В.Ю. Драгунский. "Друг детства". 1-й класс УМК "Школа–2100"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока:

Учебная: формирование навыка грамотного, внимательного чтения

Развивающая: развитие умения анализировать художественное произведение, развивать речь, словарный запас ,мышление у учащихся

Воспитательная: воспитывать взаимоуважение и бережное отношение друг к другу.

Оборудование урока: портрет В.Драгунского, учебник, рабочая тетрадь, толковый словарь С.И.Ожегова, карточки с пословицей, интерактивная доска.

Ход урока

– Сегодня на уроке мы будем учиться читать грамотно, внимательно.

1. Начнём урок с речевой разминки.

Упражнение для артикуляции.

Ли-ли-ли-птицы прилетели
Жи-Жи-Жи-галки и стрижи
Ки-ки-ки-лебеди и утки
Жи-жи-жижи-чибисы, стрижи.

Читаем текст, чётко выделяя голосом то слово, которое выделено.

Мёд в лесу медведь нашёл,
Мало мёду, много пчёл.

2.Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Виктора Юзефовича Драгунского.

Обратите внимание на фотографию этого писателя. (слайд 1)

Драгунский был заводским рабочим, театральным актером, клоуном, снимался в кино, руководил эстрадным коллективом и , наконец, стал писателем, которого узнали и полюбили и дети, взрослые. Чем бы ни занимался в жизни В. Драгунский, он делал всё мастерски– с душой, увлечением, талантом и огромной светлой улыбкой.

– Откройте учебники на странице 16, рассмотрите иллюстрацию и скажите о ком пойдёт речь в данном произведении.

– А сейчас послушайте загадку, отгадку найдите на слайде и узнаете о ком ещё пойдёт речь в данном произведении. (слайд2)

Загадка.

Вперевалку зверь идёт
По малину и по мёд.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны. (Медведь)

3. Прочитайте, как называется произведение.

– К какому жанру оно относится?

Ответим на этот вопрос, когда прочитаем это произведение, так как мнения разделились.

4. Словарная работа

Чтение слов и словосочетаний, объяснение значения.

Приспичило погулять
Обыкновенный день
Пластмассовая посуда
Здоровущий гриб
Хочу тренироваться

5. Чтение произведения учителем.

– О ком вы узнали, прослушав это произведение?

– Чтение 1 части учащимися по ролям.

Работа по содержанию.

– Сколько лет было Дениске?

– О чём не знал Дениска в этом возрасте?

– Кем хотел стать Дениска?

– Зачем Дениске понадобилась кожаная боксёрская груша?

– Почему Дениска обиделся на папу?

– Что придумала мама?

– Для чего же понадобился мишка Дениске?

Обратите внимание на слайд, как вы думаете какой заголовок подойдёт к 1 части. (Слайд 3)

  • Старые игрушки.
  • Дениска решил стать боксёром.

– Поработайте в паре и подчеркните в тетрадях на странице 5 №5 наиболее точное заглавие.

– Ваши рассуждения.

– Давайте посмотрим правильный ответ. (слайд4)

  • Старые игрушки.
  • Дениска решил стать боксёром.

Физ. Минутка.

6. Чтение 2 части произведения цепочкой.

Работа по содержанию.

– Как отнёсся Дениска к маминому предложению?

– О чём думал Дениска, глядя на сидящего перед ним мишку?

– Какие чувства вызывали эти воспоминания?

– Почему для Дениски – мишка “бывший, самый лучший друг, настоящий друг детства”?

– Почему он заплакал?

– Почему Дениска “раздумал быть боксёром”?

– Поработайте в паре и подумайте какой заголовок ко 2 части вы считаете более точным. (Слайд5)

  • Какой был медвежонок.
  • Настоящий друг детства.

– Назовите своё решение и посмотрите на правильный ответ.(слайд6)

  • Какой был медвежонок.
  • Настоящий друг детства.

Обратимся ещё раз к тексту этого произведения. Как вы думаете, чем будет являться история Дениски? Сказкой? Стихотворением? А может быть такие произведения мы будем называть иначе?

– К какому жанру относится это литературное произведение?

– Какое произведение можно назвать рассказом?

– Обратимся к толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова.

– Рассказ – художественное повествовательное произведение небольшого размера.

7. Слова пословицы рассыпались, вам необходимо собрать слова в нужном порядке и соотнести её с рассказом.

Работаем в группах.

Не спеши, забывать, Дружбой, её, дорожи

Проверяем.

Дружбой дорожи, забывать её не спеши.

8. В каком порядке происходили события в рассказе? Пронумеруйте предложения. (Слайд7)

  • Мама достала старого плюшевого мишку.
  • Дениска попросил папу купить боксёрскую грушу.
  • Дениска вспомнил своё детство.
  • Мальчик никогда не будет боксёром.

Проверка. (Слайд8)

  • 2.Мама достала старого плюшевого мишку.
  • 1.Дениска попросил папу купить боксёрскую грушу.
  • 3.Дениска вспомнил своё детство.
  • 4.Мальчик никогда не будет боксёром.

Как отнеслись бы вы к Дениске , если бы он всё же сделал мишку боксёрской грушей, предметом для отработки силы удара?

– Останется ли в вашей памяти этот рассказ, почему?

– Вырастет ли Дениска настоящим другом?

– Нарисуйте плюшевого мишку таким, каким его описал В.Драгунский?

Домашнее задание: Прочитайте выразительно рассказ В.Драгунского “Друг детства”

Итог урока: С каким рассказом познакомились на уроке? Чему учит рассказ?

Презентация