Электронные таблицы. 7-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 7


Тип урока: урок изучения нового материала

Цели урока:

  • Образовательные:
    • расширить представления учащихся о табличных информационных моделях;
    • познакомить с электронными таблицами в прикладной средой Microsoft Excel;
    • сформировать первоначальный навык ввода текста, числа, формулы в ячейку;
    • сформировать умения создания, редактирования, форматирования и выполнения простейших вычислений в электронных таблицах;
  • Развивающие:
    • развитие логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения применять учебную информацию в нестандартных ситуациях;
    • развитие мышления, познавательных интересов, навыков работы на компьютере, работы с электронными таблицами.
  • Воспитательные :
    • воспитание коммуникативных качеств для рациональной и продуктивной работы;
    • воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости;

Задачи урока:

  • обучение приемам работы в Microsoft Excel;
  • формирование алгоритмического подхода к решению поставленной задачи;
  • формирование эмоционально-положительного отношения к предмету «Информатика».

Межпредметные связи: информатика и математика.

Оборудование урока:

  • компьютеры с операционной системой MS Windows;
  • мультимедийный проектор, экран;
  • табличный процессор Microsoft Excel;
  • презентация, подготовленная в PowerPoint;
  • раздаточный материал (для каждого ученика): рабочая тетрадь (Приложение 4), технологическая карта, лабораторная работа.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний. Проверка усвоения изученного материала

Приложение 3. Слайд 1

Вопросы:

– Какие преимущества обеспечивают табличные модели по сравнению со словесным описанием?
– Какие таблицы называются вычислительными?
– В таблицах какого типа можно проводить вычисления?

Приложение 3. Слайд 2

– Мы уже говорили о том, что часто при работе с документами в офисе приходится сталкиваться с таблицами. Изучая Word, мы рассматривали вопрос работы с таблицами. Но назвать Word редактором, идеально приспособленным для работы с таблицами, нельзя. Он не позволяет производить расширенную сортировку, устанавливать связи между ячейками и многое другое, необходимое при работе с числовыми табличными данными). Для этой цели служит специальный редактор, предназначенный для работы с табличной информацией – программа  электронная таблица Excel.

Приложение 3. Слайд 3

– Тема нашего сегодняшнего урока «Знакомство с электронными таблицами». Сегодня на уроке мы познакомимся с прикладной средой Microsoft Excel и научимся вводить текст, формулы и числа в ячейку.

Посмотрите на свою парту. Каждый из вас получил вот такой листок. (Демон­стрируется  индивидуальная тетрадь для заданий).  Это на сегодняшний день  ваша рабочая тетра­дь. Здесь мы будем делать записи в течение урока.

3. Изучение нового материала

Приложение 3. Слайд 4

Из истории: Первая электронная таблица Vizicalc     (визуальный компьютер) была создана в 1979 г. Д. Бриклином и Р. Фреэнкстоном, которые на компьютере Apple II создали первую программу электронных таблиц и она получила название VisiCalc от Visible Calculator (наглядный калькулятор). Основная идея программы заключалась в том, чтобы в одни ячейки помещать числа, а в других задавать закон их математического преобразования.
Первыми кто стал применять ЭТ, были экономисты, которые с восторгом приняли это новшество.
Главное назначение ЭТ – выполнять различные расчёты. ЭТ позволяют автоматизировать труд некоторых специалистов: экономистов, бухгалтеров, работников отделов кадров, инженеров, продавцов, т.е. тех, кому приходится работать с таблицами и различными вычислительными расчётами.
Мы сегодня будем знакомиться с ЭТ Microsoft EXСEL.

Приложение 3. Слайд 5

Именно для работы с числовой информацией используют специальную программу, называемую электронной таблицей либо табличным процессором. В пакете прикладных программ Offiсe табличный процессор называется Microsoft Exсel. Разработаны различные версии данных программ, но основные приёмы работы остаются неизменными.

Электронная таблица – это программа для обработки и хранения числовых данных.

Самым распространенным среди пользователей является табличный процессор Microsoft Excel. Документ, созданный в электронной таблице, называется рабочей книгой. Каждая книга состоит из  рабочих листов. Каждый лист состоит из 65 536 строк и 256 столбцов. Строки нумеруются целыми  числами, а  столбцы – буквами латинского алфавита. На пересечении столбца и строки располагается – ячейка.

