Цель: познакомить учащихся с религиозными верованиями древних египтян
Задачи:
1. Познакомить с Богами и мифами Египтян.
2.Погребальные обряды Египта.
3. Религиозная реформа Эхнатона.
4.Фараон и религия.
5. Жрецы-служители бога.
Тип урока: объяснения нового материала
Форма урока: урок исследования.
Комментарий: Если класс большой можно разделить на группы, и будет групповая работа.
Ход урока
1. Организационный момент
Здравствуйте! Садитесь!
Сегодня на уроке мы с Вами продолжим изучать государство, которое располагается на брегу Нила.
- Что это за государство?
Давайте вспомним географическое положение Древнего Египта
Работа с картой
- Рассказать о географическом положении Древнего Египта
Древней Египет располагается в Северо-Восточной части Африки. С юга на север реку пересекает река Нил. Египет располагается от первого порога в верх по течению распадается на рукава и образуя дельту и впадает в средиземное море. С восточной стороны Египет омывается Красным морем. В Египте очень жаркий климат. Вдали от Нила среди песков пустыни лишь изредка встречается островки зелени Оазисы.
С июля в Египте начинаются проливные дожди. Лишь в в ноябре месяце Нил становится в свои берега оставляя по берегам плодородный ил.
2. Основная часть
- Вот мы с вами повторили Расположение Древнего Египта.
- Сегодня на уроке мы с вами будем говорить об религии Древних Египтян .
- А что такое религия?
Религия - это вера в сверхъестественные существа.
Сегодня на уроке мы с вами будем проводить исследования, и каждый из вас проведет свое исследования.
У каждого из вас лежит рабочий лист исследования , на этом листе вы будите записывать результаты исследования вас и ваших товарищей.
Рабочий лист исследования
Тема: Религия древних Египтян.
План:
1. Боги и мифы Египта.
2. Погребальные обряды Египта.
3. Религиозная реформа Эхнатона.
4. Фараон и религия.
5. Жрецы-служители бога.
Каждому из вас будет дан пункт плана и задания для исследования. Все свои результаты вы должны будете записать в рабочем листе исследования.
На работу вам будет дано 7 – 10 минут.
- Но исследования не получится если у нас с Вами не будет гипотезы, которую мы в результате исследования должны подтвердить или опровергнуть.
Гипотеза: Религия древних Египтян основана на поклонении множеству богам. Египтяне верили в загробную жизнь с чем связано совершение похоронных обрядов и воздвижение пирамид.
- Вам все понятно?
- Да
- Приступим к исследованию?
- Да
Выдаются задания.
При выступлении вас и ваших товарищей вы результаты выступления будите ставить в “Оценочный лист” в результате, чего в конце урока поставите оценки.
На столах у Вас лежат рабочая папка, где вы найдете основные материалы к уроку.(Приложение1)
1. Боги и мифы Египта.
1 Группа
Задания: У египтян единого бога не было.
Прочтите в учебнике стр. 49 пункт 2 и определите:
Какие боги были у древних Египтян и опишите их.
Заполнить таблицу.
Название Бога | Описание Бога . |
Бог солнца – Ра, Амон - Ра | На голове бога ослепительно сверкает круглый солнечный диск |
Бог тьмы – Апоп | В виде змеи |
Бог земли - Геб | Человек с головой змее: - самое “Земляное животное” |
Бог неба - Нут | Представляли огромной коровой ее тело осеяно звездами. |
Бог мудрости - Тот | У него голова птицы ибиса с длинным клювом. |
Богиня Бастет –покровительница женщин и их красоты. | гибкая черная кошка |
Бык - Апис | Черный бык с белой отметиной на лбу |
Вывод: ______________________________________
2. Погребальные обряды Египта.
2 группа
Задания:
1.Прочитайте в учебнике Миф об Осирисе и Исиде. “Царство мертвых”.
(с.51-52).Какое явление природы получило отражение в этом мифе?
О каких Богах идет речь.
2. Прочтите документ и ответьте на вопрос: Как проходили похоронные обряды Египтян.
Погребальные обряды Египта.
Тело умершего бальзамировали-натирали специальными мазями
Затем мумию заворачивали в несколько слоев ткани и помещали в специальные ящики-саркофаги
Чем знатнее был умерший тем больше было саркофагов, вставляемых друг в друга
Мумия фараона Тутанхамона помещалась в 9 саркофагов
Верхним саркофагам придавались черты умершего.
Саркофаг помещался в специальной гробнице-пирамиде (для фараонов),или пещере(для вельмож).
Гробницу начинали строить еще при жизни знатного египтянина. Иногда строительство длилось десятки лет.
