Место проведения: актовый зал (оформленный в соответствии с темой).
Желательный возраст детской аудитории: (15)16-18 лет.
Техническое обеспечение: компьютер, проектор, экран (экран можно заменить проекцией на стену).
Непосредственные участники (кроме слушателей): основной ведущий (желательно учитель истории), учитель литературы, специалист по краеведению, помощник по освещению и звуковому сопровождению, технический помощник (для демонстрации материалов презентации).
Примерный план выступления:
(сопровождается материалами предлагаемой презентации)
- Введение основных понятий (практика проведения показывает, что даже взрослые не всегда в них ориентируются);
- Общая характеристика системы политического террора;
- ГУЛАГ – что это такое?
- 30-е годы – чёрная полоса в истории нашего края, района, посёлка.
- Минута молчания.
После завершения мероприятия рекомендуется провести рефлексию среди организаторов и ведущих непосредственно в день проведения, среди учащихся – на следующий день (мы это делали на уроках литературы, истории, обществознания, гражданского образования – в зависимости от расписания уроков – в виде отзывов)
Дополнительные возможности использования материала: на уроках истории и обществознания в старших классах, на уроках гражданского образования (у нас эта тема звучит в курсе истории Прикамья).
Ход классного часа.
(Презентация: заставка темы)
Широка страна моя родная,
Много в ней полей, лесов и рек,
Я другой такой страны не знаю,
Где так счастлив был бы человек…
Созданная, отточенная системой террора, направляемая Сталиным номенклатура смогла превратить народ в ХХ веке в рабов, идеологически обработав их так, что многие совершенно искренне и с упоением пели эту песню, а в это время беспощадно работали и денно, и нощно жернова ГУЛАГа:
Презентация: заставки «Террор», «Репрессия», «ГУЛАГ», «СЛОН», «Архипелаг ГУЛАГ». (Проанализировать!)
Презентация: заставка «Охрана ГУЛАГа». (Проанализировать!)
Презентация: заставка «Движение лагерного населения ГУЛАГа».
(Проанализировать!)
Зачем же понадобилась эта чудовищная система, определявшая образ жизни народа в период сталинского правления?
Презентация: заставка «Образ жизни народа». (Проанализировать!)
И всё-таки самое страшное – это ГУЛАГ. Людей не только использовали как дармовую бессловесную силу – к ним относились как к расходуемому человеческому материалу.
Так, в 1989-1990 годах впервые появились страшные свидетельства из лагеря Бутугычаг – Долины смерти.
…Мне помнится
Родник Бутугычаг
И горе
У товарищей в очах.
Скупая радость,
Щедрая беда
И голубая
Звонкая руда.
Я помню тех,
Кто навсегда зачах
В долине,
Где рудник Бутугычаг.
И вот узнал я
Нынче из газет,
Что там давно
Ни зон, ни вышек нет.
Что по хребту
До самой высоты
Растут большие
Белые цветы…
В системе атомного ГУЛАГа там располагался комбинат под кодовым названием «Строительство – 665». Все эти места были засекречены вплоть до 1990 года. Ни заключённые, ни вольнонаёмные рабочие не знали, что добывали уран – он проходил в документах как «свинец». Этот лагерь описан в повести Анатолия Жигулина «Чёрные камни», но и он не знал об уране. Уровень радиации высок до сих пор, а полвека назад человек, работавший на печах, где выпаривали воду из уранового концентрата, жил не более 2-х недель. Территории вокруг лагеря усыпаны человеческими костями, черепами; многие штольни забиты полностью такими же останками. По официальным данным здесь погибло 380 тысяч человек. Но этот лагерь был самым страшным не только из-за урана – ни один заключённый, ожидавший в Соликамске (Всесоюзной пересыльной тюрьме) решения по своему делу и отправки в лагеря, не мог не думать с ужасом о Долине смерти. Ведь косвенная информация просачивалась через все запреты. Если в газетах писали, что там в условиях «условной газовой атаки» «условным пострадавшим» сделаны операции на глазах и в брюшной полости, а при этом все участники в противогазах, и опыт хирургический «вполне удался», то что мог понять думающий человек?
Те, кто чудом остался в живых после этого лагеря, носят на руке выжженное клеймо. И это ещё не самое страшное – страшно смотреть на огромное количество человеческих черепов с аккуратными распилами. Здесь, в Долине смерти, вскрывали и изучали человеческий мозг на живых людях – на живых для чистоты эксперимента. Потом агонизирующих людей пристреливали в затылок, о чём тоже говорят и останки, и судебная экспертиза, и документальные фотографии из архивов лагеря. В своё время в расследовании этой чудовищной программы советского правительства принимал участие Александр Солженицын.
