Цель: формирование представления о типах воспроизводства населения мира.
Тип урока: урок-исследование.
Используемые приемы, методы, технологии обучения: исследовательский и поисковый методы
Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: работа в группах.
Оборудование и основные источники информации: учебник, атлас, электронное приложение к учебнику, проектор, компьютер, ноутбуки по одному на группу.
Прогнозируемый результат (формируемые компетентности): информационная, коммуникативная, общеучебная компетентности.
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя
Информация с сайтов Интернет (слайды 2, 3).
- На 1 января 2010 г. население мира составило около 6,9 млрд. человек, однако, половина землян сегодня, (впрочем, как и вчера, да и сто лет назад тоже), продолжает попрежнему жить впроголодь, а ведь наша планета способна прокормить сто миллиардов человек, причём - без помощи ГМО и химии, а только широко применяя традиционную селекцию и органические удобрения
- Через 500 лет на Земле останутся только стоячие места!
- Принц Чарльз недавно выступил с важной речью, в которой сетовал на быстро увеличивающуюся численность населения планеты: “Я мог бы выбрать Мумбай, Каир или Мехико; куда не глянь, мировое население быстро увеличивается. Оно ежегодно увеличивается на количество людей, равное количеству всего населения Великобритании. Это означает, что через 50 лет нашей бедной планете, которая с трудом сохраняет 6,8 миллиарда человек, придётся каким-то образом содержать более 9 миллиардов человек”.
ООН планирует разработать рекомендации правительствам различных стран по демографической политике (слайд 4). Для разработки рекомендаций необходимо исследовать особенности демографической ситуации в различных регионах мира. Все учащиеся класса сегодня на уроке будут учеными-демографами в составе экспертных групп.
Вопрос: сколько экспертных групп нужно организовать?
Предполагаемый ответ: 6 – по числу регионов мира (Зарубежная Азия, Зарубежная Европа, Африка, Австралия и Океания, Латинская Америка, Северная Америка).
Учащиеся под руководством учителя планируют свою дальнейшую деятельность на уроке. В ходе беседы устанавливаем этапы исследовательской деятельности:
- Вопросы, на которые должно ответить исследование.
- Сбор информации.
- Анализ информации.
- Формулировка выводов исследования.
- Представление итогов исследования.
- Предложения, рекомендации.
После этого этапы деятельности появляются на слайде 5.
2. Исследование демографической ситуации в разных регионах мира
Учащиеся работают в группах. Используя различные источники информации – географические карты, таблицы приложения в учебнике, электронное приложение к учебнику. Учитель консультирует, помогает наводящими вопросами.
3. Представление итогов исследования
Учащиеся рассказывают об особенностях демографической ситуации в своих регионах.
4. Объяснение учителем особенностей первого и второго типов воспроизводства населения
Учитель предлагает учащимся найти общие черты в особенностях демографической ситуации в разных регионах мира и попробовать самостоятельно объединить регионы в группы. По результатам исследования учащиеся могут выделить 3 типа воспроизводства населения: с высоким естественным приростом населения, с низким естественным приростом населения и отрицательным естественным приростом населения. Учитель объясняет, что ученые выделяют 2 типа воспроизводства населения. Первый тип называют “демографическая зима”, второй тип называют “демографическая весна”. Вопрос к учащимся: какие регионы относятся к первому типу, каковы особенности воспроизводства населения? После ответов учащихся особенности первого типа воспроизводства населения появляются на слайде 6, 7. Аналогично выясняем особенности второго типа воспроизводства населения и наглядно демонстрируем их на слайде 8, 9.
5. Итоги урока и домашнее задание
Итак, сегодня вы хорошо поработали на уроке и через исследование выяснили особенности двух типов воспроизводства населения. Но у нас остался еще один последний пункт: внести предложения и дать рекомендации по демографической политике. Я приглашаю Вас на симпозиум ученых-демографов, который состоится в Нью-Йорке. Слайд 10. На этом симпозиуме вы представите проекты рекомендаций по планированию демографической политики в разных регионах мира.
Домашнее задание: разработать проект рекомендаций по планированию демографической политики для стран с разным типом воспроизводства населения.