презентации. В ходе изучения нового материала учащиеся выполняют упражнения в тетради.
Задание 1
Преобразовать приведенную информацию к табличному виду, определив имя таблицы и название каждого поля:
Оля, Петя, 13, пение, 14, баскетбол, Вася, Катя, 13, хоккей, баскетбол, футбол, 15, 11, Коля, 11, танцы, Сережа.
Задание 2
- Таблица БД “Пациент” содержит поля: фамилия, имя, отчество, дата рождения, номер участка, адрес, наличие хронических болезней, дата последнего посещения врача.
- Определите тип каждого поля.
Задание 3
- Результаты тестирования представлены в таблице (Презентация. Слайд 14):
Запишите фамилии в порядке:
- Если записи отсортированы по возрастанию по полю “История”.
- Если записи отсортированы по убыванию по полю “Пол”, а затем по возрастанию по полю “Биология”.
Задание 4
- Результаты тестирования представлены в таблице (Презентация. Слайд 17):
Какие значения будут найдены, если в строке запроса записать “а*в”?
Задание 5
- Результаты тестирования представлены в таблице (Презентация. Слайд 20):
Сколько записей в ней удовлетворяют условию “Пол = ж И физика = 79”?
5. Физминутка
6. Выдача домашнего задания
Н.Д. Угринович. Информатика – 9. §3.4
7. Работа на компьютере. Выполнение практической работы
Учащиеся выполняют тренировочную часть практической работы (лист “Тренировка”), предварительно разобрав все задания фронтально.
8. Минутка релаксации
9. Выполнение практической работы
Учащиеся самостоятельно выполняют практическую работу (лист “Самостоятельная работа”). Оценка за выполненную работу выставляется автоматически.
10. Подведение итога урока. Выставление отметок
- Что нового вы узнали на уроке?
- Чему вы сегодня научились?
- Спасибо за урок. Все свободны!
Литература
- Н.Д. Угринович. Информатика – 9.
- Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. Том 2.
- Якушкин П.А. ЕГЭ 2011. Информатика. Типовые тестовые задания.