Цели урока:
- Довести до сознания детей закономерность: если стало больше, значит, прибавляли; если стало меньше, значит, вычитали.
- Научить писать цифру 7.
- Воспитать интерес и любовь к математике.
- Способствовать расширению кругозора детей.
Организационный момент.
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый наш класс,
И для меня уже награда
Сиянье ваших умных глаз.
Актуализация знаний.
(3 ученика работают у доски)-………………..будут работать у доски, а мы с вами поработаем устно.
5 + * =6 | 4 + * =6 | 3 + * =6 |
* – 1 = 4 | * – 1 = 5 | * – 1 = 3 |
6 – * = 3 | 6 – * = 4 | 6 – * = 5 |
* + 1 =5 | * + 1 =4 | * + 3 =6 |
6 * * =4 | 5 * * =3 | 4 * * =6 |
С классом:
– Назовите числа от 3 до 8.
– Назовите числа от 7 до 4.
– Назовите соседей числа пять?
– Назовите предыдущее число шести. Как его получить? (5+1)
– Назовите последующее число четырех. На сколько последующее число больше предыдущего?
– Какое число стоит между числами 3 и 5?
……………. выполнили работу у доски, а мы давайте проверим. (Хлопаем лучшим работам).
Какие слова благодарности вы сказали бы ребятам?
“Потерялось число”
– Посмотрите внимательно на эти числа. 3 8 4 1 9 6 2 10 5. Что вы заметили? (в разброс)
– Давайте запишем их по порядку. 1 2 3 4 5 6 8 9 10.
– Между какими числами стоит число 7?
– Ваши правильные ответы помогли вернуть беглянку на место.
– Догадались, какое число мы сегодня будем изучать?
(Дети отвечают: 7)
– Как получить число 7? (6+1)
– Значит, тема урока – …… (“Число и цифра 7”)
Историческая справка.
– Знаете, ребята, число 7 издавна считается магическим числом. Большим почетом еще в древности была окружена семерка. Отголоски почитания этого числа дошли до наших дней. Мы часто слышим поговорки и пословицы: “Семь бед-один ответ”, “Семь раз отмерь-один раз отрежь”, “На седьмом небе от счастья”, “Семеро одного не ждут”, “Лук от семи недуг”…… и т.д.
– Все вы знаете знаменитые сказки “Волк и семеро козлят”, “Белоснежка и семь гномов”, “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”……
– 7 играло большую роль в древней мифологии: 7 римских богов, 7 чудес света, 7 цветов радуги…………
– Нередко, приписывая числу 7 таинственную силу, знахари вручали больному семь разных лекарств, настоянных на семи травах, и советовали пить их семь дней.
Физкультминутка.
Раз – подняться, подтянуться.
Два – согнуться, подтянуться.
Три – в ладоши три хлопка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
Семь – открыть тетради всем.
Знакомство с цифрой 7. Письмо цифры 7.
– На что похожа цифра 7? (на кочергу, на косу)
– Цифра 7, цифра 7, (наглядность)
Цифра легкая совсем.
Как представлю я косу-
Цифру 7 легко пишу.
Демонстрация написания цифры 7.
– Откуда надо начинать писать цифру 7? (чуть ниже середины верхней линии клетки). Поставлю точку в этом месте. Далее ведем вверх с небольшим плавным закруглением, делаем волнистую линию до правого верхнего угла и оттуда ведем прямую линию вниз до середины нижней линии клетки, а потом перечеркиваем ее посередине маленькой палочкой.
Письмо цифры в воздухе на ладошке. Прописываем строчку в тетрадях.
– Лучшую цифру возьмите в кружочек.
Состав числа 7.
Задачи в стихах (закрепление состава числа 7):
У меня в гостях детишки,
6 девчонок и мальчишка.
Сколько у меня гостей,
Расскажи-ка ты скорей. (6+1=7).
Две синицы на ветку сели,
К ним пять галок прилетели.
Сосчитайте быстро, детки,
Сколько птиц сидят на ветке? (2+5=7).
Три тетрадки у Андрюши,
А четыре-у Катюши.
Тетрадок сколько у детей?
Ну-ка, сосчитай скорей. (3+4=7).
Пальчиковая гимнастика.
Руки вытянем вперед,
А потом свои ладошки
Развернем наоборот
И похлопаем немножко.
Самостоятельная работа с соблюдением закономерности.
Сколько раз по 7?
7 | 77 | 777 ………. |
71 | 72 | 73 ………. |
77 | 76 | 75 ………. |
Решение задачи:
– Саша и Маша пошли в лес за грибами. Вместе они набрали семь грибов. Саша нашел 4 гриба. Сколько грибов нашла Маша? (7-4=3).
Найдите закономерность.
Задача на сообразительность.
– Игорь и Алена сидят за партой, которая третья спереди и вторая сзади. Сколько всего парт в ряду? (4)
– Дима, возвратившись с прогулки, подбежал к маме и стал рассказывать:
“А мы видели разных птиц: голубя, скворца, бабочку, воробья, сороку, стрекозу и грача. Вот сколько птиц мы видели-целых семь”.
Мама заметила, что Дима ошибся. В чем?
Итог урока.
– Для чего мы изучаем цифру 7?
– Где она нам пригодится?
– Кому было интересно закрасьте кружок зеленым цветом, кому не очень–желтым, а кому неинтересно-красным цветом.