Долгие годы считалось, что главная задача учителя – передать ученикам знания, обеспечить и проконтролировать их усвоение. В традиционной знаниевой парадигме основной упор в процессе обучения делался на накопление знаний и только после – на их практическое применение, причём чаще всего – не в реальной, а в сугубо учебной ситуации. Таким образом, школа рассматривалась только как подготовка к будущей взрослой жизни, а огромное количество полученных знаний и навыков просто утрачивалось за невостребованностью. Однако последние результаты международного исследования РISA в очередной раз за последние несколько лет продемонстрировали трудности российских школьников в решении сугубо практических задач, требующих применения знаний из самых разных областей науки одновременно, а иногда и просто здравого смысла, умения рассуждать и аргументировать своё мнение. Эффективная подготовка старшеклассников к ЕГЭ (особенно к части С) также предполагает свободный, творческий, а не репродуктивный уровень владения материалом.
Модернизация российского образования, осуществляемая в настоящее время, предполагает переход от знаниевой парадигмы к компетентностной. В компетентностной парадигме образование ставит своей целью овладение набором компетенций, необходимых для успешной адаптации в постоянно меняющемся современном обществе.
Научить учиться и научить думать, научить ставить цели и грамотно действовать в выбранном направлении – вот задача новой школы. При этом получение знаний становится не самоцелью, а средством достижения поставленной цели. А формирование компетенций происходит в процессе практической деятельности. Конечно, активные формы обучения давно применяются и в рамках знаниевой парадигмы, но, скорее, как исключение, и поэтому не дают нужного эффекта. Необходимо системное внедрение активных форм обучения в школе.
В данной статье представлена система активных форм обучения на уроках истории, внедряемая в течение нескольких последних лет. Остановимся подробно на двух формах – групповой практической работе (командная развивающая игра, деловая игра) и индивидуальной практической работе (практикум-тест, практикум по решению познавательных задач). Ведь в компетентностной парадигме приоритетной задачей урока истории становится обучение приёмам поиска исторической информации и работы с ней в процессе решения познавательных и практических задач различной сложности, развитие навыков делового и личного общения, самостоятельной и командной работы.
Один из вариантов решения этой задачи – использование групповой формы обучения на уроках. Работа в малой группе способствует эффективному усвоению новой и актуализации уже имеющейся информации, отработке учебных умений. Групповая работа обеспечивает высокую мотивацию детей к изучению прошлого, установлению связей между прошлым и настоящим, развивает деятельностно-коммуникативные навыки, улучшает психологический климат в классе.
Исходя из опыта работы, можно выделить несколько общих принципов, при соблюдении которых групповая практическая работа на уроке будет по-настоящему эффективной.
Внедрение групповых форм работы на уроке должно быть системным, т.е. групповые формы должны применяться не от случая к случаю, а периодически, причём именно тогда, когда они могут дать максимальный эффект. Оптимальный вариант – полноценные, интенсивные занятия в малых группах равномерно в течение учебного года, по 1-2 занятия в каждом крупном тематическом блоке.
Групповая практическая работа особенно эффективна на уроке, посвящённом закреплению и углублению новых знаний или отработке умений и навыков, на повторительно-обобщающем уроке, а также на уроке изучения нового материала, если этот материал хорошо известен ученикам помимо школьного урока истории.
Группы должны формироваться с учётом психологических особенностей данного класса.
Оценка деятельности ученика на уроке должна складываться из оценки его личной деятельности и деятельности группы в целом. Недопустимо выставлять одинаковую отметку всем членам группы независимо от их личного участия в работе. Обычно я практикую в конце такого урока обсуждение оценки работы каждого ученика сначала самой группой, а потом обоснование каждой оценки перед классом. Естественно, оценивая работу других, человек обязательно оценивает и свою работу. Это способствует развитию рефлексии.
В 5-7 классах, на мой взгляд, наиболее эффективны командные развивающие игры, несущие в себе соревновательный элемент, а в 8-11 классах – деловые игры и семинары.
Не менее важна также индивидуальная практическая работа. Она содействует процессу интериоризации (работает механизм «действие – ощущение – мысль»), развитию абстрактно-логического мышления, обеспечивает усвоение главного в изучаемом материале, постоянную актуализацию и применение уже имеющихся знаний и навыков, способствует приобретению новых компетенций, позволяют осмыслить уже известное по-новому, индивидуализируют процесс обучения, помогает организовать постоянный, глубокий и всесторонний мониторинг качества обучения.
Много работая над созданием системы индивидуальных письменных заданий по истории, я приняла для себя и могла бы рекомендовать учителям некоторые общие условия, обеспечивающие эффективность индивидуальной практической работы как на уроке, так и дома.
