Бедой школы в наше время является тот факт, что многие учащиеся не испытывают интереса к учёбе. Посещение школы для них – становится делом обыденным и не всегда радостным. На некоторые уроки идут вообще с неохотой, скучно, неинтересно. И это при всём том, что учителя “лезут вон из кожи”, чтобы превзойти себя.
Как сделать “учебный процесс для школьника желанным и радостным, не забывая при этом о глубоком усвоении ими учебного материала?” – вопрос, который всегда волновал учителя.
Не последнюю роль, на мой взгляд, здесь играет привлекательность самого урока. Именно привлекательность учебного процесса на уроке является важнейшим условием результативности обучения и фактором познавательной активности учащихся, наличия у них вкуса к познанию, стремления к образованию, положительного отношения к школе.
Возможность сделать урок интересным и содержательным есть и у учителя технологии. Специфика образовательной области “Технология” позволяет с успехом решать означенную проблему. Конечно же, это требует большой дополнительной подготовки, но в конце концов всё окупится сторицей, и урок превратится в желанное время общения учителя и учеников, будет приносить радость и удовлетворение и тем, и другим.
В методическом арсенале учителя технологии сегодня достаточно самых разнообразных и по форме, и по эффективности методов и приёмов, способных повысить привлекательность урока.
К числу таковых отношу и использую в своей практике:
- Проведение необычных по форме и замыслу уроков: уроков творчества, уроков-состязаний, уроков-игр;
- Постановку открытых вопросов;
- Открытую защиту проектов;
- Работу в парах, группах;
- Работу с опорными сигналами, памятками, алгоритмами;
- Использование на уроках игровых ситуаций: технических дуэлей, терминологических зарядок и т. д.;
- Использование на уроках занимательного материала: кроссвордов, головоломок и т. д. (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4);
- Проведение интегрированных уроков.
Достоинством этих методов и приёмов является то, что они помогают пробудить интерес детей, активизировать их действия. Что, несомненно, сказывается на привлекательности урока.
Не последняя роль отводится наличию условий, в которых проходит урок. Это учебная мастерская. Здесь полный набор необходимого для индивидуальной и групповой работы инструмента, стандартного оборудования. Оформлен и периодически обновляется выставочный стенд лучших поделок, действует в продолжение учебного года стенд “Лучшие проектные работы”, под рукой библиотечка технической и прикладной литературы, альбомы эскизов изделий из древесины, орнаментов для резьбы по дереву, папки с рабочими материалами по обработке древесины.
Значительно повышает интерес к уроку и использование ИКТ. Создана и используется коллекция презентаций по темам, например: “Путешествие в старину”, “История пряничной доски”, “Художественная обработка древесины”, “История резьбы” и др. Слайды презентаций являются наглядной иллюстрацией к объяснению материала, что позволяет активизировать внимание детей и делает рассказ учителя живым и интересным.
Но и, конечно же, очень важным моментом привлекательности урока является наличие на уроке благоприятной психологической атмосферы, атмосферы успешности, сотрудничества и взаимопомощи.
Рассмотрим это на примере урока технологии в 5 классе.
Тема: “Освоение сведения о древесине. Разметка и пиление древесины”
Уже в начале урока всё внимание сосредотачиваю на мотивации и создании комфортной рабочей атмосферы на уроке. Знакомлю с эпиграфом урока, его темой и целями. Предстоящие задачи обсуждаем совместно. Это позволяет ненасильственно включить всех детей в учебный процесс и определить, по сути дела, всё их дальнейшее поведение на уроке.
На доске записаны вопросы:
- Что называется древесиной?
- На какие два вида делятся все древесные породы? Приведите примеры породы.
- Как подразделяется древесина по твёрдости, приведите примеры.
- Что такое текстура дерева?
- Какие бывают пороки древесины?
- Разметочный инструмент, инструмент для пиления.
Справа на доске: “Памятка для работы в парах”
Такая же памятка есть в тетрадях на последней странице. Тетрадь является справочником и служит учащимся весь период обучения в 5–7-х классах.
- Выслушать объяснения учителя.
- Прочитать указанную тему.
- Ответить на вопросы.
- Записать кратко ответы в тетрадь.
- Сесть вместе с товарищем, опросить друг друга по вопросам.
- Сдать тему учителю или консультанту.
- Выполнить практическую работу.