Выполните в рабочей тетради №10 (Приложение 4)

Приложение 3. Слайды 6, 7

Как и любую другую программу пакета Microsoft Office, Excel можно запустить:

  • С помощью главного меню (Пуск  –  Программы – Microsoft  Office –  Microsoft  Office Exсel)

  • С помощью контекстного меню (Правый щелчок – Создать – Лист Microsoft  Office Exсel

Приложение 3. Слайды 8, 9, 10

Структура окна Microsoft Excel

Выполните задание №3 в вашей индивидуальной тетради (Приложение 4)

Приложение 3. Слайды 12, 13, 14

Рабочая книга и рабочие листы

При запуске программы Excel открывается окно, содержащее новую рабочую книгу.
Рабочая книга – создаваемый и сохраняемый документ
Рабочая книга состоит из рабочих листов
Рабочий лист состоит из 256 столбцов (от А до IV) и    65 536 строк. Каждая ячейка имеет собственный адрес.
Ниже строки формул находится заголовок столбца (с обозначениями–номерами A, B, C, …), а в левой части экрана – заголовок строки (с номерами 1, 2, 3, …).

Приложение 3. Слайд 15

Основные элементы окна и основные понятия редактора Excel (строки, столбцы, ячейки)

Каждое пересечение строки и столбца образует ячейку, в которую можно вводить данные (текст, число или формулы). Каждая ячейка имеет имя, составленное из буквенного имени столбца и номера строки.  
Адрес – имя ячейки

Приложение 3. Слайд 16

Диапазон (область)

  • Диапазон представляет собой прямоугольную область смежных ячеек. Диапазон может состоять из двух и более ячеек, строк, столбцов.
  • Адрес диапазона состоит из координат противоположных углов (начальной (верхней левой) и конечной (нижней правой) точки диапазона), разделенных двоеточием. Например: A8:D12.

Приложение 3. Слайд 17

Табличный курсор – выделенный прямоугольник
Текущая (активная) ячейка  – ячейка, в которую в данный момент помещён табличный курсор.
В каждый момент времени текущей может быть только одна ячейка.

Приложение 3. Слайды 18, 19, 20, 21, 22

В ячейки рабочего листа могут быть введены данные трех типов:

  • числа (некоторая последовательность символов, в которую входят цифры и знаки «+», «–», или «,» (как разделитель целой и дробной части));
  • текст (последовательность символов, не являющаяся ни числом, ни формулой).
  • формулы (представляет собой последовательность символов, которая начинается со знака «=» );

Выполните задание №6 в вашей индивидуальной тетради (Приложение 4)

Приложение 3. Слайд 23

Электронная таблица в Excel состоит из листов, как книга. В каждом файле может размещаться от 1 до 255 рабочих листов. На экране виден только один лист . Строка с ярлычками листов позволяет вам переходить от одного рабочего листа к другому в пределах рабочей книги. Щелкая кнопкой мыши на ярлычках листов, можно перейти к другому листу

Приложение 3. Слайды 24, 25

Алгоритм создания формул

Чтобы определить стоимость товара в ячейке С2 следует в эту ячейку,

  • Ввести знак «=»,
  • Щелкнуть мышкой на адресе ячейки A2
  • Поставить знак умножения (*).
  • Щелкнуть мышкой на адресе ячейки В2
  • Ввод формулы завершается нажатием клавиши [Enter], после чего в ячейке появляется результат вычислений.

Выполните задание №5 в вашей индивидуальной тетради (Приложение 4)

Приложение 3. Слайд 26

Функции

  • СУММ – вычисление суммы
  • СРЗНАЧ – вычисление среднего арифметического значения
  • МАКС, МИН – нахождение наибольшего и наименьшего значения

Показать решение задач в электронной таблице: Приложение 1
Заполнить ячейки B7 и C7,  используя встроенную функцию СУММ Приложение 2
Вычислить сумму A3:C3, используя встроенную функцию СУММ и при помощи приёма автозаполнения заполнить ячейки D4:D7)
В ячейке D9 вычислить среднее значение диапазона D3:D7 (использовать встроенную функцию СРЗНАЧ)
В ячейке D11 найти наибольшее число диапазона A3:A7 (использовать функцию МАКС)
В ячейке D12 найти наименьшее число диапазона B3:B7 (использовать функцию МИН)
Приложение 1
Используя приём ввода формул произвести вычисления в ячейке D3 и заполнить диапазон D3:D6

4. Закрепление нового материала

– Что такое электронные таблицы?
– Из чего состоит электронная таблица?
– Что такое рабочая книга?
– Как именуются ячейки?
– Какая ячейка называется активной?
– Какие типы данных могут храниться в ячейках?
– Как ввести формулу?

Выполнение практической  работы №8 «Знакомстко с электронными таблицами» задание 1 «Первое знакомство с электронными таблицами»
(учебник, стр. 187)

5. Рефлексия

– Сегодня на уроке вы открыли новые возможности ЭТ, научились вводить текст, формулу и число в ячейку.
Я надеюсь, что  начатая сегодня работа пригодится в вашей будущей профессии. Свои отметки за урок вы увидите в ваших индивидуальных  тетрадях.

6. Домашнее задание:

П. 2.8
Рабочая тетрадь: № 42, 43 (с. 59)
Подготовить в тетради таблицу к заданию №4 практической работы №8