Урок-исследование по теме "Религия древних египтян"

Разделы: История и обществознание


Цель: познакомить учащихся с религиозными верованиями древних египтян

Задачи:

1. Познакомить с Богами и мифами Египтян.

2.Погребальные обряды Египта.

3. Религиозная реформа Эхнатона.

4.Фараон и религия.

5. Жрецы-служители бога.

Тип урока: объяснения нового материала

Форма урока: урок исследования.

Комментарий: Если класс большой можно разделить на группы, и будет групповая работа.

Ход урока

1. Организационный момент

Презентация.

Здравствуйте! Садитесь!

Сегодня на уроке мы с Вами продолжим изучать государство, которое располагается на брегу Нила.

- Что это за государство?

Давайте вспомним географическое положение Древнего Египта

Работа с картой

- Рассказать о географическом положении Древнего Египта

Древней Египет располагается в Северо-Восточной части Африки. С юга на север реку пересекает река Нил. Египет располагается от первого порога в верх по течению распадается на рукава и образуя дельту и впадает в средиземное море. С восточной стороны Египет омывается Красным морем. В Египте очень жаркий климат. Вдали от Нила среди песков пустыни лишь изредка встречается островки зелени Оазисы.

С июля в Египте начинаются проливные дожди. Лишь в в ноябре месяце Нил становится в свои берега оставляя по берегам плодородный ил.

2. Основная часть

- Вот мы с вами повторили Расположение Древнего Египта.

- Сегодня на уроке мы с вами будем говорить об религии Древних Египтян .

- А что такое религия?

Религия - это вера в сверхъестественные существа.

Сегодня на уроке мы с вами будем проводить исследования, и каждый из вас проведет свое исследования.

У каждого из вас лежит рабочий лист исследования , на этом листе вы будите записывать результаты исследования вас и ваших товарищей.

Рабочий лист исследования

Тема: Религия древних Египтян.

План:

1. Боги и мифы Египта.

2. Погребальные обряды Египта.

3. Религиозная реформа Эхнатона.

4. Фараон и религия.

5. Жрецы-служители бога.

Каждому из вас будет дан пункт плана и задания для исследования. Все свои результаты вы должны будете записать в рабочем листе исследования.

На работу вам будет дано 7 – 10 минут.

- Но исследования не получится если у нас с Вами не будет гипотезы, которую мы в результате исследования должны подтвердить или опровергнуть.

Гипотеза: Религия древних Египтян основана на поклонении множеству богам. Египтяне верили в загробную жизнь с чем связано совершение похоронных обрядов и воздвижение пирамид.

- Вам все понятно?

- Да

- Приступим к исследованию?

- Да

Выдаются задания.

При выступлении вас и ваших товарищей вы результаты выступления будите ставить в “Оценочный лист” в результате, чего в конце урока поставите оценки.

На столах у Вас лежат рабочая папка, где вы найдете основные материалы к уроку.(Приложение1)

1. Боги и мифы Египта.

1 Группа

Задания: У египтян единого бога не было.

Прочтите в учебнике стр. 49 пункт 2 и определите:

Какие боги были у древних Египтян и опишите их.

Заполнить таблицу.

Название Бога Описание Бога .
Бог солнца – Ра, Амон - Ра На голове бога ослепительно сверкает круглый солнечный диск
Бог тьмы – Апоп В виде змеи
Бог земли - Геб Человек с головой змее: - самое “Земляное животное”
Бог неба - Нут Представляли огромной коровой ее тело осеяно звездами.
Бог мудрости - Тот У него голова птицы ибиса с длинным клювом.
Богиня Бастет –покровительница женщин и их красоты. гибкая черная кошка
Бык - Апис Черный бык с белой отметиной на лбу

Вывод: ______________________________________

2. Погребальные обряды Египта.

2 группа

Задания:

1.Прочитайте в учебнике Миф об Осирисе и Исиде. “Царство мертвых”.

(с.51-52).Какое явление природы получило отражение в этом мифе?

О каких Богах идет речь.

2. Прочтите документ и ответьте на вопрос: Как проходили похоронные обряды Египтян.

Погребальные обряды Египта.

Тело умершего бальзамировали-натирали специальными мазями

Затем мумию заворачивали в несколько слоев ткани и помещали в специальные ящики-саркофаги

Чем знатнее был умерший тем больше было саркофагов, вставляемых друг в друга

Мумия фараона Тутанхамона помещалась в 9 саркофагов

Верхним саркофагам придавались черты умершего.

Саркофаг помещался в специальной гробнице-пирамиде (для фараонов),или пещере(для вельмож).

Гробницу начинали строить еще при жизни знатного египтянина. Иногда строительство длилось десятки лет.

