Анализ учебно-воспитательного процесса Волчно-Бурлинской средней общеобразовательной школы

Разделы: Администрирование школы


На основании анализа работы школы за 2008 -2009 учебный год коллектив школы выдвинул на 2009–2010 учебный год следующие образовательные и воспитательные задачи, предусматривающие:

– совершенствование навыков компьютерной грамотности и методического мастерства
– продолжение работы по преемственности в обучении и воспитании между детским садом и школой, начальным и средним звеньями
– формирование у учащихся потребности в обучении, саморазвитии
– сохранение здоровья учащихся
– использование личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании.

В прошедшем учебном году коллективом решались задачи, направленные на раскрытие творческого потенциала учителя, постоянное повышение профессионального уровня учителя, стимулирование стремления учителя аттестоваться на более высокую квалификационную категорию.

На основании выдвинутых задач педагогическим советом школы был разработан и утвержден

план работы с перечнем конкретных мероприятий, способствующих их выполнению.

План работы школы на 2009– 2010 учебный год составлен по разделам;

– организация деятельности образовательного учреждения, направленная на получение бесплатного, общего образования (начального, основного, среднего)
– работа с педагогическими кадрами, повышение их квалификации, аттестация
– деятельность коллектива, направленная на улучшение образовательного процесса
– деятельность коллектива, направленная на создание системы воспитательной работы
– работа с родителями
– организационно-педагогические мероприятия.

В работе с учащимися школы руководствуемся законом РФ “Об образовании”, типовым Положением об образовательном учреждении, Уставом школы, методическими письмами и рекомендациями комитета по образованию.

Учебный план школы на 2009–2010 учебный год был составлен на основании базисного учебного плана и сохраняет в необходимом объеме содержание образования, являющееся обязательным на каждой ступени обучения. При составлении учебного плана соблюдалась преемственность между ступенями обучения и классами, сбалансированность между предметными циклами, отдельными предметами. Уровень предметной нагрузки на ученика не превышал предельно допустимого. В ходе краевой проверки выявлено нарушение в структуре учебного плана, что необходимо учесть при составлении учебного плана на новый учебный год.

Образовательная программа школы и учебный план школы предусматривают выполнение государственной функции школы – обеспечение базового общего среднего образования, развитие ребенка в процессе обучения. Главным условием для достижения этих целей является включение каждого ребенка на каждом учебном занятии в деятельность с учетом его возможностей и способностей. Достижение указанных целей – обеспечивается поэтапным решением задач работы школы на каждой ступени обучения.

В 2009–2010учебном году школа работала в режиме 5 дневной недели, в основной и средней школе занимались 8 классов, начальной 4 класса, в которых на конец учебного года обучался 191 учащийся.

На первой ступени (всего 4 класса, в которых на конец учебного года обучалось 67 учащихся), коллектив ставил перед собой следующие задачи:

– создать условия для развития и самовыражения на учебных и внеучебных занятиях в школе.
– заложить прочный фундамент образовательной подготовки учащихся, необходимой для продолжения образования на 2 ступени.

Для этого в начальных классах проводилась индивидуальная дополнительная работа по русскому языку, математике, чтению.

Количественная успеваемость составляет – 100%

Качественная успеваемость составляет – 62%, что на 2 процента ниже, чем в прошлом учебном году.

Качественная успеваемость по классам – 2 кл. – 62,5%, 3 кл. – 81,5%, 4 кл. – 43,7%, самая высокая успеваемость во 3 классе (учитель Селина Е.Ю.).

На 2 ступени обучения (5 – 9 классы всего 6 классов, в них на конец года обучалось 95 учащихся), продолжающей формирование познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков, педагогический коллектив ставил перед собой следующие задачи:

– заложить фундамент общей образовательной подготовки школьников, необходимый для продолжения образования на третьей ступени обучения,
– создать условия для подготовки учащихся к успешной итоговой аттестации

Количественная успеваемость в 5 – 9 классах составила 100%, качественная – 40, %, что на 2 процента ниже, чем в прошлом учебном году. Высокая успеваемость в 5 классе – 54% (кл. руководитель Лебедева Л. В.)