Презентация: фотодокументы показывать параллельно тексту.
Вернёмся в «пермские дремучие леса», в которых тогда для многих начинались нечеловеческие страдания.
Последние истлеют крепи,
И рухнет небо мертвеца,
И, рассыпаясь в пыль и пепел,
Я домечтаю до конца.
(Варлам Шаламов)
Красновишерск – единственный город в России, который определил своё отношение к трагическим страницам нашей истории. При въезде в город – стенд со словами (как гражданский щит города!).
Презентация: вставка текста щита (по Шаламову).
Только в Красновишерске силами общественности, власти и бизнеса (помогал ЛУКОЙЛ) установлена мемориальная доска памяти жертв политического террора (2007 год). Для сравнения – в Перми улицы Коммунистическая, Большевистская, Ленина, 25 Октября выводят к так называемому тюремному скверу – скверу Декабристов, а там – памятник палачам, сотрудникам уголовно-исправительной системы, погибшим в мирное время, а ещё точнее – смершевцам, тем, кто приводил приговор в исполнение, палачам.
Итак, в Перми, через которую прошли сотни тысяч заключённых и сотни тысяч оказались погребёнными во рвах и болотах, памятника жертвам репрессий в центре города нет. Есть небольшой памятник на одном из кладбищ. Попробуй, найди его! У нас многого нет – нет памятника Мандельштаму (он с женой в Чердыни отбывал ссылку), нет памятника Пастернаку, работавшему в Березняках на содовом заводе, где теми же дорогами спустя 13 лет пройдёт Варлам Шаламов… Этот список можно продолжать и продолжать…
(Текст по репрессированному литературному Прикамью - выступает учитель литературы Мирошина Л.В.) (Последовательно фотографии – Жигулин А., Мандельштам О., Смеляков Я., Клюев Н., Волков О., Шаламов В., Домовитов Н., далее в тексте есть фотографии А.Солженицына)
Мемориал В.Шаламову открыт на месте 1-го образцово-показательного лагеря, где отрабатывалась технология уничтожения человеческого в человеке, где свободная личность превращалась в бессловесную рабочую силу. Первые строители на Вижаиху прибыли в 1928 году. 150 человек. Это было 4-е отделение СЛОНа, созданного в 1924 году (дата определяется первым лагерем на Соловках). А всего только через этот лагерь пройдёт около 70 тысяч заключённых.
Тип лагеря ГУЛАГа складывался именно здесь, на Вишере. Лагерь, как значимый хозяйствующий субъект государства. Основы криминальной экономики закладывались тоже здесь.
В Пермской области в разные годы существовала целая сеть лагерных отделений: Вишерлаг, Кизеллаг, Кусьинлаг, Соликамлаг, Ныроблаг, Усольлаг, Широклаг. В состав каждого входили десятки лагерей, лагерных пунктов, спецкомандировок, строительных и дорожных колонн. Сотни тысяч заключённых «мотали» свои сроки в Прикамье. Большинство – осуждены по политическим мотивам. Здесь были казаки с Дона, немцы Поволжья, крымские татары, жители Тюмени, Челябинска, Кургана, армяне, поляки и так далее. Вавилонское столпотворение.
Отношение – на уничтожение. Так, начальник санитарной части 301-й колонны Широклага на жалобы больных отвечал: «Вы паразиты, сволочи, бандиты. Вас надо убивать, а не лечить». Моя знакомая, прошедшая Ныроблаг, до конца жизни не могла заставить себя съесть кусочек гриба – так с детства в память врезались «грибные люди» (рассказать эпизод!).
Или вот деталь из быта (опять же по Шаламову):
«В них, этих бараках, новичку указывали жестом руки на тёмный и вонючий угол, где не было места не только человеку, но и кошке. Новичок взбирался на спящих, закрывал глаза. Силой собственной тяжести продавливал место в других телах». Это ещё хорошо, если уже был барак.
Средств механизации никаких – кайло и лопата. Котлованы рыли глубиной до 25 метров.
Под оползнями и отвалами погибали люди. Особенно тяжело было человеку в лесу, куда с особым садизмом загоняли людей из регионов, где леса нет, и они там просто погибали. Да ещё и не выпускали из леса, держа голодом, пока не выполнял норму. Так строился ЦБК, так строились многие другие промышленные гиганты нашего края.
