Система классных часов
6-й класс “Парад знаменитых людей
России, способствующих процветанию села Волчно–
Бурлинского”.
7-й класс “Парад знаменитых людей России,
способствующих процветанию Алтайского края”
8-й класс “Алтай – горная система”.
9-й класс “От сердца к сердцу” (о семье Рерих).
10-й класс “Алтай – духовный полюс планеты”.
11-й класс “Алтай великий! Шамбала души!”.
Классный час
“Алтай – духовный полюс планеты”
Цель: показать духовное значение Алтая в жизни людей III тысячелетия.
Задачи: – роль Алтая в становлении современной цивилизации;
– развитие представлений учащихся о глубинной связи с другими людьми и народами;
– воспитание чувства ответственности за будущее современной цивилизации.
Оборудование: физическая карта Евразии, слайд-фильм “Алтай – духовный полюс планеты”, фотоальбом “Г.И.Чорос-Гуркин”.
Ход классного часа
(Слайд №1)
Алтай – сердце Старого Света, золотые ворота между Востоком и Россией-Евразией. Неисчерпаемы его природные богатства; издревле заселяли его люди и, возможно, именно здесь находилась древнейшая прародина человечества. Именно в Алтае – Саянской горной области зарождались крупнейшие кочевые цивилизации; здесь вступали в интенсивное культурное взаимодействие представители тюркского, монгольского и индоевропейского этносов; здесь на протяжении тысячелетий разворачивался диалог между носителями языческого, православного, буддийского и исламского типов религиозного миросозерцания.
Словом, неисчерпаемы природная и культурная память Алтая, и не оценены еще до конца его биосферные и духовные сокровища. Черпая из этого неоскудевающего родника, современный человек может испить воды живой и вечной; ощутить свою глубинную связь с другими людьми и иными народами, дабы совместно устремиться к лучшему будущему. В таком единении нам видится залог успешного решения тех сложных социальных, экологических и социальных проблем, которые сегодня встали перед всеми народами, населяющими Алтае – Саянский регион.
Летом 2000 года состоялась Международная конференция “Наш общий дом”, на которой работали ученые и политические деятели из Монголии, России и Казахстана. “Чистая природа и процветающая культура – условие общего выживания и преуспевания народов в XXI веке” – общий лозунг конференции.
(Слайд №2)
Есть много на земле величавых гор – Гималаи, Кордильеры, Анды. Но именно наша Белуха признана уникальным полюсом планеты. Ее белоснежные вершины возвышаются над Уймонской долиной, где предложено такими авторитетными организациями, как ЮНЕСКО, Гринпис, Российское космическое агентство, создать международный институт. В настоящее время ученые, общественные и религиозные деятели не только России, но и США, Индии, Канады, Великобритании, Японии, Нидерландов приезжают к нам с разработками новой духовно – экологической стратегии. Возможно, значение этого кажется, на первый взгляд, третьестепенным – у нас ведь столько насущных проблем. Но конференция разработала реальную концепцию становления на планете единой цивилизации третьего тысячелетия. Более совершенной и гуманной. Современные достижения науки начинают наполнять конкретным содержанием то, что называется “синтезом форм постижения бытия”. Это научная, техническая, художественная, религиозная и даже мифологическая формы познания.
(Слайд №3)
Среди энтузиастов и постоянных участников конференции “Алтай – Космос – Микрокосм” самой, пожалуй загадочной фигурой кажется новосибирский академик Влаиль Казначеев. Вокруг его имени столько почти невероятных слухов: он якобы читает мысли людей, общается с загадочными “эфирными существами”, о которых писал Циолковский, и даже участвовал в разработке психотропного оружия. Одно можно сказать, что Влаиль Петрович – непревзойденный рассказчик, его доклады больше всего походили на вдохновенные исповеди. Он – академик нескольких российских и международных академий, основатель и директор Новосибирского института клинической и экспериментальной медицины. Вспоминают, что после одного из семинаров конференции, проходившего в Кучерле, этот 70-летний ученый одним махом проплыл не менее стометровки по глубоководному озеру.
