При всей кажущейся простоте распознание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребёнка определённых знаний, определённого уровня развития. Ведь чем больше ребёнок знает, какие бывают эмоции, тем точнее он поймёт состояние другого. Игнорирование своих чувств, неумение открыто выражать эмоции порождают у ребёнка недовольство собой, снижение самооценки. Такие дети часто не могут заявить о своих желаниях, сделать выбор, удовлетворить свои потребности, что способствует закреплению форм поведения, характерных для неуверенных детей. С целью получения опыта проживания различных эмоциональных состояний проводятся игры, упражнения.
Цель: способствовать обогащению эмоциональной сферы ребёнка.
Задачи:
- Образовательные:расширять представления об основных эмоциях; развивать умение передавать эмоциональное состояние, используя выразительные средства (мимика, пантомимика).
- Развивающие: развивать воображение, умение действовать с воображаемыми предметами, музыкальный слух .
- Воспитательные:воспитывать чувство эмпатии.
Материал: пиктограммы разных эмоций, маски животных, игрушка Колобок, запись музыки разных темпов, платок, Цветик-семицветик, акварельные краски, кисточка, белые лепестки цветка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Педагог приглашает детей в путешествие в страну « Настроение» на паровозике.
Игра «Паровозик
Дети встают друг за другом, кладут руки на пояс впереди стоящего и начинают двигаться «паровозиком», стараясь не расцепить «вагоны» через препятствия – проехать в тоннель, по мостику, на горку, «змейкой» и т.п.
Педагог. Мы оказались в стране, которая называется «Настроение». Вы помните, что по виду человека можно определить настроение. Как он выглядит, когда грустит? А если человек счастлив? (Ответы детей). Вы знаете, что сердиться, радоваться, пугаться можно по-разному? Как? Давайте поиграем.
Игра «Эти разные эмоции»
С помощью жестов и мимики дети изображают, то о чём просит педагог и находят пиктограмму этого настроения.
Педагог. Нахмурьтесь, как осенняя
тучка, как рассерженный человек, как ребёнок, у
которого отняли игрушку.
Испугайтесь, как заяц, увидевший волка; как
котёнок, на которого лает собака; как ребёнок,
потерявшийся в лесу.
Улыбнитесь как кот, лежащий на солнце; как хитрая
лиса; как человек, встретивший друга.
Молодцы! Продолжаем путешествие. Мы с вами на
лесной полянке, где недавно отдыхали звери. Они
ушли, а маски их остались. Давайте узнаем, чьи они.
Игра «Маски»
На одного ребёнка, который стоит перед остальными детьми, надевают маску животного, но он не знает какого. Чтобы догадаться, чья эта маска, ребёнок предлагает кому-нибудь из детей изобразить это животное. Если животное угадано, водящим становится ребёнок, который его изображал.
На полянку выкатывается Колобок (игрушка). Педагог берёт его на руки.
Педагог. Колобок сбежал от Лисы, какой ароматный (нюхает его), так и хочется его съесть, посмотри (передаёт колобка ребёнку, стоящему рядом).
Игра «Колобок»
Колобок передаётся по кругу от одного ребёнка к
другому.
Каждый ребёнок действует с предметом по-своему,
оправдывая своё предназначение, чтобы была
понятна суть превращения Колобок превращается в
ёжика, мяч, снежок, тяжёлый камень, маленького
котёнка, апельсин, воздушный шар, горсть песка и
т.п.
Колобок катится к магнитофону.
Педагог. В стране «Настроение» – музыкальная пауза.
Игра «Танец пяти движений»
Дети выполняют упражнения с записью музыки разных темпов, продолжительностью 1 минута каждого темпа.
- «Течение воды» – плавная музыка, округлые, мягкие движения.
- «Переход через чащу» – импульсивная музыка, резкие, рубящие движения.
- «Сломанная кукла» – хаотичный набор звуков, вытряхивающие, незаконченные движения.
- «Полёт бабочек» – лирическая музыка, изящные, нежные движения.
- «Покой» – спокойная, тихая музыка, без движений, «слушание» своего тела.
Педагог. Какие движения вам
понравились больше всего? Что легко получалось, а
что с трудом? (Ответы детей).
Посмотрите, Колобок нашёл чей-то платок. Давайте
изобразим того, кто мог носить его.
«Игра с платком»
Предложить ребёнку с помощью платка, движений, мимике изобразить:
- Бабочку,
- Бабушку,
- Лису,
- Принцессу,
- Волшебника,
- Фокусника,
- Больного с зубной болью.
Педагог. Колобок докатился до своего домика, но там не всё в порядке. Он просит нам помочь разрешить проблемы, которые бывают в каждом доме. В этом нам поможет волшебное средство – оно есть в каждом из нас.
Игра «Волшебное средство»
Детям предлагается, используя знакомые средства общения, помочь советом в ситуациях:
- Плачущему ребёнку, который потерял мяч;
- Маме, которая пришла с работы и очень устала;
- Другу, который случайно сломал любимую игрушку;
- Маленькому брату, который нечаянно порвал любимую книжку папы;
- Девочке, которая порезала палец ножом;
- Маленькому брату, который потерялся.
Педагог. Колобок нам дарит Цветик-семицветик. Любое настроение можно изобразить разным цветом. А у вас настроение какого цвета?
Игра «Цветок»
Дети берут лепесток будущего цветка и раскрашивают его цветом своего настроения. Затем составляют Цветок Настроения.
Педагог. Наше путешествие подошло к концу.
Дети возвращаются из страны «Настроение» с помощью лепестка Цветика-семицветика.