Рядом с саркофагом клали вещи необходимые для жизни в загробном мире.
Чтобы гробницу не обокрали - вход в нее замуровывали, а внутри строили ловушки.
Заполните таблицу:
Миф об Осирисе и Исиде “Царство мертвых” | Погребальные обряды Египтян |
Вывод: ___________________________________
3. Религиозная реформа Эхнатона. 3 группа
Работа с документом
Задания: В чем суть реформы Эхнатона и ее результаты.
Религиозная реформа Эхнатона.
Реформа Эхнатона
С целью объединения Египта фараон Аменхотеп IV-Эхнатон, в 1365 г.до н.э провел религиозную реформу. По его реформе люди должны были поклонятся только одному Богу. “Один бог на небе -один фараон на земле”(Эхнатон). Эхнатон хотел, чтоб его египтяне считали Богом который находится на земле и е ему поклонялись. Но египтяне привыкли поклоняться многим богам, поэтому реформа не удалась.
Заполни таблицу.
Суть Реформы Эхнатона | Результаты реформы |
1365 г.до н.э провел религиозную реформу. По его реформе люди должны были поклонятся только одному Богу. “Один бог на небе -один фараон на земле”(Эхнатон). | Но египтяне привыкли поклоняться многим богам, поэтому реформа не удалась. |
Вывод: _________________________________
4. Фараон и религия. 4 группа
Задания:
1. Как Египтяне обожествляли фараона. Стр 52 – 53.
2.Рассмотрите золотую маску фараона Тутанхамона и попытайтесь определить какие предметы были символами Власти?
Египтяне обожествляли фараона и называли его Богом солнца. Они верили, что Амон – Рак – царь среди Богов, а его сын фараон – царь среди людей населяющий Египет.
Основными предметами, которые были символами власти фараона была плеть и скипетр.
Символы власти
Нехех (Плеть): Так называемая плеть (по-египетски "нехех") состоит из короткой рукоятки с двумя или тремя свисающими полосками или нитками жемчуга. Она толковалась как пастуший кнут, который стал знаком власти через бога Анецти, "Главы восточных номов". Другое первоначальное значение плети - опахало от мух. Плеть - постоянный атрибут богов Осириса и Мина. Уже в древнем царстве она располагается на спинах у животных, освящённых богами. Плеть как символ власти служит также царям.
Хека (Крюк): - это скипетр, который носили не только боги и цари, но также и высшие чиновники. Более ранняя, иногда в человеческий рост, форма жезла была первоначальна палкой пастуха и стала атрибутом пастушьего бога Ацепти; отсюда развилась известная форма меньшего размера и сильно искревлённая. Знак-картинка этого скипетра служил для обозначения слова "править". Во времена Среднего царства крюк как знак Осириса помещался на фризах гробниц.
Заполните таблицу:
Обожествление фараона | Символы власти |
Вывод: ______________________________________
5. Жрецы-служители бога. 5 группа
Задания:
1. Кто такие жрецы. П 1 стр .48.
2. Рассмотрите по схеме “обязанности жрецов” и почему именно жрецы выполняли эти исследования.
3. Из приведенного списка выберите функции государство, которые относятся к жрецам.
2. “Обязанности жрецов”
3. Какие функции государства выполняли жрецы.
Функции государства:
- Защита
- Управление
- Поддержание порядка
- Управление хозяйством
- Установление законов
- Представительство страны перед другими государствами
- Обозначение государственной принадлежности.
Заполните таблицу
Жрецы – это служители богов. Считалось, что именно жрецы лучше всех умеет разговаривать с богом – он знает особые молитва, хранимые в тайне от других людей. | |
“Обязанности Жрецов” Служители культа Наблюдение за звездами Строительство пирамид Медицина Математика |
Роль жрецов в Египетском государстве. Управление Поддержание порядка Управление хозяйством |
Вывод: ____________________________________________
3. Закрепление.
Работа с гипотезой урока.
Сегодня на уроке мы с Вами познакомились с религиозными верованиями Древних Египтян. В результате нашего исследования мы с Вами подтвердили или опровергнул гипотезу, которая стояла в начале нашего урока.
Гипотеза: Религия древних Египтян основана на поклонении множеству богам. Египтяне верили в загробную жизнь с чем связано совершение похоронных обрядов и воздвижение пирамид.
4. Выставление оценок за урок.
Оценочный лист
5. Домашнее задание.
Параграф 10.
Написать выводы исследования.
6. Рефлексия.
“Выбери цвет”
- Красный - мне понравилась на уроке
- Зеленый – так себе
- Синий – мне не понравилось на уроке