Рядом с саркофагом клали вещи необходимые для жизни в загробном мире.

Чтобы гробницу не обокрали - вход в нее замуровывали, а внутри строили ловушки.

Заполните таблицу:

Миф об Осирисе и Исиде “Царство мертвых” Погребальные обряды Египтян
   

Вывод: ___________________________________

3. Религиозная реформа Эхнатона. 3 группа

Работа с документом

Задания: В чем суть реформы Эхнатона и ее результаты.

Религиозная реформа Эхнатона.

Реформа Эхнатона

С целью объединения Египта фараон Аменхотеп IV-Эхнатон, в 1365 г.до н.э провел религиозную реформу. По его реформе люди должны были поклонятся только одному Богу. “Один бог на небе -один фараон на земле”(Эхнатон). Эхнатон хотел, чтоб его египтяне считали Богом который находится на земле и е ему поклонялись. Но египтяне привыкли поклоняться многим богам, поэтому реформа не удалась.

Заполни таблицу.

Суть Реформы Эхнатона Результаты реформы
1365 г.до н.э провел религиозную реформу. По его реформе люди должны были поклонятся только одному Богу. “Один бог на небе -один фараон на земле”(Эхнатон). Но египтяне привыкли поклоняться многим богам, поэтому реформа не удалась.

Вывод: _________________________________

4. Фараон и религия. 4 группа

Задания:

1. Как Египтяне обожествляли фараона. Стр 52 – 53.

2.Рассмотрите золотую маску фараона Тутанхамона и попытайтесь определить какие предметы были символами Власти?

Египтяне обожествляли фараона и называли его Богом солнца. Они верили, что Амон – Рак – царь среди Богов, а его сын фараон – царь среди людей населяющий Египет.

Основными предметами, которые были символами власти фараона была плеть и скипетр.

Символы власти

Нехех (Плеть): Так называемая плеть (по-египетски "нехех") состоит из короткой рукоятки с двумя или тремя свисающими полосками или нитками жемчуга. Она толковалась как пастуший кнут, который стал знаком власти через бога Анецти, "Главы восточных номов". Другое первоначальное значение плети - опахало от мух. Плеть - постоянный атрибут богов Осириса и Мина. Уже в древнем царстве она располагается на спинах у животных, освящённых богами. Плеть как символ власти служит также царям.

Хека (Крюк): - это скипетр, который носили не только боги и цари, но также и высшие чиновники. Более ранняя, иногда в человеческий рост, форма жезла была первоначальна палкой пастуха и стала атрибутом пастушьего бога Ацепти; отсюда развилась известная форма меньшего размера и сильно искревлённая. Знак-картинка этого скипетра служил для обозначения слова "править". Во времена Среднего царства крюк как знак Осириса помещался на фризах гробниц.

Заполните таблицу:

Обожествление фараона Символы власти
   

Вывод: ______________________________________

5. Жрецы-служители бога. 5 группа

Задания:

1. Кто такие жрецы. П 1 стр .48.

2. Рассмотрите по схеме “обязанности жрецов” и почему именно жрецы выполняли эти исследования.

3. Из приведенного списка выберите функции государство, которые относятся к жрецам.

2. “Обязанности жрецов”

3. Какие функции государства выполняли жрецы.

Функции государства:

  • Защита
  • Управление
  • Поддержание порядка
  • Управление хозяйством
  • Установление законов
  • Представительство страны перед другими государствами
  • Обозначение государственной принадлежности.

Заполните таблицу

Жрецы – это служители богов. Считалось, что именно жрецы лучше всех умеет разговаривать с богом – он знает особые молитва, хранимые в тайне от других людей.
“Обязанности Жрецов”

Служители культа

Наблюдение за звездами

Строительство пирамид

Медицина

Математика

Роль жрецов в Египетском государстве.

Управление

Поддержание порядка

Управление хозяйством

Вывод: ____________________________________________

3. Закрепление.

Работа с гипотезой урока.

Сегодня на уроке мы с Вами познакомились с религиозными верованиями Древних Египтян. В результате нашего исследования мы с Вами подтвердили или опровергнул гипотезу, которая стояла в начале нашего урока.

Гипотеза: Религия древних Египтян основана на поклонении множеству богам. Египтяне верили в загробную жизнь с чем связано совершение похоронных обрядов и воздвижение пирамид.

4. Выставление оценок за урок.

Оценочный лист

5. Домашнее задание.

Параграф 10.

Написать выводы исследования.

6. Рефлексия.

“Выбери цвет”

  • Красный - мне понравилась на уроке
  • Зеленый – так себе
  • Синий – мне не понравилось на уроке