Урок географии в 10-м классе "Воспроизводство населения"

Разделы: География


Цель: формирование представления о типах воспроизводства населения мира.

Тип урока: урок-исследование.

Используемые приемы, методы, технологии обучения: исследовательский и поисковый методы

Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: работа в группах.

Оборудование и основные источники информации: учебник, атлас, электронное приложение к учебнику, проектор, компьютер, ноутбуки по одному на группу.

Прогнозируемый результат (формируемые компетентности): информационная, коммуникативная, общеучебная компетентности.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя

Информация с сайтов Интернет (слайды 2, 3).

  • На 1 января 2010 г. население мира составило около 6,9 млрд. человек, однако, половина землян сегодня, (впрочем, как и вчера, да и сто лет назад тоже), продолжает попрежнему жить впроголодь, а ведь наша планета способна прокормить сто миллиардов человек, причём - без помощи ГМО и химии, а только широко применяя традиционную селекцию и органические удобрения
  • Через 500 лет на Земле останутся только стоячие места!
  • Принц Чарльз недавно выступил с важной речью, в которой сетовал на быстро увеличивающуюся численность населения планеты: “Я мог бы выбрать Мумбай, Каир или Мехико; куда не глянь, мировое население быстро увеличивается. Оно ежегодно увеличивается на количество людей, равное количеству всего населения Великобритании. Это означает, что через 50 лет нашей бедной планете, которая с трудом сохраняет 6,8 миллиарда человек, придётся каким-то образом содержать более 9 миллиардов человек”.

ООН планирует разработать рекомендации правительствам различных стран по демографической политике (слайд 4). Для разработки рекомендаций необходимо исследовать особенности демографической ситуации в различных регионах мира. Все учащиеся класса сегодня на уроке будут учеными-демографами в составе экспертных групп.

Вопрос: сколько экспертных групп нужно организовать?

Предполагаемый ответ: 6 – по числу регионов мира (Зарубежная Азия, Зарубежная Европа, Африка, Австралия и Океания, Латинская Америка, Северная Америка).

Учащиеся под руководством учителя планируют свою дальнейшую деятельность на уроке. В ходе беседы устанавливаем этапы исследовательской деятельности:

  1. Вопросы, на которые должно ответить исследование.
  2. Сбор информации.
  3. Анализ информации.
  4. Формулировка выводов исследования.
  5. Представление итогов исследования.
  6. Предложения, рекомендации.

После этого этапы деятельности появляются на слайде 5.

2. Исследование демографической ситуации в разных регионах мира

Учащиеся работают в группах. Используя различные источники информации – географические карты, таблицы приложения в учебнике, электронное приложение к учебнику. Учитель консультирует, помогает наводящими вопросами.

3. Представление итогов исследования

Учащиеся рассказывают об особенностях демографической ситуации в своих регионах.

4. Объяснение учителем особенностей первого и второго типов воспроизводства населения

Учитель предлагает учащимся найти общие черты в особенностях демографической ситуации в разных регионах мира и попробовать самостоятельно объединить регионы в группы. По результатам исследования учащиеся могут выделить 3 типа воспроизводства населения: с высоким естественным приростом населения, с низким естественным приростом населения и отрицательным естественным приростом населения. Учитель объясняет, что ученые выделяют 2 типа воспроизводства населения. Первый тип называют “демографическая зима”, второй тип называют “демографическая весна”. Вопрос к учащимся: какие регионы относятся к первому типу, каковы особенности воспроизводства населения? После ответов учащихся особенности первого типа воспроизводства населения появляются на слайде 6, 7. Аналогично выясняем особенности второго типа воспроизводства населения и наглядно демонстрируем их на слайде 8, 9.

5. Итоги урока и домашнее задание

Итак, сегодня вы хорошо поработали на уроке и через исследование выяснили особенности двух типов воспроизводства населения. Но у нас остался еще один последний пункт: внести предложения и дать рекомендации по демографической политике. Я приглашаю Вас на симпозиум ученых-демографов, который состоится в Нью-Йорке. Слайд 10. На этом симпозиуме вы представите проекты рекомендаций по планированию демографической политики в разных регионах мира.

Домашнее задание: разработать проект рекомендаций по планированию демографической политики для стран с разным типом воспроизводства населения.