Обобщающий урок по математике во 2-м классе по теме "Сложение и вычитание" на краеведческой основе

Разделы: Математика


Форма урока: заочная экскурсия

Цели:

  • закреплять навык устных и письменных приемов сложения и вычитания в пределах 100.
  • развивать математическую речь, творческое и пространственное воображение.
  • воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование: предметные картинки, силуэтное изображение трактора для конструирования, схемы задач, карточки для игры “Угадай слово”, аудиозапись песен “Деревенская дорога”, “Ручки”, “Звуки окружающего мира”, 2 книги “Озерки – тихая моя Родина”, видеофильм “Озерки”.

У учащихся: учебник, тетрадь, набор геометрических фигур для конструирования.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Д.:

Динь-дилинь
Звенит звонок,
Начинается урок!

У.: Улучшим мозговое кровообращение, подготовим кисти рук к письму

(комплекс упражнений)

2. Вступительное слово, сообщение темы и задач урока.

(звучит отрывок из песни “Деревенская дорога”)

У.: Какие хорошие слова! Вы каждый день идете в школу знакомой дорогой, встречаете односельчан, здороваетесь с ними. Сегодня мы с вами еще раз пройдемся по селу, посмотрим на него немножко другими глазами, узнаем о нашем селе много нового. Ведь, чтобы любить Родину, надо много знать о ней. А заодно повторим материал по теме “Сложение и вычитание”

3. Работа по теме урока.

У.: Пред вами на доске план-карта нашего села. Начнем нашу экскурсию по селу от здания школы.

(демонстрация кадров из видеофильма “Озерки” об Озерской СОШ)

Задача: Во втором классе 5 учеников, в третьем 8 учеников, а в первом на 2 больше, чем во втором и третьем вместе. Сколько учеников в первом классе?

(дети решают задачу у доски и в тетрадях)

У.: Какое здание находится напротив школы?

Д.: Магазин

У.: Давайте перейдем дорогу и остановимся у магазина. Как надо переходить дорогу?

(дети рассказывают правила перехода улицы)

У.: Что можно купить в магазине?

Д.: Продукты, игрушки, обувь…

У.: Какие продукты хранятся в мешках? (рисунок 1)

Рис. 1

Д.: Мука, сахар, крупа…

У.: Составим задачу по схеме:

Было -…

Продали - …. и еще…

Осталось - ?

Д.: В мешке 50 кг сахара. В первый день продали 17 кг, во второй 18 кг. Сколько кг сахара осталось в мешке?

(дети решают задачу)

У.: Продолжим нашу экскурсию. Куда пойдем дальше, мы узнаем, когда решим примеры на с. 33 № 1 и составим слово.

(дети решают примеры и составляют слово “Клуб”)

У.: А вы ходите в клуб? Зачем?

Д.: Мы ходим на кружок. Там мы танцуем!

У.:

Хорошо мы потрудились
И немножко утомились
Приготовились, ребятки,
Танцевальная зарядка!

(дети выполняют упражнения под песню “Ручки”)

У.: Какое еще культурное учреждение находится в здании клуба?

Д.: Библиотека

У.: А что это такое?

Д.: Библиотека – это хранилище книг.

У.: Но самым главным богатством, гордостью библиотеки являются 2 книги “Озерки – тихая моя Родина”. Главная тема этих книг – наши Озерки, наши люди, наши дела и заботы, духовная жизнь нашего села. Эта книга появилась на свет благодаря Шелковниковой Серафиме Кирилловне, ее преданности и любви к своей малой родине. Сегодня Серафима Кирилловна присутствует на нашем уроке. Спасибо Вам, за ваш труд!

(дети вручают цветы автору книги)

У.: А здесь, Юра, и про тебя написано. Ты у нас один из лучших читателей.

(зачитывается отрывок из книги)

У.: Решим задачу про Юру.

За два месяца Юра прочитал 23 книги. За первый месяц он прочитал 12 книг. Сколько книг он прочитал за второй месяц?

(дети решают задачу)

У.: Рядом с клубом стоит скромный обелиск. Эти символы народной памяти говорят о тех, кто погиб на войне. В этой книге написаны имена тех, кто не вернулся с полей сражений. Напишите в тетради цифру 1, справа припишите цифру 2, и слева цифру 2. какое получилось число? 212. прочитайте его. Именно столько озерчан погибли в годы Великой Отечественной войны.

У.: Ну что ж, пойдем дальше? Какое двухэтажное здание находится в центре села?

Д.: Контора

У.: Правильное название – здание правления нашего хозяйства. Что вы о нем знаете?

Д.: Там деньги дают.

Там зарплату дают

У.: Что такое зарплата?

Д.: Это плата за труд

У.: Из чего складывается зарплата за месяц?

Д.: Из того, что человек заработал за каждый день.

У.: Как называются числа при сложении? Выполним упражнение на сложение с. 33 № 14 (ч 1)

У.: Дошли до перекрестка. Куда попадем, если повернем налево?

Д.: В Бутурлиновку.

У.: А мы пойдем направо. И дойдем до…( рисунок 2)

Рис. 2

Д.: Гаража

У.: Для такого большого хозяйства нужен большой автомобильный парк.

В гараже:

  • Газ – 5 авт.
  • КАМаз – 4 авт.
  • Автобус – 1 авт.
  • Пожарная – 1 авт.
  • Легковых – 5 авт.
  • ЗИЛ – 5 авт.

Самых добрых слов заслуживают водители автопарка Н.В.Шелковников, А.А.Зубков, А.Н.Бондарев, В.В.Головков, Е.Н.Шестопалов и другие. Своим самоотверженным трудом они стараются в короткий срок вывезти урожай с полей.

Посчитаем сколько всего автомобилей.

Утром в гараже осталось 2 автомобиля. Сколько автомобилей выехало из гаража?

Д.:

  • Всего – 21 авт.
  • Уехало – 2 авт.

У.: За гаражом находится здание тракторного отряда – полеводческая

(зачитывается отрывок из второй книги “Озерки – тихая моя Родина” о механизаторах)

У.: Сейчас из геометрических фигур мы сложим силуэт трактора (рисунок 3)

У.: Дошли до второго перекрестка. И куда мы не повернем, направо или налево, мы попадем на ферму.

(звучит животноводческой фермы)

(заучивается отрывок из книги “Озерки – тихая моя родина” о доярках)

4. Итог урока, выставление оценок

У.: Наша экскурсия заканчивается. Мы побывали лишь на нескольких объектах. А поможет нам узнать об истории села, о его людях эти две прекрасные книги “Озерки – тихая моя Родина”. Вы сегодня прекрасно потрудились, заслужили хорошие отметки.

5. Домашнее задание

У.: Решите две задачи про садик. Мы ведь там не были (ч. 1, с. 34 № 9, 10).