Цель: закрепление знаний по изготовлению различных фигур из бумажных цветных полосок на примере русской народной сказки «Лиса и заяц».
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить ранее полученные знания по данной теме;
- Обучить поэтапному изготовлению из полосок цветной бумаги персонажей сказки;
- Учить соблюдать технику безопасности;
- Закрепить знания детей о животных;
- Закрепить представления детей о длине, цвете, геометрических фигурах;
- Вызывать интерес к русским народным сказкам;
Развивающие:
- Развивать мелкую моторику;
- Развивать наблюдательность;
- Формировать умение работать в паре;
- Развивать усидчивость, аккуратность;
Воспитательные:
- Воспитывать у детей уважение к труду;
- Формировать доброжелательное отношение к сказочным персонажам;
- Формировать у детей любовь к природе, к животным;
- Воспитывать интерес к декоративно – прикладному искусству.
Демонстрационный материал:
- два игрушечных домика;
- заяц и лиса, сделанные из полосок (Приложение 1);
- книга сказок: сказка «Лиса и заяц» в обработке А.Н.Толстого;
- мольберт;
- кроссворд на листе ватмана;
Раздаточный материал (для работы в паре):
- лоточки;
- клеёнки;
- фломастеры;
- клей ПВА, линейки, простые карандаши, ножницы, циркуль;
- конверты с «рожицами» гномиков на каждого ребёнка.
Структура занятия:
- Организационный момент – вводная часть
а) приветствие детей. Сообщение темы и цели занятия;
б) проверка готовности к занятию. - Основная часть:
а) обоснование выбора темы занятия и техники выполнения;
б) инструктаж по технике безопасности;
в)технология выполнения персонажей сказки; - Заключительная часть: рефлексия детей через эмоциональный отклик.
Ход занятия
1. Вводная часть.
- Доброе утро. Посмотрите за окно. Сегодня очень тёплый и солнечный день. Я очень рада вас снова видедь и поэтому у меня хорошее настроение. А у вас какое настроение? Посмотрите на свои столы, видите у вас есть конвертики и забавные «рожицы» гномиков с разными эмоциями. (Приложение 1)
- Положите в свой конвертик того гномика, который больше всего соответствует вашему настроению.
- Замечательно. У всех хорошее настроение, значит смело можно начинать наше занятие. А для того, чтобы вам было интереснее узнать, чем мы сегодня будем заниматься, я предлгаю отгадать кроссворд. (Приложение 2)
- Итак, мы разгадали кроссворд. А о какой сказке можно догадаться?
- Правильно. Это русская народная сказка «Лиса и заяц».
- Все готовы заниматься? Тогда вперёд – нас удача ждёт!
2. Основная часть.
- Давайте сейчас подробнее вспомним сказку. (Приложение 3)
(Педагог читает сказку, а потом вместе с детьми разбирают её персонажей).
- Обратите внимание, к нам в гости пришли сказочные персонажи – «лиса» и «заяц». (демонстрация «лисы» и «зайца», изготовленных их полосок и два разных домика).
- Мы сегодня тоже будем изготавливать сказочных персонажей и не только этих, но и остальных из сказки. Для изготовления персонажей нам нужны помощники – инструменты. Я спрятала их в «волшебном сундучке» и буду доставать и отдавать вам, если вы правильно отгадаете загадку. Слушайте внимательно.
Два конца, два кольца,
Посредине гвоздик.
Инструмент бывалый –
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет и стрижёт. (ножницы)
Умный Ивашка,
Деревянная рубашка,
По листу пройдёт – коснётся,
Там след остаётся. (карандаш)
Кто я, если прямота
Моя главная черта?
Линию прямую, ну-ка,
Сам нарисовать сумей-ка!
Это сложная наука.
Пригодится здесь … . (линейка)
Я предмет для школы важный.
Чтобы сделать куб бумажный,
Самолёт, картонный дом,
Аппликацию в альбом.
Ты меня не пожалей.
Я – липучий, вязкий … . (клей)
Мой циркач, циркач лихой,
Чертит круг одной ногой,
А другой проткнул бумагу,
Уцепился и ни шагу! (циркуль)
- Молодцы, что справились с загадками. А теперь давайте поговорим о том, как правильно пользоваться этими инструментами и приспособлениями.
Правила пользования карандашом:
- карандашом мы проводим линию на бумаге или пишем ;
- карандаш нельзя ронять на пол, так как он будет часто ломаться.
Правила безопасной работы с ножницами:
- класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего;
- передавать ножницы только сомкнутыми кольцами вперёд;
- не играйте ножницами, не подносите их к лицу, не размахивайте ими;
- используйте ножницы по назначению.