Особенно интересно узнать, что институт клинической и экспериментальной медицины под руководством Казначеева много лет проводил эксперименты с клетками. Клетку помещали в лазерные поля, исследовали во время магнитных и космических бурь, в различных географических точках планеты. В ходе экспериментов (а их было проведено свыше 25 тысяч) обнаружен почти фантастический факт: клетки, не соприкасаясь, всюду воздействовали друг на друга. По мнению ученого, есть все основания говорить даже о клеточных цивилизациях, и, возможно, каждый организм состоит из множества таких цивилизаций. Живой и разумный Космос, планета Земля, о которых писали русские космисты, – реальность, все пронизано разумом и духовностью. В микрокосме, коим считается человек, как и макрокосмосе, множество форм живого вещества. И скорее всего ключ к тайнам жизни совсем не в генах, а ведущую роль в самые ответственные моменты образования организма играет “поле”. Академик предполагает, что в перспективе у всех людей могут возродиться ясновидческие способности. Это будет естественное приобщение разумных людей к “мыслящему океану” Комического Разума.
Сошлемся и на слова академика об Алтае как о “духовном полюсе планеты”. Тем очевидней ценность всех мер, применяемых в рамках Семипалатинской программы. А защита кедровых лесов в Горном Алтае, противодействие строительству Катунской ГЭС, создание “ноосферного” национального парка в Усть–Коксинском районе и другие экологические акции имеют значение не только для Республики Алтай, но и для всей России.
В проекте создания центра космической философии развиваются идеи Вернадского о значении Северного Дома планеты – России. С особой миссией нашего отечества связано и гениальное научное предвидение Вернадского о переходе биосферы Земли в ноосферу. И этот переход должен реализоваться силами планетной научной мысли, где приоритет остается за российскими учеными.
(Слайд №4)
Абай Кунанбаев – великий казахский поэт – мыслитель, основоположник письменной литературы в Казахстане, выдающийся просветитель, евразиец. Его творчество проникнуто глубокой народной мудростью, гуманистическими идеями, любовью и сочувствием к простым труженикам. Особую роль он отводит духовной чистоте человека и щедрости его сердца.
Послушайте фрагмент из произведения “Назидания” и постарайтесь предположить, как закончил его великий Абай.
“Воля, сердце и разум спорили, кто из них важнее. Они пришли к знанию, чтобы оно разрешило их спор. Воля сказала: “Послушай, знание, ты ведь само знаешь, что без меня никто не может достигнуть своей цели. Ведь только благодаря мне люди отстраняют лень и упорно, настойчиво стремятся познать тебя. Даже богатому нельзя без воли и труда достигнуть совершенства”.
Разум сказал: “Но ведь только я знаю, что вредно, что полезно как для этого, так и для того света. Слова понимаю один я.
Только я постигаю науку. Как же эти двое оспаривают мое первенство? На что они годятся без меня?”
Заговорило сердце: “Я царь человеческого существа. Я гоню кровь по жилам, без меня нет жизни. Во мне почтение к старшим и милость к младшим. Все доброе – скромность, справедливость, милосердие, отзывчивость, – все исходит от меня. Как же эти двое могут спорить со мной?”
Тогда знание, выслушав всех, заговорило…”
Предположите продолжение легенды.
(Слайд №5)
Анализ существующего положения в сфере приграничного сотрудничества призван выявить и констатировать аспекты, показывающие наибольшее влияние на развитие сотрудничества. Метод анализа сильных и слабых сторон, возможностей и угроз (SWOT – анализ) является общепринятым инструментом в странах Европейского Союза и в последнее время в России.
Пользуясь схемой SWOT – анализа, проанализируйте существующее положение дел.
(Для справки. Сильные стороны – наличие единой транспортной сети, сходные природно-климатические условия, исторически сложившиеся устойчивые связи между территориями, наличие товаров повышенного спроса в приграничной области. Слабые стороны – неблагоприятная демографическая и миграционная ситуации, локальные экологические проблемы. Возможности – развитие сотрудничества в рамках ЕврАзЭСа, развитие приграничной инфраструктуры, развитие перерабатывающей промышленности, развитие туризма. Угрозы – социальная нестабильность в связи с низким уровнем жизни, преступность.)
(Слайд №6)
Петр Николаевич Савицкий (1895-1986) – крупнейший теоретик евразийства. Он характеризовал Россию как особый географический мир, отличающийся и от Востока, и от Запада, показал особенности евразийского хозяйства, которое не может строиться на основе западных экономических моделей.
