Работа с куклой при постановке кукольного спектакля

Разделы: Работа с дошкольниками


Кукольный театр – искусство синтетическое, он воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ – кукла, и живописно-декоративное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение. Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе детского сада по умственному, нравственному, эстетическому воспитанию детей.

Дошкольники очень любят смотреть спектакли кукольного театра. Он им близок, понятен, доступен. Дети видят на ширме знакомых и любимых кукол: мишку, собачку, зайку, кошку, которые ожили, задвигались, заговорили, стали ещё привлекательнее и интереснее. Однако нельзя рассматривать кукольный театр только как развлечение. Очень важно его воспитательное значение. В дошкольный период у ребёнка начинают формироваться отношение к окружающему, характер, интересы. Именно в этом возрасте очень полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, правдивости, трудолюбия.

В кукольных спектаклях используются куклы, надевающиеся на руку, как перчатки. Их так и называют – ручные куклы или петрушки. Это потому, что их устройство заимствовано у народного кукольного театра, главным персонажем которого был Петрушка. Когда такая кукла надета на руку, кукловод может управлять движениями головы и ручек куклы.

Несмотря на то, что лицо куклы неподвижно, а движения ограничены, она производит впечатление живого существа. Это достигается тем, что кукла может правдиво и довольно точно передать поведение героя сказки в определённых обстоятельствах.

Как правило, в детском саду, кукольные спектакли готовят и показывают детям воспитатели. Но справиться с ролью кукловода могут и дети старшего дошкольного возраста.

Прежде, чем приступить к работе над конкретными ролями в кукольном спектакле, нужно усвоить некоторые общие правила ведения кукол.

  1. Следует держать куклы на определённом уровне по отношению к ширме, из-за которой их показывают. Кукла, поставленная вплотную к краю ширмы, должна возвышаться над ширмой примерно на две трети соей высоты. Отводя куклу в глубину, нужно поднимать её повыше для того, чтобы передние зрители могли её видеть, так как, чем дальше кукла отведена от края ширмы, тем хуже она становится видна.
  2. Когда кукла не жестикулирует и не совершает каких либо физических действий, её руки должны быть прижаты к туловищу (при этом правая ручка придерживает левую).
  3. Держать куклу следует прямо. Наклон куклы осуществляется наклоном кисти руки исполнителя. Следует помнить о том, что талия куклы приходится как раз на запястье руки, и ни в коем случае нельзя наклонять её всю, держащую куклу, руку.
  4. Чтобы посадить куклу, нужно сначала наклонить её, согнув в запястье руку, на которую надета кукла, а потом, оперев запястье на то место, куда сажается кукла, выпрямить кисть руки. Когда сидевшая ранее кукла встаёт, она тоже должна сначала наклониться вперёд, а потом выпрямиться и одновременно приподняться до обычного уровня стоящей куклы.
  5. Если у куклы есть ноги, её можно посадить на край ширмы лицом к зрителям. В этом случае следует усадить куклу, держа её в профиль, и постепенно поворачивать лицом к зрителям, одновременно перекидывая её ноги через край ширмы. Если у куклы нет ног, нужно, сажая её на край ширмы, на место воображаемых колен поставить снизу свободную руку кукловода, прикрыв её одеждой куклы.
  6. Движения куклы и текст, произносимый от её имени, должны быть обращены к определённому объекту – к предмету или персонажу. Это достигается тем, что куклу поворачивают всем корпусом или головой в ту сторону, куда она должна смотреть. Направить «взгляд» куклы на нужный предмет – значит направить её нос в эту сторону. Это же правило нужно соблюдать, когда кукла слушает то, что ей говорят.
  7. «Говорящая» кукла должна подчёркивать наиболее важные слова движениями головы или рук, так как это делает человек в жизни.
  8. Когда одна кукла говорит, остальные должны быть неподвижны, иначе непонятно, какая из кукол говорит.

Усвоению этих правил нужно посвятить несколько занятий. Знакомиться с куклами и усваивать навыки игры с ними лучше не на абстрактных действиях вообще, а на основе небольших сценок, так называемых этюдов. Сюжеты их могут быть очень простыми, например: встреча (куклы встречаются, здороваются; встреча может быть радостной или наоборот неприятной, нежелательной), игра в жмурки и т.д.

Можно прочитать короткое стихотворение или басню с куклой на руке и добиться того, чтобы создалось впечатление, будто текст произносит сама кукла.

Прочитав несколько раз пьесу по ролям, можно попробовать, сидя за столом, надеть куклы  на руки и произносить текст от их лица, стараясь найти такие интонации, жесты и движения головы кукол, которые соответствовали бы смыслу происходящего действия.

В процессе разбора пьесы и читок по ролям (без кукол и с куклами) исполнители ролей обычно легко запоминают текст. С теми, у кого не получается быстро запомнить текст, следует позаниматься дополнительно, чтобы специально заучить текст.

Не рекомендуется учить текст в отрыве от партнёров и кукол; всегда можно найти время для репетиции и после неё, чтобы поучить с детьми те сцены, которые плохо запоминаются.

К тому времени, как начнутся репетиции на кукольной сцене – ширме (в декорациях, с реквизитом), всем исполнителям необходимо знать текст наизусть.

Устойчивые навыки правильного ведения куклы вырабатываются постепенно, в практической работе с куклой. На репетициях и спектаклях нужно внимательно следить за тем, чтобы общие правила применялись в конкретных обстоятельствах пьесы, в ролях. При тщательно подготовленном спектакле, удовольствие от театрализованного действия получат и зрители и артисты-кукловоды.

Литература:

  1. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам: театр картинок. Театр игрушек. Театр петрушек., М,; Просвещение, 1982 год
  2. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду, ТЦ Сфера, 2009 год.
  3. Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду Мозаика - Синтез, 2008 год.