Тип урока: комбинированный.
Цели и задачи урока:
- Познакомиться с понятием «кодирование информации», «код», со старинными системами нумерации.
- Сформировать умение кодирования информации в римской системе нумерации.
- Воспитывать чувство уважения к историческому прошлому человечества.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока:
- ЗНАТЬ: Способы работы с информацией, заключающиеся в ее преобразовании;
- УМЕТЬ: Преобразовывать информацию с помощью римской системы счисления;
Необходимое оборудование и материалы: Компьютер, мультимедийный проектор, прикладная программа «Римская система счисления» из УМК «Первые шаги в мире информатики» – «Фантазия», компьютеры для учеников по количеству учащихся в классе, учебник-тетрадь.
Ход урока
I. Мотивация учащихся
Демонстрируется слайд 1 с темой урока, после чего учитель вместе с учащимися в ходе фронтальной беседы формулируют цели и задачи урока, которые демонстрируются на слайде 2.
II. Ход и содержание урока
Слайд 3 предназначен для актуализации новых знаний: в ходе фронтальной беседы учитель подводит учащихся к формулировке основных понятий урока: «кодирование информации», «код», которые демонстрируются на слайде 4.
Слайды 5 и 6 – знакомство учащихся с различными способами кодирования информации с помощью систем нумерации с древних времен : узелковое письмо, шумерская клинопись, египетские иероглифы.
Слайд 7 – знакомство с древнерусской нумерацией.
Слайд 8 – выполнение задания на кодирование информации с помощью древнерусской системы нумерации.
Слайды 9-10 – знакомство с римской системой счисления (РСС).
Слайды 11-12 – выполнение задания на перевод чисел в РСС.
Слайд 13 – формулирование правил записи чисел в РСС.
III. Проверка и оценивание ЗУНКов
Слайды 14-15 – выполнение заданий в римской системе счисления (выполнить действия с числами в РСС, сравнить числа в РСС).
Слайд 16 – физкультминутка.
Слайд 17 – продолжить ряд чисел в РСС.
Слайды 18-21 – игра «Скажи, который час?» с циферблатом в РСС.
IV. Рефлексия деятельности на уроке
Слайд 23 – в конце урока проводится рефлексия содержания учебного материала для выявления уровня осознания содержания пройденного, для чего используется прием незаконченного предложения, которые демонстрируются на слайде.
V. Домашнее задание
Слайд 12 – зад. В учебнике-тетради с. 35 (записать пример числами в РСС, выполнить действия и записать ответ в РСС).
Дополнительная необходимая информация
Слайд 22 – инструктаж работы в прикладной программе «РСС»
В помощь учителю
Использованные источники и литература:
- УМК «Первые шаги в мире информатики» С.Н. Тур, Т.П. Бокучава (книга-тетрадь для учащегося, методическое пособие для учителя, CD-диск с программными материалами), БХВ-Петербург, 2008.
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить:
ММП соответствует всем аспектам урока: образовательному, развивающему и воспитательному и направлены как на решение традиционных задач: усвоение знания и их систематизация, так и на выполнение на современном этапе инновационных задач: формирование мотивации и навыков самоконтроля, коммуникативных навыков и развития информационной компетентности.
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим: Предполагается использование ММП и на следующих уроках, чтобы с их помощью лучше структурировать материал и повысить мотивацию учащихся.