Опрос провожу в форме “технической дуэли” по теме “Столярный инструмент” (за 6 минут опрашивается 12 учащихся):
Выходят 2 учащихся, становятся, друг против друга. Учитель берёт инструмент в горизонтально вытянутую руку, поворачивается к одному из “дуэлянтов” и начинает опускать её. Ученик должен назвать инструмент до полного опускания руки. За тем то же самое повторяется со вторым “дуэлянтом”. Каждый проводит 5 “выстрелов” (на верстаке 10 инструментов). Если кто-то не успел назвать – проиграл. Его место занимает другой. Сначала не все торопятся на “дуэль”, но через 2-3 минуты желающих уже много, все вовлекаются в игру. Ведь проигравшему ничего не грозит, а победитель получает “5”.
Такой вид опроса позволяет снять у ученика обычный страх перед учителем, неудовлетворительной оценкой, научит быстро мыслить, включаться в процесс обучения, чувствовать себя победителем.
Организуя изучение нового материала, делаю акцент на совместной деятельности учащихся.
Объясняю весь материал крупным блоком, показываю и практическую часть: разметку деталей изделия, пиления, правила ТБ. И далее идёт работа согласно Памятке. Предлагаю объединиться в пары. Впоследствии они могут распадаться, меняться. Если кто-то хочет учиться один – пожалуйста. Во время урока можно обратиться за помощью к товарищам из других пар или учителю. Если все вопросы все изучены и проверены в паре, то оба школьника сдают зачёт учителю и приступают к практической работе. Те ученики, которые показали высокую степень подготовки, получают звание “консультант” и в будущем могут принимать зачёты у своих одноклассников. Такая совместная деятельность учит детей договариваться, понимать друг друга, решать общие задачи, с уважением относится к работе товарища.
На этапе практической работы важна взаимопомощь. Некоторые учёные уже обратили внимание на то, что обучение на уроке не имеет аналогов в жизни. В самом деле, где кто видит, чтобы изо дня в день по многу часов одни сидели и слушали, а другие говорили? В жизни постоянно общаются, обмениваются мнениями, опытом. Это должно быть и на уроках. Пусть ходят, пусть общаются, пусть вместе решают проблемы, изучают новый материал, пусть живут на уроках полнокровной жизнью, а не сидят притихшие, с тоской ожидая звонка! Пусть помогают друг другу! Во время уроков я своим ученикам разрешаю свободно обращаться за помощью к товарищам или учителю.
Немаловажным фактором хорошего самочувствия ученика, а значит и отношения его к уроку является то, как учитываются его индивидуальные возможности. Неоспоримый факт – все дети разные: по-разному усваивают изучаемый материал, имеют неодинаковый уровень практической и теоретической подготовки, специфические, физические и психические данные. Отсюда вывод – обучение должно быть сугубо индивидуальным.
Каждому своему ученику предоставляю право выбора темпа обучения. Выбор учеником темпа обучения на каждом уроке ставит его в ситуацию, когда необходимо самому решать, как работать, стараться изо всех сил или нет. Надо чтобы ученик твёрдо знал, что изучив кое-как то-то и то-то, он будет иметь “3”, если он приподнимет планку, то получит “4”, а если ещё – “5”.
Важным моментом для атмосферы урока является доверие между учителем и ребёнком. Если попытка качественно и быстро выполнить какую-либо операцию не удалась – никаких наказаний. Ученик учится. Он пытается делать. За что его наказывать? Даже если в процессе работы из-за неумелых действий ломается инструмент – никаких наказаний. Учащийся должен только сразу сообщить об этом учителю и заменить полотно или напильник. Идёт учебный процесс. Одни ребята уходят далеко вперёд, другие не имеют такой возможности и двигаются более медленно, но вперёд.
Оценивание работы учащихся – важный и ответственный этап урока, как для ребёнка, так и для учителя. Для этой цели использую стенд “Выбери себе отметку”. Здесь указано, что должен знать и уметь ученик, чтобы получить “5”, “4” или “2”. Все знают, что не учитель ставит оценку, а ученик выбирает её сам. Если он готов к уроку, знает теоретический материал и может подкрепить его качественной практической работой, то получит только “5”. Если какой-то пункт не выполняется, то оценка будет снижена. И, конечно же, право отвечать предоставляется по желанию тогда, когда учащиеся готовы к ответу или считают, что готовы.
После проведения уроков обязательно провожу рефлексию. Прежде всего, задаю вопросы себе:
- Интересен ли детям был урок?
- Какие формы работы их привлекли больше?
Для детей рефлексию провожу “Напиши мне записку” или “Поставь уроку оценку”, или “Посоветуй и подскажи”. Порой дети дают вполне дельные советы и делают деловые замечания.
Интересные задания, атмосфера доброжелательности и сотрудничества, право на выбор, возможность проявить себя и обязательно получить хороший результат превращает урок технологии из обыденного в интересный и привлекательный. Надо только помнить, что привлекательность не самоцель, а средство для побуждения желания учиться, раскрытия возможностей детей.