Сейчас я вам зачитаю отрывки из статьи П.Н.Савицкого “Географические и геополити-ческие основы евразийства”, а вы проанализируйте их.
“Мозаически – дробное” строение Европы и Азии содействует возникновению небольших замкнутых, обособленных мирков… Совсем иное дело в Евразии. Бесконечные равнины приучают к широте горизонта, к размаху геополитических комбинаций”.
“… Над Евразией веет дух своеобразного братства народов. Это выражается в том, что здесь нет противоположных “высших” и “низших” рас, что взаимные притяжения здесь сильнее, чем отталкивания, что здесь легко просыпается “воля к общему делу”.
Приведите примеры из современных источников информации подтверждающие или опровергающие высказывание русского ученого.
(Слайд №7)
Прослушайте отрывок из стихотворения Паслея Самыка “Алтай – Гималаи” и докажите, что это стихотворение подтверждает евразийские взгляды поэта.
Где Гималаи Космоса коснулись,
Есть Индии жемчужина – Кашмир.
Здесь древние религии сомкнулись,
Здесь Рерих постигал
Глубокий мир легенд и притч,
Лучистых откровений,
Святых пророчеств, огненных идей;
Здесь разница религий и молений
Людей не отделяла от людей…
В единое сведя и Сердце, и Добро,
Священное таинственное знанье
К пророку на Белуху снизошло…”
(Слайд №8)
Горный Алтай. Очень мало на земле таких мест, которые могли бы достойно соперничать с этим удивительным по красоте островком природы, возвышающимся в самом центре огромных азиатских пространств. Окутанный мифами и легендами, задумчиво стоит он на границе Центральной Азии и Великого пояса евразийских степей, тысячелетиями наблюдая за продвижением по этим пространствам то гуннов, то тюркских племен, то монгольских орд, то славянских первопроходцев. Сюда тянутся культурные нити со всего евразийского континента, здесь сошлись три мировые религии, то есть христианство, ислам, буддизм, наслоившиеся на более древнюю мировоззренческую основу – шаманскую веру.
Для живущего здесь народа Алтай живой. Горы – батыры в эпических сказаниях у алтайцев, Беловодье в былинах у старообрядцев. Сотни лет проявлял себя вечный Алтай через богатейший фольклор обитавших в его лоне людей, но вот решил он однажды явить себя миру еще и через изобразительное искусство, вложив высокий художественный дар в дитя, родившееся в селе Улала в 1870 году.
Григорий Иванович Чорос-Гуркин. Миссионерская школа, иконописная мастерская, Санкт-Петербург, попытка поступить в Академию художеств, вердикт известного пейзажиста И.И.Шишкина: “Зачем Вам Академия? Вот мастерская, мольберт, краски, полотно, приходите и пишите вместе со мной”.
Но не только в красках нашел Григорий Иванович отражение своего кредо, но и в яркой прозе.
“Все вокруг первобытно, грандиозно и величаво: могучим кольцом раскинулись и ушли в беспредельную даль горы. Мягкие линии сдвинулись одна за другую, смешались в лабиринте очертаний и замкнулись в неуловимой дали воздушной лазури. Какой везде простор и какая мощь!... Это ты окутался туманами, которые как мысли, бегут с твоего чела в неведомы страны.… Это ты, богатырь, дремлешь веками, сдвинув свои морщинистые брови, и думаешь свои добрые думы… И вот, среди этого заколдованного царства, среди величественной природы, среди громад голубых гор, среди дремучих темных лесов, по нежным, благоухающим цветами долинам, по золотому дну Алтая, течет изумрудная река – красавица Катунь”.
Стихи в прозе. Какими методами описывает Чорос – Гуркин природу Алтая?
Являясь как бы символом родной земли, он возглавляет здесь Горную Думу, пытавшуюся наладить самоуправление на Алтае. Затем гонения со стороны власть предержащих, эмиграция в Монголию и в Туву. И на 67-ом году жизни репрессивный режим нанес художнику смертельный удар.
Докажите, в чем проявились духовные воззрения Г.И.Чорос-Гуркина как истинного евразийца?
Рефлексия.
Написать синквейн или диаманту на тему классного часа.