На третьей ступени обучения (2 класса, в которых на конец учебного года обучалось 29 учащихся) завершается образовательная подготовка учащихся. Школа ставит перед собой задачу – достижение каждым выпускником функциональной грамотности и его подготовку к дальнейшему обучению.

Количественная успеваемость– 100%. Качественная успеваемость – 31%, что на 11,8 % ниже, чем в прошлом учебном году и самая низкая за последние три года. В выпускном классе успеваемость всего 21 процент, в 10 классе успеваемость составляет 40 процентов.

Формы организации учебного процесса в 2009 -2010 учебном году остались прежние:

– уроки (классно – урочная форма),
– лекции, семинары, практикумы,
– консультации, элективные курсы
– олимпиады, конкурсы
– предметные недели,
– открытые уроки.

Выводы:

Учебный план на 2009 – 2010учебный год в основном выполнен, учебные программы пройдены. Крайне важной является деятельность школы по вооружению учащихся базовыми знаниями по предупреждению неуспеваемости. Можно сделать вывод о положительной динамике в решении вопроса о предупреждении неуспеваемости и второгодничества. За последние три года все учащиеся 9 класса получают аттестат об основном общем образовании. Ежегодно в 10 класс школы поступают более 50% выпускников основной школы, в вузы и колледжи поступили 90% выпускников средней школы.

На основании статистических данных видно, что качественная успеваемость на всех ступенях обучения понизилась и в целом по школе тоже стала ниже. Необходимо выявить причины данного снижения и принять соответствующие меры.

Рекомендации

Продолжить проведение элективных курсов, учесть замечания, сделанные в ходе проверки.

Основными элементами контроля учебно-воспитательного процесса в учебном году явились:

– выполнение всеобуча,
– качество ведения школьной документации,
– выполнение решений педагогических советов и совещаний.
– состояние преподавания учебных предметов,
– подготовка и проведение итоговой аттестации за курс основной и средней школы,
– качество знаний, умений, навыков учащихся,
– выполнение учебных программ и предусмотренного минимума письменных работ,

Формы контроля, использованные в учебном году:

– классно-обобщающий контроль в 6 кл., 8 кл., 9 кл.(уровень знаний, умений, навыков , срезы, контрольные работы).
– обзорный контроль (тематический вид) – обеспеченность учащихся учебной литературой, состояние школьной документации, контроль календарно – тематического планирования, выполнение программ, организация работы кружков, секций, система работы учителей начальных классов и предметников с тетрадями, посещаемость занятий учащимися; работа с отстающими и “трудными”, контроль за соблюдением санитарного состояния, подготовка к ЕГЭ и ГИА, осуществление дифференцированного подхода к обучению на уроках математики, русского языка, физики, химии 5 – 11 кл., регулярность проведения классных родительских собраний, совместная работа классных руководителей и родительского комитета, состояние охраны труда и техники безопасности.
– административный контроль за уровнем знаний и умений по предметам – стартовый контроль, рубежный контроль (по четвертям, полугодиям), итоговый контроль (итоговый на конец учебного года), предварительный контроль (перед экзаменами в выпускных классах итоговый контроль, итоговая аттестация в выпускных классах), пробные экзамены.

Методы контроля.

– наблюдение (посещение уроков),
– изучение документации,
– проверка знаний (срезы, тестовые работы, контрольные работы),
– анализ.

Администрацией школы посещались уроки в рабочем порядке по плану внутришкольного контроля.

Итоги контроля подводились на совещании при директоре и педагогических советах.

Выводы.

Уровень компетентности и методической подготовленности членов администрации достаточен для обеспечения квалификационного руководства всеми направлениями учебно–воспитательного процесса. Практически все намеченные мероприятия выполнены. Формы и методы соответствовали задачам, который ставил педагогический коллектив школы.

