Содержание
- Пояснительная записка
- Тематический план
- Содержание изучаемого курса
- Методические рекомендации
- Список рекомендуемой литературы
- Приложения
I. Пояснительная записка
Школьный театр - прекрасное место для общения ребят всех возрастов. Здесь бывает интересно абсолютно всем - подросткам, ученикам младших классов, выпускникам, родителям. Занятия в театральном коллективе укрепляют дружбу между его участниками и дают повод для внешкольных встреч, во время которых происходит разучивание ролей, репетиции на дому и обсуждение костюмов.
Программа предусматривает обучение по возрасту, направлена на приобщение учащихся к театральному искусству.
Программа предусматривает поэтапное овладение техникой выступления на публике, развитие умения юных актеров раскрепощаться, проявлять свои индивидуальные качества на публике.
Цели программы:
- Научить учащихся видеть красоту и «вещать добро».
- Воспитывать творческую гармонично развитую личность, умеющую общаться, дружить, жить интересной жизнью.
- Сохранять наследие прошлого и развивать современное поколение.
- Овладение навыком публичного выступления.
- Воспитание дисциплины, выносливости, трудолюбия, упорства, умения взаимодействовать друг с другом.
Задачи программы:
- формировать у учащихся общее представление о театральном искусстве,
- формировать эстетическое восприятие окружающей среды,
- обогащать внутренний мир учащихся, развивать умение создавать прекрасное,
- обучение школьников основам театрального искусства.
Программа создана для исполнения в пределах драмкружка, школьного театра.
Программа представляет собой алгоритм, который может видоизменяться в зависимости от возраста участников и выбранного для постановки произведения. В ней даются практические рекомендации по организации детского театра.
В изучении программы основное внимание уделяется практическим занятиям, индивидуальным занятиям для получения наилучших результатов.
Программа включает доступный материал для руководителя кружка и дает возможность в получении навыков начального умения в театральной постановке.
Направления деятельности программы:
- Творческое - «Мы умеем создавать красоту».
- Эстетическое - «Как прекрасен этот мир».
Методическое обеспечение образовательной программы.
- Формы занятий: чтение, обсуждение, беседы, репетиции, выступления.
- Результативность программы: создание и функционирование школьного театра
Логическим завершением работы программы является выступление.
II. Учебно-тематическое планирование
III. Содержание курса
- Организационное занятие.
- История создания театра.
- Чтение и выбор пьесы, обсуждение пьесы. Определение ролей.
- Разучивание текста, (дома)
- Репетиции.
- Работа над дикцией (индивидуально с каждым).
- Подборка грима (индивидуально с каждым).
- Подбор и примерка костюмов.
- Театральные декорации.
- Музыкальное сопровождение.
- Пригласительные билеты, афиши, программки.
- Генеральная репетиция.
- Выступление.
- Обсуждение спектакля.
IV. Методические рекомендации
1. Организационное занятие. Чтобы набрать труппу, необходимо заинтересовать школьников театральным искусством. Можно вывесить плакат с предложением записаться в драматическую студию с указанием часов её работы или организатору посетить классные часы, или лично побеседовать с учащимися, которые, на ваш взгляд, могли бы заинтересоваться идеей. Выход на подмостки - опыт для ребят новый, неожиданный. И в силу психологического механизма самозащиты дети боятся не справится, не верят в свои возможности. Помощником может стать свойственная юным переоценка сил. Понадобится дар убеждения, чтобы вовлечь ребят, заставить их поверить в свои силы.
2. История создания театра. Материалы из истории создания театра можно позаимствовать из литературы, которая будет указана ниже.
3. Чтение и выбор пьесы, обсуждение пьесы. Определение ролей. Выбор пьесы осуществляется исходя из возрастных особенностей интересов юных актеров, но выбор спектакля не следует поручать самим актерам. Конечно, они могут высказать мнение, и возможно, кое-что из предложенного ими будет выглядеть реально. Тогда к этому лучше прислушаться. Но если режиссер уверен в своем выборе, ему снова предстоит мягко, с юмором и должной креативностью убеждать ребят. Всем актерам с самого начала работы следует уяснить одно: режиссер - главный руководитель постановки, поэтому с ним не принято спорить. Актеры на роли назначаются по воле режиссера - эти вопросы не обсуждаются и не становятся предметами личных обид. Во избежание форс - мажора необходимо подумать о дублерах. Далее идет обсуждение пьесы - о чем она, какова в ней главная идея, какими средствами она будет воплощаться, какими видятся главные герои режиссеру и самим исполнителям. На обсуждение необходимо раздать каждому по экземпляру. Задача актеров во время обсуждения и последующих репетиций: пройти весь жизненный путь своего героя. Детально разбираются роли и необходимые качества, которыми должен обладать актер для воплощения её на сцене.
4. Разучивание текста, (дома). Разучивать текст роли актерам необходимо дома, чтобы на репетициях «отскакивало от зубов». Запоминание ролей тренирует память и художественное воображение.
