Тренинг "Психологическая поддержка педагога"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: обучение способам снятия эмоционального напряжения, предупреждение и преодоление возможных последствий психологического перенапряжения, формирование навыков эмоциональной поддержки.

Задачи:

  1. Снижение негативных переживаний и трансформация их в положительные эмоциональные состояния.
  2. Ознакомление с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний.
  3. Формирование потребности в самоуправлении и саморегуляции своих эмоциональных состояний.

Количество участников: 8-10 человек.

Предполагаемый результат:

  • оценка своего психоэмоционального состояния;
  • снижение эмоциональной нестабильности, уровня тревожности и нервно-психического напряжения;
  • уменьшение общей неудовлетворенности;
  • выработка навыков психологического самовоздействия.

Ход тренинга

Упражнение 1. Знакомство

Сегодня мы будем работать с вами вместе. Часто, люди работающие в одном коллективе не знают о том, что у коллеги живет чудесный говорящий попугай…Сейчас в течение пяти минут подумайте, о том, что бы вы могли рассказать нам о себе и что вы хотите от данного тренинга.

Также вам предстоит сделать бейджик со своим именем, которым бы вас называли здесь.

Все арт-средства на столе.

Презентация участников.

Рефлексия.

Все ли вы рассказали, что хотели, может в голову приходят еще какие-то мысли? Чья презентация вам понравилась, почему? Что бы вы могли еще добавить?

Упражнение 2. Метафора здоровья

Часто мы сравниваем свое состояние с выжатым лимоном или говорим здоров как бык и т.д. Вокруг нас существует множество предметов и явлений способных отразить наше состояние. Подумайте на что похоже ваше внутреннее состояние и отчего оно зависит? И потом расскажите об этом по к ругу.

Высказывание участников по кругу.

Рефлексия.

Какие характеристики позволили вам провести аналогии с предметами и явлениями? На сколько четко отражает метафора ваше состояние?

Хотели бы вы изменить его ? Как?

Обсуждение

«Здоровье дороже всего» гласит народная мудрость.

Пожалуйста, выскажите свое мнение:

  • Как вы относитесь к своему здоровью?
  • Что в вашем понимании значит быть здоровым?
  • Что мешает быть здоровым?

«Создается портрет здорового педагога. (записать на ватмане)

Профессиональная деятельность педагога характеризуется:

  1. нагрузкой на эмоциональную сферу личности,
  2. эмоциональная насыщенность деятельности,
  3. концентрация внимания,
  4. повышенная ответственность за жизнь и здоровье детей.

Напряженные факторы такого рода оказывают влияние на эмоциональное и физическое самочувствие педагога: появляются нервозность, раздражительность, усталость, разного рода недомогания. Профессиональный долг педагога обязывает принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, возмущения, недовольства, отчаяния, однако внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс, не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье.

Успех в творческой педагогической деятельности, невозможен без анализа «слагаемых» успеха, рефлексивных умений. Перечислим некоторые из них:

  1. критичность,
  2. умение анализировать, владеть ситуацией,
  3. умение вставать на позицию другого,
  4. эмпатийность.

Упражнение 3. Я люблю и не люблю…

«Я люблю себя за … и не люблю за …

Рефлексия. Что было не легко, почему? Что чувствовали в этот момент?

Почему?

Упражнение 4. Восприятие жизни

 Разделите лист на две колонки. В левой запишите события своей жизни, неприятные для вас, в правой положительные аспекты тех же событий. При этом придерживайтесь следующих правил:

  1. Не обсуждайте и не обдумывайте идеи.
  2. Записывайте все идеи, которые придут в голову.
  3. Не оценивайте идеи как плохие или хорошие.

Рефлексия: Можно ли найти положительные аспекты в любой неприятной ситуации? В чем значение положительной интерпретации ситуации? Важно! Как вы относитесь к ситуации! Не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней!

Упражнение 5. Ливень

Ведущий находиться в кругу, он делает определенные движения и все повторяют эти движения по кругу. Так он поворачивается к участникам лицом и после этого начинает выполнять. Выполняют до тех пор, пока ведущий не даст новое движение.

Виды движений:

1-й круг – потирание ладоней,
2-й круг щелканье пальцами,
3-й круг похлопывание по бедрам,
4-й круг притоп с хлопком.
И далее повтор.

Рефлексия. Что было приятным? Что получилось? Что нет? Что вы чувствовали?

Упражнение 6. Карусель

Участники встают в два круга: внутренний спиной к центру, внешний лицом к центру, образуя пары. По сигналу круги начинают двигаться противоходом, меняясь в парах. В каждой паре участники должны сказать друг другу комплимент.

Рефлексия.

Что почувствовали? Понравился ли комплимент? Легко ли было говорить?

Как реагировали?

Упражнение 7. Послание

Участникам предлагается завершить предложение:

  1. Во время тренинга я поняла, что…
  2. Самым полезным для меня было…
  3. Сложным было…
  4. Хотелось бы...

Рефлексия.

Ведущий просит участников высказать свое мнение о том, что происходило в группе, поделиться своими собственными ощущениями и мыслями.