Рекомендации.

Продолжить делегировать часть функций по внутришкольному контролю методическим объединениям и методическому совету.

В течение года проводить мониторинг уровня сформированности обязательных результатов обучения в виде административных контрольных работ.

Для итогового контроля уровня знаний учащихся 1 – 11 классов были выбраны традиционные формы: контрольные работы, тестирование, а также пробные ЕГЭ и ГИА

Результаты контрольного диктанта.

Класс

Учитель

Успеваемость (%)

Качество ( %)

2

Лукашевских В.Г.

100

73

3

Селина Е. Ю.

80

73

4

Гордеева С. А.

87,5

43,7

1

Коврижкина С. В.

88

57,8

Результаты контрольных работ по математике:

Класс

Учитель

Успеваемость ( %)

Качество ( %)

2

Лукашевских В.Г.

92

69

3

Селина Е. Ю.

100

94

4

Гордеева С. А.

86

66

1

Коврижкина С.В.

88

55

Анализ контрольных работ позволяет сделать вывод о том, что не всеми учащимися усвоен обязательный минимум на данной ступени обучения, хотя качество знаний достаточно высокое. Необходимо наметить и осуществить меры по коррекции знаний учащихся.

Результаты итоговых контрольных работ:

Класс

Предмет

Учитель

Успев. %

Кач. %

6

Математика

Семенова Н.И.

81

37,5

7

Алгебра

Семенова Н.И.

72

27

10

Математика

Семенова Н.И.

86

40

7

Алгебра

Трусова Т.В.

100

71

5

Математика

Трусова Т.В.

100

57

10

Физика

Трусова Т.В.

92

57

7

Физика

Трусова Т.В.

100

57

11

Химия

Язовских Н. М

100

53,8

10

Химия

Язовских Н. М

64

21,4

Химия

Язовских Н. М

77

31

Химия

Язовских Н. М

100

50

8

Химия

Язовских Н. М

88,9

55,6

5

История

Горлова Е. А.

95

71

6

История

Горлова Е. А.

81

50

10

История

Горлова Е. А.

100

46,5

8

История

Горлова Е. А.

100

75

7

История

Горлова Е. А.

61

0

10

Обществознание

Горлова Е. А.

100

60

9

Обществознание

Горлова Е. А.

92

59

Анализ контрольных работ на средней ступени показывает, что большинством учащихся усвоен обязательный минимум на данной ступени обучения, слабые знания по истории показали учащиеся 7 класса. Учителями предметниками сделан подробный анализ контрольных работ и намечены конкретные меры по ликвидации пробелов.

Уровень знаний учащихся, показанный на итоговой аттестации, выше ожидаемого результата. Учащиеся 9 класса по математике имеют 66% качество знаний, а по русскому языку-88%

Наиболее выбираемые предметы в 9 классе: обществознание ( учитель Горлова Е. А. 70%) биология (Ягунова В.М.22%), география (Ягунов М.Г.33%), химия ( Язовских Н.М.26%) . Анализируя итоги экзаменов в 9 классе необходимо отметить высокий средний балл по обществознанию, биологии, географии, истории,физкультуре. Успешно справились выпускники школы с обязательными экзаменами по русскому языку и математике. Средний балл по русскому языку-62,5 по математике-48,5,что на 3% ниже прошлого года. Средний балл по обществознанию– 59,3, против 68,6, истории-53 против 65 , биологии– 63 (61,5), информатике 57

Статистика свидетельствует о том, что данные по заболеваемости остались на прежнем уровне.

Показатели здоровья учащихся по данным медицинского осмотра:

– с нарушением осанки

7 чел.

3.7%

– болезни органов пищеварения

12 чел.

6,4%

– болезни кожи

8 чел.

4.2%

– болезни нервной системы

12 чел.

6.4%

– лор-заболевания

17 чел.

9%

– сердечные заболевания

2 чел.

1%

– органы дыхания

2 чел.

1%

– эндокринная система

12 чел.

