Цели урока:
- Обобщить и систематизировать материал о составе слова, о типах и функциях морфем.
- Формировать представление учащихся о тесной взаимосвязи морфемного и словообразовательного разборов.
- Совершенствование навыков правописания.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Постановка цели урока.
3. Проверка домашнего задания. Написание словарного диктанта. Комментированное письмо, работа по цепочке с графическим обозначением орфограмм.
Внимание, воображение, воспоминание, восприятие, дисциплинированность, самооценка, идентификация, индивидуальность, интуиция, меланхолик, темперамент, настойчивость, обоняние, обаяние, обобщение, остроумие, осязание, отношение, ощущение, припоминание, раздражение, рефлексия, самостоятельность, тестирование, умозаключение, уравновешенность, характер, целеустремленность, эволюция, эксперимент, эмоции.
4. Повторение и систематизация ранее изученного теоретического материала. Фронтальный опрос-беседа с учащимися по вопросам.
- Что такое морфема?
- Какие морфемы вы знаете? Что они обозначают?
- В чем отличие корня от других морфем?
- Как называются все морфемы, кроме корня?
- Что такое однокоренные слова? Чем они отличаются от формы слова?
- Что такое приставка, суффикс, постфикс?
- Что такое основа слова?
- Для чего нужны служебные морфемы?
- В какой части слова заключено лексическое значение?
- Какие части слова выражают грамматическое значение?
- Почему морфемы можно разделить на словоизменительные (формообразующие) и словообразовательные?
- Какие части речи не имеют окончания?
- Что такое нулевое окончание? Как его определить?
- В какой части речи в слове можно выделить два окончания?
- Вспомните орфографические правила, которые опираются на умение выделять морфемы в слове?
5. Отработка умений и навыков. Работа с раздаточным материалом.
А) Распределительный диктант с обозначением части речи, графическим выделением основы и окончания (если оно есть): есть формы словоизменения / нет формы словоизменения.
Купаный, ведь, два, дочь, веселее, луна, стойко, играючи, смеясь, могуч, конечно, дело, мышь, никогда, можно, нарочно, нельзя, фойе, синий, краснеющий, горяч, около, вследствие, погасив, пополам, сторож, впоследствии, чуть, невтерпеж, покрасив.
Б) Распределительный диктант. Делим слова на две группы, учитывая функции выделенных морфем:
1) слова со словоизменительными (формообразующими) морфемами;
2) слова со словообразовательными морфемами.
Делай-те, рас-трепать, леп-и-ть, величествен-ее, наи-лучший, велич-ав-ый, крепч-е, висе-л-а, высоч-айш-ий, счаст-лив-ый, при-чудливый, де-маскировать, лис-ий, ярк-ий, мил-ейш-ий, красне-я.
В) "Две минуты на ответ".
1) Можно ли по морфеме определить часть речи? Докажите.
-ЕШЬ , -ИТ , -ОГО , -Л- , -ИЕ , -И И .
Можно ли, не определяя часть речи, правильно разобрать по составу слова СТЕКЛО, КРАСИВО? Почему? Объясните графически.
Г) В каждом ряду однокоренных слов найдите лишнее. Обоснуйте свой выбор. Как называются такие корни?
- Любить, любой, любовь, любитель;
- духовность, духовный, духи;
- долина, доля, обездолить, бездольный;
- долгий, долго, долгота, долг;
- плен, пленник, пленарный, пленить;
- липа, липкий, липняк, липовый;
- клад, кладоискатель, укладка;
- город, городской, горожанин, загородка;
- бурить, бурильщик, буря;
- воротник, воротить, возврат;
- мель, отмель, мельник;
- носить, носовой, носильщик;
- дорога, железнодорожный, дороговат;
- направо, правопорядок, (уголовное) право;
- делимое, подельник, делитель;
- молитва, молить, моль;
- сель, сельский, односельчане;
- гулять, с гулькин нос, гулянка;
- мина, миновать, заминировать;
- манная (крупа), манок, заманить.
6. Самостоятельная работа, выполнение тестового задания.
1. В каком ряду все слова однокоренные?
- дрожать, продрогнуть, вздрагивать;
- кусать, закуска, вкусный;
- воспитать, питание, подписка;
- утроить, третий, трефовый.
2. В каком ряду во всех словах выделяется нулевое окончание?
- вбок, вброд, ввысь;
- вверх, вдаль, взлет;
- ввоз, вдох, взгляд;
- вниз, вдоль, взмах.
3. В каком ряду все слова не имеют окончания?
- крюк, номер, насквозь;
- мышь, здесь, четверо;
- издавна, заново, лишь;
- напрокат, самокат, вдоволь.
4. В каком слове выделяются два окончания?
- кареглазый;
- что-либо;
- семьдесят;
- кафе-бар.
5. В каком ряду во всех словах выделенные морфемы являются словоизменительными (формообразующими)?
- наи-меньший, от-плыть, напева-я;
- сдела-л-а, велич-айш-ий, наи-худший;
- красив-ее, вынес-л-а, снов-а;
- пере-пилить, ши-л-и, весел-ей.
6. В каком ряду во всех словах выделяется приставка над-?
- надпись, надуманный, надоедать;
- надрез, надомница, надувной;
- надломленный, надкусить, надсечка;
- надрубка, надрываться, надежность.
7. В каком ряду во всех словах выделяется приставка ис-?
- искалеченный, исколесить, искрометный;
- искореженный, искоса, искательница;
- искривленный, искуситель, исключительный;
- искупление, исклеванный, ископаемые.
8. В каком ряду во всех словах выделяется окончание -ите?
- тратите, поднесите, толкните;
- хотите, красите, согните;
- строите, караулите, позволите;
- берегите, подчеркните, соберите.
9. В каком слове есть суффикс -чик-?
- пончик;
- зайчик;
- ключик;
- грузчик.
Ключ к тесту:
№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ответ 1 3 3 3 2 3 4 3 4
7. Подведение итогов урока.
8. Домашнее задание: составить словарный диктант (30-40 слов) на тему "Искусство", повторить правила правописания приставок (пре/при; на -с-/-з-)
Литература.
- Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс: Традиционная система планирования уроков и методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ. - Изд. 3-е, испр. и доп. - М.: ВАКО, 2006.
- Львова С.И., Цыбулько И.П. ЕГЭ 2008. Русский язык. Сборник заданий. М.: Эксмо, 2008.
- Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений. М.: Педагогический университет "Первое сентября", 2007.