Индивидуальную практическую работу лучше выполнять письменно, особенно в старших классах – это способствует развитию письменной речи и готовит к новому формату экзаменов.
Индивидуальная практическая работа (практикум) наиболее целесообразна на уроках закрепления и углубления нового материала и развития умений и навыков, иногда – в качестве домашнего задания (естественно, объём домашней работы не должен быть слишком большим).
Необходимо использовать задания разных уровней сложности – от узнавания до оценки (по классификации Блума), причём уровень сложности должен постепенно повышаться и в пределах одного практикума, и, естественно, от класса к классу. Кроме того, необходимо различать как базовый и профильный уровни изучения предмета, так и индивидуальные возможности разных учеников.
Важнейшая задача индивидуальной практической работы – обучение навыкам работы с текстом (от учебника – к историческому источнику, научной или публицистической статье). Ребята учатся понимать исторический текст, различать его виды, анализировать содержащуюся в тексте информацию, делать выводы, различать точки зрения, формулировать и аргументировать своё мнение.
Предлагаю такой алгоритм планирования индивидуальной практической работы как формы урока:
Определение целей и отбор материала | 1. Определение области ранее
полученных знаний, которые должны быть применены
в процессе самостоятельной работы. 2. Определение области новых знаний, которые должны быть получены в процессе самостоятельной работы. 3. Выделение главного в изучаемом материале. 4. Определение тех мыслительных операций и учебных умений, которые должны развиваться в процессе самостоятельной работы. 5. Формулировка цели урока для учителя в соответствии с местом и ролью изучаемой темы в курсе истории. 6. Отбор основного материала для изучения в форме самостоятельной практической работы (возможны и даже желательны, особенно в старших классах, комбинированные варианты). 7. Формулировка цели самостоятельной практической работы для учащихся. |
|||
Основной материал для изучения | Документ (исторический источник, научный, публицистический или художественный текст) | Текст учебника | Видео- или аудиоматериал | Историческая карта, картина |
Технология создания раздаточного материала | 1. Подбор заданий, направленных на
воспроизведение и первичное осмысление
изучаемого материала. 2. Подбор заданий, направленных на установление связей между ранее полученными и новыми знаниями, анализ изучаемого материала. 3. Подбор заданий обобщающего и оценочного характера, позволяющих творчески осмыслить изучаемый материал, научиться формулировать и аргументировать собственное мнение. |
В своей практике я часто использую активные формы учебных занятий (дебаты, деловые игры, командные развивающие игры, конференции, семинары).
Например, в 5 классе мы начинаем с увлекательных командных развивающих игр: «Жизнь первобытных людей глазами историка», «Библейские сказания», «Поэмы Гомера» и т.п.. В 8 классе проводим семинары «Почему не удалась реформа М.М. Сперанского?», «Прав ли маркиз де Кюстин?», деловые игры по теме «Отмена крепостного права», «Экономика и общество пореформенной России» и др. В 10 классе интересно проходит деловая игра «Альтернативы Смутного времени»; в 11 классе – семинар «Октябрь 1917 г.: революция, переворот или …?», деловые игры «Модернизация России в начале ХХ в.: пути, достижения, проблемы», «Политические партии России в 1917 г.» и т.д.
В настоящее время, в связи с постепенным переходом к Единому государственному экзамену, активные формы обучения приобретают особое значение. Ведь они позволяют не «натаскать» на экзамен, а обеспечить свободное владение предметом, развивают самостоятельность мышления и особенно историческую интуицию, что важно не только при выполнении заданий части С, но и при выполнении стандартных тестовых заданий частей А и В.
В связи с этим целесообразна следующая структура изучения любого тематического блока в 10-11 классах: вводная лекция с элементами беседы, практикум-обучающий тест (предусмотрено свободное использование любых доступных источников информации), практикум по решению познавательных задач, в завершение – семинар, деловая игра или дебаты.
Такая методика обучения позволяет добиваться прочного усвоения исторических фактов без механического заучивания, расширяет круг используемых учениками источников информации, вовлекает в работу каждого ученика на доступном ему уровне сложности. А главное – учащиеся самостоятельно устанавливают разнообразные логические связи между историческими событиями и явлениями, воспринимают исторический процесс во всём его многообразии, высказывают аргументированные суждения по поводу изучаемого материала.
Таким образом, системное внедрение активных форм обучения на уроках истории с 5 по 11 класс позволяет эффективно развивать ключевые компетенции, связанные с поиском и практическим применением исторической информации.