6.4%

– миопия

24 чел.

12.8%

По школе за учебный год пропущено 10419уроков, что составляет 54урока на одного ученика. Общее количество пропущенных уроков повысилось по сравнению с прошлым учебным годом.

Классным руководителям необходимо вести профилактическую работу с коллективом учащихся и родителей по пропускам уроков.

В подготовительной группе занимаются 17 детей, что чуть меньше, чем в прошлом году. Освобождены от занятий физкультурой 6 учащихся (в прошлом году 5.)

Традиционно проведены школьные олимпиады по математике, русскому языку, биологии, химии, физике, географии, природоведению, немецкому языку и истории.

Приняли участие в районных олимпиадах. Результаты значительно выше прошлого года, есть победители по русскому языку, обществознанию, географии,(10кл.), биологии, истории (9,11 класс). Учащиеся 2-6 классов несколько сдали свои позиции.

Важным направлением работы методической службы является постоянное совершенствование педагогического мастерства учительских кадров:

– в этом году два учителя повысили свою квалификационную категорию (Трусова Т. В. и Задонских В.Г)  учитель географии Ягунов М.Г., учитель биологии Ягунова В.М. – руководители районных методических объединений
– члены педагогического коллектива посещают открытые уроки учителей своей школы и школ района
– повысили квалификацию на курсах 4 чел.

Учителя нашей школы стали активнее принимать участие в конкурсах и фестивалях. Расширился перечень конкурсов:

– Всероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ “Портфолио” – Всероссийский фестиваль педагогических идей “Открытый урок”
– Региональная методическая выставка в АКИПКРО
– 9 Педагогический фестиваль “Интернет и образование”
– 11 конкурс методических разработок “Сто друзей”
– Всероссийский открытый конкурс “Педагогические инновации-2010г”

Основное назначение методической службы на современном этапе непосредственно связано с созданием условий для адаптации, становление и саморазвития педагогических работников на основе выявления их индивидуальных особенностей и состоит в следующем:

– обеспечение реализации федеральной и региональной программы развития;
– удовлетворение образовательных потребностей педагогических работников;
– выявление, оформление и распространение педагогического опыта.

Методический совет работал согласно составленному плану. М.О.учителей начальных классов, возглавляла Селина Е.Ю. На заседаниях МО рассматривались как теоретические вопросы по теме самообразования учителя, так и проводились открытые уроки. МО начальных классов продолжили проводить предметные недели.

МО учителей начальных классов необходимо продолжить внеклассную работу по предметам с целью развития интереса к учению.

В этом учебном году проведены предметные недели по математике, химии. физике, методическая неделя, а также слёт отличников и хорошистов. И эту работу необходимо продолжать.

Выводы:

В основном поставленные задачи на 2009– 2010 учебный год были выполнены.

Учебные программы по всем предметам пройдены, второгодников нет

Уровень подготовки выпускников основной средней школы по итогам экзаменов остается стабильным.

Консультации, беседы с учителями, разработка и внедрение в практику методических рекомендаций для учителей оказывают корректирующую помощь учителям.

Повысился профессиональный уровень педагогического коллектива.

Многие учителя школы владеют методикой дифференцированного контроля, методикой уровневых самостоятельных работ, тестовых технологий.

Необходимо отметить повышение уровня активности учителей в конкурсах.

Наряду с имеющимися положительными результатами в работе школы имеются недостатки:

– все еще недостаточно эффективно работа с учащимися школы, мотивированными на учебу;
– не все учителя владеют компьютерной грамотностью и используют образовательные ресурсы

Рекомендации на 2010– 2011 учебный год

  1. Продолжить целенаправленную работу учителей с учащимися, мотивированными на учебу, через индивидуальный подход на уроках, спецкурсы по выбору, кружки, консультации и т.д.
  2. Начать работу по новой методической теме.
  3. Продолжить проведение методический недели.
  4. Провести тематические педсоветы по выбранной теме школы.
  5. Продолжить проведение предметных недель.