5. Репетиции. Юные актеры на репетициях должны будут пройти длинный путь - от нервного зажима во время первой читки своей роли к полной раскованности, которая необходима, если желаешь играть на сцене перед публикой. По мере знакомства с характерами своих героев актеры снова обсуждают своих героев. Нужно требовать соблюдения этической стороны: недопустимы споры между актерами и режиссером. Необходимо в ходе специальных обсуждений дать каждому возможность высказать свое мнение. Режиссеру важно прислушаться к актеру, уловить его индивидуальность и ту изюминку, которую он может привнести в свою роль. На репетициях и обсуждениях ребята учатся взаимодействию друг с другом, чувствовать игру партнера, подыгрывать, когда это требуется. Репетиции могут быть индивидуальные.
6. Работа над дикцией (индивидуально с каждым). Одно из самых главных художественных выразительных средств театра - человеческая речь. С приходом детей в театр их речь начинает активно развиваться. В первое время достаточно имеющихся навыков, но ближе к выступлению необходимо с каждым поработать над дикцией. Это, в принципе, несложно нужно артисту несколько раз в день по несколько минут произносить скороговорки. Высший пилотаж дикции - «Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали да не вылавировали». Каждое занятие надо начинать с разминки языка и губ. Вместе с участниками кружка произносите гласные так, чтобы губы растягивались, округлялись, вытягивались в трубочку. Язык тренируем, сначала закрыв рот, а потом приоткрыв- 10 раз вправо-влево и 10 раз вверх- вниз. Последнее упражнение «мяуканье». Нужно несколько раз произнести медленно слово «Мя-а-а-у-у-у», сначала растягивая губы, а затем собирая их в трубочку. Затем разучиваем поговорки - скороговорки. Сначала произносим медленно и отчетливо, а потом быстро и тоже отчетливо.
7. Подборка грима (индивидуально с каждым). Правильно подобрать грим -большое и тонкое искусство. Главное - не переборщить. Правильно наложенный грим развивает эстетический вкус. Порой можно обойтись и без него. Из грима можно использовать накладные бороды и усы, накладные носы, приклеенные родинки, театральные блестки.
8. Подбор и примерка костюмов. Подбор и примерка театральных костюмов - одно самых любимых занятий ребят. Костюмы, конечно же, условные. Проще всего для них использовать старые ненужные вещи, перешивать их, дополнять деталями. Это богатое поле для реализации фантазии режиссера и актеров. В данном вопросе очень удобно, если в труппе имеются актеры -родители.
9. Театральные декорации. Дешевле и проще делать их самим. Материал о том, как это делается также можно почерпнуть из соответствующей литературы.
10. Музыкальное сопровождение. Чаще всего его подбирает режиссер с помощником, который неплохо разбирается в аппаратуре и сможет в ходе спектакля вовремя включить нужный фрагмент.
11. Пригласительные билеты, афиши, программки. Хорошим дополнением к спектаклю считаются театральные афиши. Их расклеивают на самых видных местах. Сначала пишется дата спектакля, затем его название, имя драматурга, исполнители главных ролей (фамилия или псевдоним), время и место проведения. В конце фраз точки не ставятся. Текст приглашения содержит те же сведения. Очень эффектный штрих - театральная программка В ней указывается- название спектакля, фамилия и имя драматурга; - дата, время и место проведения спектакля; фамилия и инициалы режиссера, актеров, костюмера и музыканта, помогающего в проведении спектакля. Хорошо, если есть эмблема театра. Её можно нарисовать вручную или воспроизвести на компьютере.
12. Генеральная репетиция. Наиболее ответственная из репетиций, актеры произносят роль без запинок, уже успели хорошо сыграться, готовы декорации, музыкальная фонограмма, подогнаны костюмы, наложен грим. По сути это уже выступление, только без зрителей (возможно присутствие завуча, директора, родителей - их мнение может помочь актерам и режиссеру).
13. Выступление. Говорит само за себя. Все должно быть четко, отлажено, приготовлено так, чтобы не было накладок.
14. Обсуждение спектакля. Один из самых важных моментов. Всем коллективом выясняем, что оказалось удачным, а на что следует обратить внимание на следующем выступлении. Можно предложить написать сочинение о том, чем удивил театр. И не огорчайтесь, если будут недочеты, все это придет с опытом.
V. Литература:
- Любинский, ИЛ. Театр для детей. /И.Л. Любинский. – М. Детская литература., 1965.
- Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. / Л.С. Выготский. – М. 1991.
- Зепалова, Т.С. Уроки литературы и театр: Пособие для учителя,./ Т.С. Зепалова. – М. 1982.
- Агапова, И.А., Давыдова, М.А. Мозаика детского отдыха. Школьный театр. / И.А.Агапова, М.А.Давыдова.М. «Вако»., 2006.