Число и цифра 7. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока:

  1. Довести до сознания детей закономерность: если стало больше, значит, прибавляли; если стало меньше, значит, вычитали.
  2. Научить писать цифру 7.
  3. Воспитать интерес и любовь к математике.
  4. Способствовать расширению кругозора детей.

Организационный момент.

Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый наш класс,
И для меня уже награда
Сиянье ваших умных глаз.

Актуализация знаний.

(3 ученика работают у доски)-………………..будут работать у доски, а мы с вами поработаем устно.

5 + * =6 4 + * =6 3 + * =6
* – 1 = 4 * – 1 = 5 * – 1 = 3
6 – * = 3 6 – * = 4 6 – * = 5
* + 1 =5 * + 1 =4 * + 3 =6
6 * * =4 5 * * =3 4 * * =6

С классом:

– Назовите числа от 3 до 8.

– Назовите числа от 7 до 4.

– Назовите соседей числа пять?

– Назовите предыдущее число шести. Как его получить? (5+1)

– Назовите последующее число четырех. На сколько последующее число больше предыдущего?

– Какое число стоит между числами 3 и 5?

……………. выполнили работу у доски, а мы давайте проверим. (Хлопаем лучшим работам).

Какие слова благодарности вы сказали бы ребятам?

“Потерялось число”

– Посмотрите внимательно на эти числа. 3 8 4 1 9 6 2 10 5. Что вы заметили? (в разброс)

– Давайте запишем их по порядку. 1 2 3 4 5 6 8 9 10.

– Между какими числами стоит число 7?

– Ваши правильные ответы помогли вернуть беглянку на место.

– Догадались, какое число мы сегодня будем изучать?

(Дети отвечают: 7)

– Как получить число 7? (6+1)

– Значит, тема урока – …… (“Число и цифра 7”)

Историческая справка.

– Знаете, ребята, число 7 издавна считается магическим числом. Большим почетом еще в древности была окружена семерка. Отголоски почитания этого числа дошли до наших дней. Мы часто слышим поговорки и пословицы: “Семь бед-один ответ”, “Семь раз отмерь-один раз отрежь”, “На седьмом небе от счастья”, “Семеро одного не ждут”, “Лук от семи недуг”…… и т.д.

– Все вы знаете знаменитые сказки “Волк и семеро козлят”, “Белоснежка и семь гномов”, “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”……

– 7 играло большую роль в древней мифологии: 7 римских богов, 7 чудес света, 7 цветов радуги…………

– Нередко, приписывая числу 7 таинственную силу, знахари вручали больному семь разных лекарств, настоянных на семи травах, и советовали пить их семь дней.

Физкультминутка.

Раз – подняться, подтянуться.
Два – согнуться, подтянуться.
Три – в ладоши три хлопка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
Семь – открыть тетради всем.

Знакомство с цифрой 7. Письмо цифры 7.

– На что похожа цифра 7? (на кочергу, на косу)

– Цифра 7, цифра 7, (наглядность)

Цифра легкая совсем.

Как представлю я косу-

Цифру 7 легко пишу.

Демонстрация написания цифры 7.

– Откуда надо начинать писать цифру 7? (чуть ниже середины верхней линии клетки). Поставлю точку в этом месте. Далее ведем вверх с небольшим плавным закруглением, делаем волнистую линию до правого верхнего угла и оттуда ведем прямую линию вниз до середины нижней линии клетки, а потом перечеркиваем ее посередине маленькой палочкой.

Письмо цифры в воздухе на ладошке. Прописываем строчку в тетрадях.

– Лучшую цифру возьмите в кружочек.

Состав числа 7.

Задачи в стихах (закрепление состава числа 7):

У меня в гостях детишки,
6 девчонок и мальчишка.
Сколько у меня гостей,
Расскажи-ка ты скорей. (6+1=7).
Две синицы на ветку сели,
К ним пять галок прилетели.
Сосчитайте быстро, детки,
Сколько птиц сидят на ветке? (2+5=7).
Три тетрадки у Андрюши,
А четыре-у Катюши.
Тетрадок сколько у детей?
Ну-ка, сосчитай скорей. (3+4=7).

Пальчиковая гимнастика.

Руки вытянем вперед,
А потом свои ладошки
Развернем наоборот
И похлопаем немножко.

Самостоятельная работа с соблюдением закономерности.

Сколько раз по 7?

7 77 777 ……….
71 72 73 ……….
77 76 75 ……….

Решение задачи:

– Саша и Маша пошли в лес за грибами. Вместе они набрали семь грибов. Саша нашел 4 гриба. Сколько грибов нашла Маша? (7-4=3).

Найдите закономерность.

Задача на сообразительность.

– Игорь и Алена сидят за партой, которая третья спереди и вторая сзади. Сколько всего парт в ряду? (4)

– Дима, возвратившись с прогулки, подбежал к маме и стал рассказывать:

“А мы видели разных птиц: голубя, скворца, бабочку, воробья, сороку, стрекозу и грача. Вот сколько птиц мы видели-целых семь”.

Мама заметила, что Дима ошибся. В чем?

Итог урока.

– Для чего мы изучаем цифру 7?

– Где она нам пригодится?

– Кому было интересно закрасьте кружок зеленым цветом, кому не очень–желтым, а кому неинтересно-красным цветом.