Урок литературного чтения в 4-м классе «А.Фет "Бабочка"»

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • расширять знания учащихся о стихотворении, знакомить с творчеством А.А. Фета, формировать общеучебное умение осознанно, грамотно, выразительно читать лирическое стихотворение;
  • развивать умение анализировать, выделять главное, существенное, понимать замысел поэта, развивать речь учащихся;
  • воспитывать уважительное отношение к слову другого человека, учить видеть и замечать прекрасное в природе.

Оборудование: учебник “Родная речь” 4 кл., ч.1. под редакцией Л.Ф. Климановой, карточки с отрывками стихотворений, иллюстрации бабочек, схема “Развитие бабочки”, портрет А. П.Чехова, А. А. Фета, кассета с записью песни “Бабочка”.

Ход урока

1. Организация начала урока

  • Организация рабочего места.
  • Создание благоприятной атмосферы.

2. Речевая разминка

1. Упражнение на дыхание “Одуванчик”

2. Работа со скороговоркой:

Говорит попугай попугаю:
- Я тебя, попугай, попугаю!
Отвечает ему попугай:
- Попугай, попугай, попугай.

  • По ролям.
  • Интонировано.

3. Повторение изученного

- С каким автором мы познакомились на прошлом уроке?

- Какого жанра произведение, с которым знакомились?

- Расскажите, что вы помните о Чехове, пользуясь опорными словами.

Чехонте

Отец- талант

Мать – душа

Писатели, художники, педагог

Театр

4. Подготовка к восприятию

- Сегодня мы начинаем раздел учебника “Поэтическая тетрадь”. Чем стихотворение отличатся от рассказа? (Ответы детей)

- Какие поэты нам уже знакомы?

Работа в парах

1 ряд “Собери стихотворение” (предлагаю строки из стихотворений, из которых необходимо собрать авторский вариант).

2 ряд “Вставь пропущенную рифму” (используются отрывки из изученных стихотворений:

  1. А.С. Пушкин “Унылая пора! Очей очарованье…”
  2. А.С. Пушкин “Няне”
  3. М.Ю. Лермонтов “ Дары Терека”)

- Сегодня мы познакомимся со стихотворением А. А. Фета. (Показ портрета)

- Что бы вы спросили у этого человека, если бы у вас была такая возможность? (Ответы детей)

Рассказ учителя об авторе

- Какие стихотворения Фета помните?

- Отгадайте загадку:

Тонкие нежные крылья,
Словно цветков лепестки,
Покрыты нектаром, как пылью,
На теле ее волоски.
Она, как нарядный цветочек,
Всегда наш порадует глаз.
И ты назовешь, несомненно,
Кому посвящен мой рассказ.

- К какой группе животных относится бабочка? Докажите.

Чуть выбравшись из кокона,
Она вдруг превращается
Из гусеницы в куколку,
А куколка - в красавицу.

- Что из этого стихотворения узнаем о бабочке?

- Составьте схему “Развитие бабочки”

- Как вы думаете, о ком будет стихотворение Фета, с которым мы сегодня познакомимся?

5. Первичное восприятие

- Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос: От чьего имени написано оно?

Учитель читает наизусть.

6. Проверка восприятия

- От чьего имени написано стихотворение?

- Какой вам представилась бабочка?

- Чему удивлен поэт, рассказывая о бабочке?

7. Повторное чтение

- Прочитайте стихотворение “про себя” и выберите слова, которые помогают описать бабочку.

Чтение. Ответ на вопрос (слова крепятся на доске).

- Какие слова, описывающие бабочку, вы бы добавили? (Ответы ребят, дополнение записей на доске)

Словарная работа

Бархат – плотная шелковая или хлопчатобумажная ткань с мягким или гладким ворсом.

Очертанье – вид чего-нибудь, образуемый линией, ограничивающей предмет.

8. Работа с текстом

- Как автор показывает в тексте свое восхищение бабочкой? (Автор говорит от лица бабочки, которая чувствует тягу человека, его любование. “Ты прав…” В чем прав? Наверное он что-то сказал, может быть комплимент, бабочке)

- Как вы думаете, с какой интонацией нужно читать это стихотворение? (Восхищение, легкость)

Работа над выразительностью чтения стихотворения

  1. Сколько предложений в строфе?
  2. Паузы.
  3. Логические ударения.

- Как автор показывает беспечность, легкость бабочки?

- Посмотрите внимательно на строки.

Чтение вслух

- Что вы видите? Что слышите? (1 и 3 строки – длинные, 2 и 4 – короткие)

- Не напоминает ли вам ритм этого произведения порхание бабочки?

- На некоторые стихотворения Фета положена музыка. Послушайте песню и ответьте, как композитор передает легкость полета бабочки.

Слушание песни “Бабочка”.

- Как композитор показал порхание бабочки, легкость ее полета?

- С помощью чего поэт изображал бабочку? А композитор?

- Ребята, а кто изображает красками?

Показ картинок

- За что страдают бабочки?

“Пение” стихотворения (плавное чтение под музыку).

9. Обобщающая беседа

- С каким поэтом познакомились?

- О чем его стихотворение?

- Какую работу можно еще выполнить?

10. Дача д\з

С. 144 выразительное чтение.

На выбор: рисунок, сочинение – просьба от лица бабочки о бережном отношении к этому виду животного мира.

11. Итог урока

- Какое настроение было на уроке? С чем это связано?

- Оцените свое отношение к материалу этого урока. Выберите один из лепестков цветка, лежащих у вас на парте.

Красный интересно
Жёлтый неинтересно
Оранжевый поучительно
Сиреневый заставляет задуматься
Белый бесполезный материал

- Прикрепите каждый свой лепесток на доску. Посмотрим, какой цветок получился у нас. Как вы думаете, бабочке приятно будет сесть на этот цветок?

- Спасибо большое за работу на уроке. Желаю удачи при выполнении домашнего задания, постарайтесь проявить своё творчество и фантазию.