Задачи:
- образовательная – обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся о строении, жизнедеятельности одноклеточных животных, их взаимосвязи со средой обитания;
- развивающая – развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, способствовать развитию творческих способностей обучающихся;
- воспитательная – формировать материалистическое мировоззрение, воспитывать стремление к знаниям, умение работать в группе.
Тип урока: повторительно – обобщающий.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
План урока.
- Строение простейших.
- Процессы жизнедеятельности.
- Значение простейших в природе и жизни человека.
Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты простейших, таблица “Простейшие”, модели простейших, инструктивные карточки – задания.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и цели урока
III. Обобщение и повторение изученного материала
1. Вступительное слово (ученик в роли Левенгука).
Здравствуйте, ребята! Вы меня не узнали? Да, я тот самый купец из Голландии – Антоний ван Левенгук. Жил я очень давно – в 17 веке. Родился аж в 1632 году в городе Дельфте. Не бывали там? А жаль, очень красивый городок. Да…(Задумывается.) Отец мой уж очень хотел, чтобы я разбогател. Отправил учиться коммерции в Амстердам. Я родителей почитал, поэтому ослушаться не посмел – учебу закончил, и дело собственное открыл, лавку суконную. Тканями торговал, парусиной. Дела в гору пошли.
Так и жил бы, как все обыватели – потихоньку, полегоньку, да была у меня одна страсть – хобби, по-вашему. Уж очень мне нравилось стекла увеличительные – вы их линзами называете – шлифовать, в дощечки вставлять да через те стекла мир невидимый рассматривать. До чего же вокруг все интересно! Вот вы послушайте: капля воды дождевой из бочки – ну что, казалось бы, в ней такого? А вы на эту каплю через стекло увеличительное взгляните – кто только в ней не живет?! А вот, думаете, у вас под ногтями кроме грязи, нет ничего? Ошибаетесь! Видимо – невидимо анималькулей – зверюшек, значит, в переводе с латыни – там обитает. И не все они безвредные, есть такие противные – только держись! Так что вы руки почаще мойте, да с мылом. Вреда от этого не будет – только польза одна. У меня даже ваш царь Петр I в гостях побывал.
Правда, инкогнито. Уж очень он мне приглянулся – такой любознательный, всем интересовался. И в микроскоп я ему посмотреть дал, да так расчувствовался, что даже подарил один. Говорят, до сих пор цел – сохраняется в Кунсткамере в Петербурге. Да и капля крови в микроскопе занятно выглядит, и листик дерева, и крылышко мушиное. Но любопытнее всего за обычной каплей воды из лужи наблюдать. Кишит она анималькулями – и жизнь у них своя, особая.[1] Хотите узнать? Ну тогда работайте… (Левенгук уходит.)
2. Работа в группах
(Заранее класс поделен на четыре группы, каждая группа сидит за отдельным столом лицом друг другу.)
а) инструктаж, краткая вводная беседа учителя:
Каждая группа получила инструктивную карточку, в которой даны задания, в течении 5 минут тихонечко обсуждаете вопросы внутри группы, по возможности распределите задания между собой. Решите, кто будет подводить итог работы.
Вы должны слушать и слышать другого, отстаивать свою позицию, доказывать, задавать вопросы, дополнять.
В ходе обсуждения вопросов всеми группами, каждый из вас должен заполнить следующую таблицу (таблица распечатана и выдана каждому ученику):
Задание: Заполните таблицу. Выделите общие признаки простейших. Сравнительная характеристика простейших |
|||
Процессы жизнедеятельности | Амеба | Эвглена зеленая | Инфузория туфелька |
Движение | |||
Питание | |||
Выделение | |||
Дыхание | |||
Размножение | |||
Общие признаки простейших: |
Приступайте к работе.
Текст инструктивной карточки. Приложение 1
3. Систематизация и коррекция знаний обучающихся
Учитель: Время обсуждения вопросов истекло, приступаем к заслушиванию отчетов.
Начнем с амебы обыкновенной, т.к. среди простейших – амеба имеет более простое строение.
Отчет группы №1.
Учитель: Самой древней группой среди простейших зоологи считают класс жгутиковых, т.к. среди этих форм стирается резкая грань между животным и растительным миром. Жгутиковые занимают промежуточное положение между одноклеточными водорослями и одноклеточными животными.
Отчет группы №2.
Учитель: По сложности строения инфузории представляют собой высший класс среди других простейших.
Отчет группы №3.
Учитель: Значение животных в природе, жизни человека очень разнообразна: и положительную роль они играют, и отрицательную.
Отчет группы №4.
4. Сценка из жизни простейших
(Взята картина первая из шоу-драмы “Ползет амеба по субстрату”, Биология, №6,1996, еженедельное приложение к газете “Первое сентября”).
5. Общая характеристика простейших
(Дает общую характеристику ученик в роли Левенгука.)
Итак, известно около 30 тыс. видов простейших. У всех простейших тело состоит из одной клетки, которая может выполнять все функции живого организма. Она может самостоятельно перемещаться, питаться, перерабатывать пищу, дышать, выделять наружу ненужные вещества, размножаться путем деления.
Основу клетки простейших составляет ядро и цитоплазма с различными выростами и включениями.
Простейшие животные сочетают в себе функции клетки и самостоятельного организма.
6. Подведение итогов работы
Учитель: Ребята, вы работали в группах, консультанты, наверное, отметили кто из ребят более активно работал в своей группе и кому можно поставить отметку. Назовите фамилии и предполагаемую отметку.
7. Рефлексия
Учитель: Ребята, оцените, что вам понравилось,
чему вы научились, нужны ли вам такие уроки?
Урок окончен!
Список литературы:
- Биология, еженедельное приложение к газете “Первое сентября”, №6, 1996;
- Яхонтов А.А. Зоология для учителя, М., “Просвещение”,1982;
- Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов.7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, Дрофа, Москва, 2006.