Сочинение-описание по картине Г.Нисского "Февраль. Подмосковье". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели:

  1. Развивать устную и письменную речь учащихся.
  2. Совершенствовать умения и навыки написания сочинения-описания.
  3. Учить художественному видению окружающего мира, чувствовать красоту слова.
  4. Воспитывать чувство радости и удовлетворения от процесса работы.

Оборудование: Репродукции картин: И.И. Шишкин "Зима", И.Э. Грабарь "Зимний пейзаж", "Февральская лазурь", А.А. Пластов "Первый снег", Н.П. Крымов "Зимний вечер", Г.Г. Нисский "Февраль. Подмосковье".

Проектор для мультимедийных презентаций.

На стеклах, сплошь заиндевелых,
Февральский выписал мороз
Сплетенье трав молочно-белых
И серебристо-синих роз.
Пейзаж тропического лета
Рисует стужа на окне.
Зачем ей розы? Видно, это
Зима тоскует о весне.
Д. Кедрин

Ход урока

Зима! Этим временем года восхищались и поэты, и художники, и музыканты. Словом можно красиво описать зиму. Давайте вспомним, как поэты воспели зимушку-зиму в своих стихотворениях. (Читаются отрывки стихотворений).

1.

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит: ("Зимнее утро" А. Пушкин)

2.

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всего его одело. ("Зима" И. Суриков)

3.

Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит ("Чародейкою зимою" Ф. Тютчев).

4.

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине
И горят снежинки
В золотом огне. ("Береза" С. Есенин).

5.

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег. (А.Фет).

Вопросы к классу:

1. Что объединяет эти стихотворения?

2. Одинаковы ли отрывки по настроению?

3. Что подчеркивают поэты, изображая зимнюю природу?

Обобщение: поэты подчеркивают необычность зимней природы, ее красоту. Эти поэтические картины зимы наполняют душу ощущением покоя, радости. Каждое слово предстает перед нами как волшебство. Хочется проникнуть в мир, созданный поэтами.

2. Композиторы тоже не остались равнодушными к зимней красоте и отразили ее в музыке. Прослушаем фрагмент из Первой симфонии П.И. Чайковского - "Грёзы зимнею дорогой" (так называется произведение). Грёзы - мечты, игра воображения во сне или наяву. Грезить - мечтать. (О чем мечтает композитор, вы ?) (Слов. работа).

3. Очень важно уметь наблюдать, вглядываться в окружающую природу, чтобы увидеть красоту и насладиться ею. А передать словесное впечатление от увиденного помогают разные художественные средства: эпитеты, метафоры, сравнения. Давайте вспомним, что это за изобразительные средства:

Эпитет - художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему.

Сравнение - изображение одного предмета путем сравнения его с другим.

Метафора - слово или выражение, употребленное в переносном смысле, вместо другого слова, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство.

Мастера слова - писатели - очень часто используют эти средства выразительности в своих произведениях. Давайте проанализируем фрагменты текстов:

И. Бунин.

Утро. Выглядываю в кусочек окна, не зарисованный морозом, и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!

Над глубокими, снежными и пушистыми снегами, завалившими чащи елей, - синее огромное и удивительно нежное небо.

Солнце еще за лесом, просека в голубой тени. В колеях санного следа, смелым и четким полукругом прорезанного от дороги к дому, тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зеленых венцах уже играет золотистый солнечный свет.

(Анализ текста учеником: общее впечатление от увиденного передается в предложении: "Какое великолепие и спокойствие!". Писатель использует эпитеты: "пушистые снега", "нежное небо", "пышные венцы".)

В. Тендряков

Красив лес в снегу! Жалкий кустик, в своем обычном виде похожий на растрепанный веник, напоминает тут с силой вырвавшийся из-под запорошенной земли взрыв.

Куча полусгнившего хвороста, загромоздившая полянку, похожа на перепутанное кружево, сплетенное рукою великана.

Пень выглядывает из-под тучной чалмы. Еловые лапы - если приглядеться, каждая имеет свою физиономию, - прямо в глаза строят немые смешные рожи. Все необычно, с роскошью до безрассудства, с излишеством через край, со щедростью до отупения.

(Анализ текста: мы видим, как снег преображает лес. В первом предложении (Красив лес в снегу!) выражено отношение автора к увиденному. Писатель, создавая зимний пейзаж, использует сравнения и метафоры. Куст похож на взрыв, куча хвороста сравнивается с кружевом. Метафоры - пень выглядывает, еловые лапы строят рожи.)

4. Художники в своем творчестве тоже не обошли стороной зиму и запечатлели её на своих полотнах. (Слайды с картинами художников - зимние пейзажи). Художник - очень внимательный человек, он все видит и все запоминает. Что-то его удивляет и радует, вызывает восторг или печалит, доставляет удовольствие или напоминает о том, что он когда-то пережил. Русская зима с её необычайными красотами не могла не тронуть художников. Хруст снега, полет снежинок можно передать в музыке. А что художник передает на картине? (Цвет, оттенки снега в зависимости от освещения, времени суток. Художники восхищаются зимней природой).