Трупы не хоронили, их складировали, обливали известью и бросали во рвы.
Презентация: сопутствующие кадры хроники и фотографии.
После Христа, считал Пастернак, человек умирает не под забором и не на улице, а у себя в истории. Теперь мы знаем, как умирали в нашей истории.
«Кровавая жатва» не выбирала - погибали талантливые, делающие, думающие – 31 тысячу дел составляет картотека по политическим репрессиям 30-х годов только в Прикамье. Изломаны судьбы, многие убиты, посажены, такие, как авиаконструкторы Туполев, Петляков, Чаромский, такие, как руководители крупнейших предприятий Побережский, Грановский, Цифринович и так далее. Можно продолжать бесконечно.
Талант и нужность не спасали. Так, в армии перед войной было репрессировано 43 тысячи человек только из командного состава, не говоря о рядовых. Шаламов описывает знаменитый сельхоз на другом берегу Вишеры, где заключённый Хан-Гирей выращивал невиданную капусту в два обхвата. Татарский князь с детства мечтал выращивать розы. Его цветы возили из лагеря на выставку в Свердловск. Он думал – это путь к свободе. Начальник лагеря Берзин требовал на свой стол свежую розу ежедневно, независимо от времени года. И каждый день она была на его столе. Хан-Гирей был великим селекционером. Берзин забрал его с собой на Колыму, где Хан-Гирей стал основателем целого ряда отраслей сельского хозяйства, но 16 сентября 1937 года он был приговорён к расстрелу.
30-е годы – чёрная полоса в истории нашего края. «Десятка» - детский срок, а норма для взрослого – в основном 25 лет. Не обошли аресты и Нытвенский район. Мало сохранилось материалов, но вот некоторые.
(Выступает краевед-любитель, автор нескольких книг и документальных фильмов по истории нашего посёлка и района Куликова Тамара Васильевна.)
Презентация: архивная справка.
Вот так – немного – о той страшной эпохе. Нелегко узнавать об искорёженных судьбах наших соотечественников. Но трагические страницы не вырвать из истории. Пермское общество «Мемориал» в 1996 году поставило небольшой памятник жертвам сталинизма недалеко от воинского кладбища. Хотелось бы, чтобы память о трагедии сталинской эпохи предостерегла нас от повторения прошлого. Давайте почтим их память минутой молчания.
(Звучит метроном.)
Спасибо. Прошу садиться. Месяц ноябрь в нашем календаре сегодня особенный: его праздники связаны с пониманием гражданского согласия, примирения, поэтому так важно и то, что мы помним о безвинных страданиях многих людей. Опыт должен помогать обществу избегать подобных страшных ошибок.
На этом наш публичный классный час «День Памяти» закончен. Благодарю всех за участие.
Использованные источники и литература:
- Прикамье. Век ХХ. Учебное пособие (Л.А.Обухов и другие). – Пермь,1999 год.
- Е.Д.Полнер. История Отечества. Дидактический материал для преподавателей и учащихся школ, профтехучилищ, техникумов. – Санкт-Петербург, 1993 год.
- Суслов А.Б. Спецконтингент в Пермском крае в конце 20-ых – начале 50-ых годов ХХ века. – Екатеринбург, 2004 год.
- Э.Горюхина. Город, который себе ничего не простил. Новая газета. – Москва-Пермь-Красновишерск-Соликамск-Боровск-Березняки, 14 сентября 2007 года.
- Фотодокументы: С.Мельников. ГУЛАГ – с фотокамерой по лагерям. 1989-1990гг. (IPV News USA, 2006-2008).
- Архивные материалы по Нытвенскому району.
Примечание от автора: Уважаемые коллеги, в каждом регионе свои печальные страницы, поэтому целесообразно использовать местный фактический материал и приглашать для его освещения специалистов – текст их выступления желательно соотнести с основным не только по содержанию, но и по времени. Аналогичным образом представляется включение в общий план выступления учителя литературы, можно отредактировать текст с учётом местных реалий, дополнить или заменить литературный фоторяд. Прошу внимательно отнестись к рекомендации не показывать данную презентацию детям младших и средних классов – не надо травмировать не окрепшую детскую психику; более того, использовать материалы по истории Прикамья в 8 классе (в тех школах, где есть такой предмет) тоже надо очень осторожно, хотя эта тема там предусмотрена программой). Для вопросов мой адрес: bejlovatn&mail.ru