Правила пользования линейкой:
- с помощью линейки мы будем проводить прямые линии;
- не роняйте линейку – она может сломаться.
Правила безопасной работы с циркулем:
- циркуль – это особый предмет, так как на одном конце у него – игла, а на другом – карандаш;
- пользоваться циркулем надо осторожно, чтобы не уколоться;
- нельзя играть циркулем, размахивать им;
- передавать циркуль нужно в закрытом состоянии и острым концом к себе;
- нельзя ронять, так как может сломаться грифель карандаша.
Правила пользования клеем ПВА:
- клей – это вязкая липкая жидкость, которая используется для соединения деталей;
- при работе с клеем нужно быть осторожным чтобы не пролить и не испачкать одежду.
- Из сказки мы знаем, какие персонажи там живут. Давайте определимся из бумаги каких цветов мы будем их делать.
- - зайца – из белой, потому что в сказке говорится о зиме, а зимой, как мы все знаем, зайцы белые;
- - лису – из оранжевой;
- - медведя – из коричневой;
- - петуха – из белой, красной, синей и зелёной;
- - волка – из серой бумаги.
- Давайте распределим кто кого будет делать. (Каждого персонажа будет делать одна пара детей, а петуха, так как он отличается изготовлением от всех остальных – делает педагог).
- Мы с вами уже умеем делать из полосок «кольцо», «клюв», «капельку», «глаз» и «клубничку». Давайте-же разберёмся какой формы голова у всех песонажей и туловище.
- Правильно. Круглые. Значит будем склеивать полоски в кольцо.
- Посмотрите внимательно на наших «зайца и лису». У них голова и туловище одинакового размера?
- А что больше?
- Значит для головы нужны полоски длиннее, чем для туловища.
-Давайте посчитаем сколько полосок потребуется для головы и для туловища.
- Получается, что по четыре полоски.
- Лавайте начертим четыре полоски размером 1х18 см для головы и четыре полоски 1х24 см для туловища. Вырежем их. Теперь отметим крестиком середину каждой полоски.
- Мы сейчас будем склеивать полоски для головы. Возьмите в руки четыре короткие полоски, положите их на клеёнкк крестиком к себе. Возьмите клей и приклейте одну полоску на другуютак, чтобы получился крестик. Затем возьмите третью полоску и приклейте на крестик в отмеченном месте. Так же поступаем и с четвёртой полоской. Получилась снежинка – склеиваем противоположные концы, чтобы образовался шарик.
- Мы с вами уже устали, а чтобы доделать наших «зверей», давайте отдохнём.
Физкультминутка. (Приложение 4)
- Мы немного отдохнули, давайте продолжим. (Подобным образом склеиваем туловище).
- Теперь давайте усложним задание. Будем делать ушки, носы и хвосты. У зайца уши длинные, значит полоска нужна длинная. Делаем две полоски 1х16 см.
- У медведя уши круглые, значит, чтобы сделать кольцо, надо взять полоски чуть короче, 1х13 см.
- У лисы и волка уши не очень длинные – делаем полоски 1х10 см.
- Для лисы и волка надо сделать нос. Вырежем по одной полоске 1х11 см.
- Делаем хвостики. Для лисы и волка вырежем полоски 1х17 см, а для для зайчика и медведя – 1х7 см.
- Для того, чтобы «зверюшки» были устойчивыми, нам надо начертить при помощи циркуля кружочки – подставки идентичного цвета.
- Теперь, когда у нас всё вырезано, давайте склеивать.
- - ушки у «зайчика» - это «капелька»; (Приложение 1)
- - ушки у «лисы» и «волка – «клубничка»;(Приложение 1)
- - ушки у «медведя» - «кольцо»; (Приложение 1)
- - носы у «лисы» и «волка» - «глаз»; (Приложение 1)
- - ушки и хвост у «медведя» и хвост у «зайки» - «кольцо». (Приложение 1)
- Теперь давайте склеим туловище с головой и приклеим его к подставке. Затем оживим поделки – проиклеим уши, носы и хвосты. Если чего-то не хватает, мы дорисуем.
3. Заключительная часть.
- У вас получились забавные «зверюшки»: лисичка, волк, заяц и медведь. А я сделала петушка. (Приложение 1)
Давайте поставим их всех вместе и вспомним:
- кто строил домики?
- у кого расстаяла избушка?
- кто помогал зайке выгонять лису?
- кто помог выгнать?
- Вам понравилось склеивать зверюшек из полосок бумаги?
- Давайте сравним, какое настроение было в начале занятия и какое сейчас. Снова выберите по одному «гномику» и положите в конверт.
- Я очень рада, что настроение у вас не изменилось. Мне было очень интересно с вами работать, вы очень дружно работали в парах. Старались. Молодцы.