Ситуация в обществе сегодня складывается таким образом, что возникает необходимость не только улучшения условий для сохранения жизни и здоровья детей, но и поиска эффективных форм и методов работы с самими детьми, более тесного сотрудничества с их родителями, взаимодействия дошкольного учреждения с общественными организациями.
Уровень компетенций у ребенка и родителей по безопасности при пожаре недостаточен. Опрос детей младшего дошкольного возраста показал, что в случае пожара им свойственно спрятаться в шкаф или под кровать, плакать и звать маму.
Содействовать формированию культуры безопасного поведения при пожаре целесообразно в дошкольном возрасте, когда такие возрастные психофизические особенности, как чрезвычайная любознательность, эмоциональность, подвижность, непонимание подстерегающих человека опасностей, а так же неумение прогнозировать последствия своего поведения вызывает множество проблем, часто приводящих к печальным последствиям. Воспитание культуры безопасного поведения при пожаре включает как отработку навыка, так и психологическую готовность действовать в такой ситуации.
Задачи формирования культуры безопасного поведения при пожаре оптимально помогают решать следующие формы работы: дидактические игры; сюжетные игры; беседы; ситуативный разговор; реализация проектов; мастерская по изготовлению продуктов детского творчества; совместные действия со сверстниками, педагогами, родителями; решение проблемных ситуаций; экскурсии; экспериментирование; чтение и обсуждение прочитанного.
Очень важно, чтобы каждый ребенок овладел навыком безопасного поведения при пожаре, а так же психологически подготовить ребенка к появлению в его жизни данной ситуации, что позволит ему в нужный момент сконцентрироваться и принять правильное решение.
Правила обращения с огнем для воспитанных детей \средняя группа \
Цель: формирование навыков безопасного поведения при пожаре.
Задачи:
- Закрепить знания детей об опасности игры со спичками как причине пожара.
- Формировать у детей навык адекватного реагирования на пожар.
- .Воспитывать умение сопереживать всем , кто попал в беду.
Материал:
- костюмы и декорации для драматизации “Кошкин дом”,
- памятки с изображением пожарной машины,
- цифры 0 и 1,видеоролик “Колобок”,
- магнитофон,
- оборудование для просмотра видеоролика.
Ход занятия
Дети играют.
- Ребята, прислушайтесь, мне кажется, что в группе кто-то пищит (магнитофон). Воспитатель находит коробок спичек.
-Что это? (спички)
-Да это спички! Как интересно! Они что-то говорят.
Спички говорят, что они очень хотят поиграть с нами, они предлагают , чтобы мы их зажигали, а они будут гореть. Всем будет весело. Может, поиграем со спичками? (нет) А почему? (пожар).
Ребенок рассказывает стихотворение.
Стихотворение “Спички”.
Не играй, дружок, со спичкой,
Помни ты – она мала,
Но от спички-невелички
Может дом сгореть дотла.
Для забавы, для игры
Спички в руки не бери.
Ведь нельзя шутить с огнем,
Помни ты всегда о том:
Кто с огнем неосторожен,
У того пожар возможен.
Садитесь на стульчики, и посмотрите, к чему может привести игра со спичками.
Драматизация “Кошкин – дом” (кошка – родитель).
- Вы сопереживаете кошке? А почему?
- Ребята, а из-за чего начался пожар у кошки в доме?
- Что кошка сделала неправильно?
- А что кошка могла сделать, чтобы спасти дом? (вызвать пожарных по № телефона 01)
- Кошка, а ты знаешь № телефона пожарной службы? (нет)
- Ребята вы хотите помочь кошке? А как мы можем ей помочь? (предположения детей). Я предлагаю сделать памятку для кошки, чтобы она запомнила по какому № телефона вызывать пожарных. Согласны?
Дети садятся за столы. На столах фото пожарной машины, цифры 0, 1.
- Так по какому № телефона надо вызывать пожарных?
- Давайте наклеим эти цифры на фотографию пожарной машины, и у нас получатся памятки, которые мы подарим кошке и другим ребятам детского сада.
- Какую цифру мы наклеим первой? (0) Покажите мне 0.
(Дети наклеивают цифру. Кошка помогает.)
- Теперь какую цифру надо приклеить?(1).
(Дети приклеивают еще одну цифру. Крепим на мольберт.)
- Смотрите, какие памятки у нас получились.
- Кошка: Спасибо, ребята, теперь у меня будет памятка, и я всегда буду знать по какому № телефона вызывать пожарных, если, вдруг, случится пожар.
- Кошка, а ты знаешь, что надо сказать, вызывая пожарных? (нет)
- Ребята, поможем кошке? Что же надо сказать, вызывая пожарных?
(меня зовут…; у меня пожар; приезжайте по адресу…)
- Молодцы! А хотите поиграть в игру “Вызови пожарных”.
Родители-диспетчеры пожарной службы. Дети звонят пожарным.
(отрабатывается навык вызова пожарной службы).
Дети делятся на две команды, подходят к столам.
Родители объясняют правила, в конце игры подводят итоги.
- А еще, ребята, запомните, что с сотового телефона вызвать пожарных можно, но по другому номеру. Дома с родителями вы нарисуете рисунок на тему: “Спички детям не игрушки” и напишете на нем №, по которому можно вызвать пожарных с сотового телефона.
Просмотр видеоролика “Колобок”.
- Вы посмотрели видеоролик о правилах пожарной безопасности, давайте еще раз проговорим их для кошки.
- Скажите, что надо делать, если случится пожар?
(покинуть помещение, вызвать пожарных, сообщить соседям).
- А чего нельзя делать?
(прятаться, открывать окно, заливать водой электроприборы).
- Молодцы! Сегодня вы научили кошку, как вести себя на пожаре. Я вижу, что вы знаете правила пожарной безопасности, и я уверена,
что даже если случится пожар, вы знаете, как правильно поступить.
Памятки дети дарят ребятам из других групп.