Что такое пейзаж? Пейзаж - изображение природы.

Сегодня мы знакомимся с картиной художника Г. Нисского "Февраль. Подмосковье".

Справка о художнике Г. Нисском (Слайд).

Георгий Григорьевич Нисский (1903 - 1987) - советский живописец, народный художник РСФСР, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Государственной премии СССР, награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Творчество Нисского Г.Г. получило широкую известность и официальное признание. Он умел видеть красоту в нетронутой природе и в том, что сделано руками человека. Стиль Нисского всегда узнаваем - его пейзажи наполнены движением и жизнью.

5. Название месяца февраль входит в название картины. Давайте послушаем историческую справку о происхождении названия месяца.

Историческая справка:

Название месяца "февраль" - латинское по происхождению. Февраль в Древнем Риме заканчивал год, поэтому в конце месяца древние римляне устраивали большой праздник, на котором приносили жертвы покровителю стад богу Фебресу. Отсюда и название месяца - февраль. Древнерусское название февраля - "лютый", потому что в феврале выпадает много снега, стоят лютые морозы. Февраль в народе имел и другие названия: лютень, снежень, бокогрей, вьюговей.

Сохранились приметы, связанные с февралем:

  • В феврале сильные морозы - короткая зима.
  • Теплый февраль приносит холодную весну.
  • Чем холоднее последняя неделя февраля, тем теплее в марте.

6. Обратимся к эпиграфу (стихотворение читается еще раз).

Словарная работа: заиндевелый - от слова индеветь - покрываться инеем.

Февраль - последний зимний месяц, чувствуется приближение весны.

На картине Нисского представлена зима в Подмосковье. Художник писал картину в феврале месяце, об этом говорит название картины. Февраль - переломный месяц, переход от зимы к весне. Предчувствие весны отражено на полотне. На дороге виден асфальт, снег нарисован слежавшимся, он кажется липким. На улице стоит теплая погода, люди одеты по-весеннему. Небо, окрашенное в цвет заката, придает теплоту картине.

Обратимся к картине Нисского:

  1. Что видим на переднем плане картины?
  2. Что изображено на заднем плане?
  3. Как художник показывает, что дорога уходит вдаль?
  4. Какие краски и тона преобладают?

На переднем плане картины мы видим: дорогу, склон с движущимся поездом; ели, дом с башенкой, автомобиль, пешеходов, снежное пространство.

На заднем плане изображается лес, уходящая дорога, снежное поле, небо, окрашенное закатом.

Краски: сапфировые тени, небо, цвета заката, розоватое, сиреневые облака, серый асфальт, темно-зеленые ели.

7. Пейзажи Нисского наполнены движением и жизнью. Давайте определим, как на этой картине отражена динамика.

Динамика картины: уходящая вдаль дорога; движущийся поезд с составом; идущие люди. (Слайд).

8. Мы с вами назвали, что изображено на картине. Давайте охарактеризуем названные предметы.

Ключевые слова и выражения:

  • дорога: серый асфальт, уходящая вдаль, оттаявшая;
  • ели: темно-зеленые, высокие, устремленные ввысь;
  • люди: легко, по-весеннему одетые, бодро шагающие;
  • снег: сапфировые тени, слежавшийся, подтаявший на солнце, тяжелый, мокрый, розовый в лучах заходящего солнца;
  • небо: сиреневые облака, цвета заката, весеннее, теплое;
  • поезд: набирающий скорость, мчащийся вперед.

9. Февраль - последний месяц зимы, переход от зимы к весне. Как отражается на картине предчувствие весны?

10. Подведение итогов описания:

На картине Нисского представлена зима в Подмосковье. Художник писал картину в феврале месяце, об этом говорит название картины. Февраль - переломный месяц, переход от зимы к весне. Предчувствие весны отражено на полотне. На дороге виден асфальт, снег нарисован слежавшимся. На улице стоит теплая погода, люди одеты по-весеннему. Уходящая вдаль дорога, движущийся поезд с составом, идущие люди передают динамичность картины, подчеркивают стремительность жизни, что характерно для пейзажей Нисского. Картина нарисована на окраине какой-то деревушки. В это время года зима спокойная, и картина передает всю атмосферу спокойствия, тишины деревенского быта.

11. Составление плана сочинения.

  1. Слово о художнике Нисском Г.Г.
  2. Описание картины "Февраль. Подмосковье".
  3. А. Передний план картины.
    Б. Линия горизонта.
    В. Динамичность пейзажа.

  4. В предчувствии весны.

12. Работа в черновиках.

13. Итоги урока. Домашнее задание. Отредактировать черновики, переписать работы.