Цели:
- расширять знания учащихся о стихотворении, знакомить с творчеством А.А. Фета, формировать общеучебное умение осознанно, грамотно, выразительно читать лирическое стихотворение;
- развивать умение анализировать, выделять главное, существенное, понимать замысел поэта, развивать речь учащихся;
- воспитывать уважительное отношение к слову другого человека, учить видеть и замечать прекрасное в природе.
Оборудование: учебник “Родная речь” 4 кл., ч.1. под редакцией Л.Ф. Климановой, карточки с отрывками стихотворений, иллюстрации бабочек, схема “Развитие бабочки”, портрет А. П.Чехова, А. А. Фета, кассета с записью песни “Бабочка”.
Ход урока
1. Организация начала урока
- Организация рабочего места.
- Создание благоприятной атмосферы.
2. Речевая разминка
1. Упражнение на дыхание “Одуванчик”
2. Работа со скороговоркой:
Говорит попугай попугаю:
- Я тебя, попугай, попугаю!
Отвечает ему попугай:
- Попугай, попугай, попугай.
- По ролям.
- Интонировано.
3. Повторение изученного
- С каким автором мы познакомились на прошлом уроке?
- Какого жанра произведение, с которым знакомились?
- Расскажите, что вы помните о Чехове, пользуясь опорными словами.
Чехонте
Отец- талант
Мать – душа
Писатели, художники, педагог
Театр
4. Подготовка к восприятию
- Сегодня мы начинаем раздел учебника “Поэтическая тетрадь”. Чем стихотворение отличатся от рассказа? (Ответы детей)
- Какие поэты нам уже знакомы?
Работа в парах1 ряд “Собери стихотворение” (предлагаю строки из стихотворений, из которых необходимо собрать авторский вариант).
2 ряд “Вставь пропущенную рифму” (используются отрывки из изученных стихотворений:
- А.С. Пушкин “Унылая пора! Очей очарованье…”
- А.С. Пушкин “Няне”
- М.Ю. Лермонтов “ Дары Терека”)
- Сегодня мы познакомимся со стихотворением А. А. Фета. (Показ портрета)
- Что бы вы спросили у этого человека, если бы у вас была такая возможность? (Ответы детей)
Рассказ учителя об авторе
- Какие стихотворения Фета помните?
- Отгадайте загадку:
Тонкие нежные крылья,
Словно цветков лепестки,
Покрыты нектаром, как пылью,
На теле ее волоски.
Она, как нарядный цветочек,
Всегда наш порадует глаз.
И ты назовешь, несомненно,
Кому посвящен мой рассказ.
- К какой группе животных относится бабочка? Докажите.
Чуть выбравшись из кокона,
Она вдруг превращается
Из гусеницы в куколку,
А куколка - в красавицу.
- Что из этого стихотворения узнаем о бабочке?
- Составьте схему “Развитие бабочки”
- Как вы думаете, о ком будет стихотворение Фета, с которым мы сегодня познакомимся?
5. Первичное восприятие
- Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос: От чьего имени написано оно?
Учитель читает наизусть.
6. Проверка восприятия
- От чьего имени написано стихотворение?
- Какой вам представилась бабочка?
- Чему удивлен поэт, рассказывая о бабочке?
7. Повторное чтение
- Прочитайте стихотворение “про себя” и выберите слова, которые помогают описать бабочку.
Чтение. Ответ на вопрос (слова крепятся на доске).
- Какие слова, описывающие бабочку, вы бы добавили? (Ответы ребят, дополнение записей на доске)
Словарная работа
Бархат – плотная шелковая или хлопчатобумажная ткань с мягким или гладким ворсом.
Очертанье – вид чего-нибудь, образуемый линией, ограничивающей предмет.
8. Работа с текстом
- Как автор показывает в тексте свое восхищение бабочкой? (Автор говорит от лица бабочки, которая чувствует тягу человека, его любование. “Ты прав…” В чем прав? Наверное он что-то сказал, может быть комплимент, бабочке)
- Как вы думаете, с какой интонацией нужно читать это стихотворение? (Восхищение, легкость)
Работа над выразительностью чтения стихотворения
- Как автор показывает беспечность, легкость бабочки?
- Посмотрите внимательно на строки.
Чтение вслух
- Что вы видите? Что слышите? (1 и 3 строки – длинные, 2 и 4 – короткие)
- Не напоминает ли вам ритм этого произведения порхание бабочки?
- На некоторые стихотворения Фета положена музыка. Послушайте песню и ответьте, как композитор передает легкость полета бабочки.
Слушание песни “Бабочка”.
- Как композитор показал порхание бабочки, легкость ее полета?
- С помощью чего поэт изображал бабочку? А композитор?
- Ребята, а кто изображает красками?
Показ картинок
- За что страдают бабочки?
“Пение” стихотворения (плавное чтение под музыку).
9. Обобщающая беседа
- С каким поэтом познакомились?
- О чем его стихотворение?
- Какую работу можно еще выполнить?
10. Дача д\з
С. 144 выразительное чтение.
На выбор: рисунок, сочинение – просьба от лица бабочки о бережном отношении к этому виду животного мира.
11. Итог урока
- Какое настроение было на уроке? С чем это связано?
- Оцените свое отношение к материалу этого урока. Выберите один из лепестков цветка, лежащих у вас на парте.
Красный | интересно |
Жёлтый | неинтересно |
Оранжевый | поучительно |
Сиреневый | заставляет задуматься |
Белый | бесполезный материал |
- Прикрепите каждый свой лепесток на доску. Посмотрим, какой цветок получился у нас. Как вы думаете, бабочке приятно будет сесть на этот цветок?
- Спасибо большое за работу на уроке. Желаю удачи при выполнении домашнего задания, постарайтесь проявить своё творчество и фантазию.